Положение о школьном портфолио для начальной школы (1-4 класс) по ФГОС.


ПОЛОЖЕНИЕ
о Портфолио индивидуальных образовательных достижений
на уровне начального общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о Портфолио индивидуальных образовательных достижений (далее – Портфолио) разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10. 2009 № 373 (далее – ФГОС НОО) в целях создания условий реализации Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее – ООП НОО, Школа).
1.2. Положение определяет основные направления и цели использования Портфолио в системе оценки, порядок его формирования, структуру, содержание, критерии оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которые можно оценивать с помощью Портфолио. А также использование данных об их динамике в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующий уровень образования.
1.3. Положение определяет состав инструментария и процедуры оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения инновационной системы Порфолио.
1.4. Портфолио – комплекс документов, представляющих совокупность лучших индивидуальных достижений обучающегося, демонстрирующих как конкретные формы деятельности, так и образовательные результаты, которые он самостоятельно отобрал и выполняющих роль индивидуальной оценки, ориентированной на демонстрацию динамики образовательных достижений обучающегося (личностных, предметных и метапредметных) в широком образовательном контексте.
1.5. Портфолио – инструмент, оптимальный способ организации текущей системы оценки, инновационная система, объединяющая возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания за определенный период обучения в школе.
1.6. Портфолио – новая система обратной связи во взаимодействии учителя и ученика, ориентированная на более полное понимание обучающимся целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки, нацеливающая школьников на саморазвитие, самообразование и в итоге на улучшение учебы.
1.7. Портфолио - средство документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя, оно дает возможность использовать индивидуальные методы обучения и показывает, насколько успешно достигнута учащимся учебная цель, что позволяет учителю оценить эффективность используемых методик.
2. Цели Портфолио2.1. обновить и совершенствовать качество образовательной деятельности:
качество управления образовательной деятельностью, образовательной средой, содержанием образования, методов обучения;
качество организации образования и используемых для этого ресурсов;
качество целеполагания образовательной деятельности;
качество жизни учащихся в школе;
качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.
2.2. обеспечить системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
2.3. выявить динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения в начальных классах.
3. Задачи
3.1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся
3.2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3.3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
3.4. формировать умение учиться - ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.
3.5. укреплять взаимодействие с семьей обучающихся, повышать заинтересованность родителей (лиц их заменяющих) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
4. Порядок формирования Портфолио и состав инструментария.
4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника, обязательная составляющая итоговой оценки, и играет важную роль при переходе на следующий уровень образования для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. В школе в технологии инновационной системы оценки Портфолио используется 2 инструмента:
брошюра-организатор «Мой Портфолио» (Иванов А.А., издательство «Просвещение»). Каждая брошюра рассчитана на один год работы. Пособие для 1 класса дополнительно охватывает дошкольный период и совмещает Портфолио дошкольника с Портфолио первоклассника. Пособие для 4 класса содержит дополнительные материалы для подготовки и оформления итогового Портфолио.
Портфолио – накопительная папка с файлами формата А4, сборник материалов: документов, работ обучающихся и отзывов; Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
4.3. Период составления портфолио- 1- 4 года (1-4 классы начальной школы). Папка Порфолио и брошюра-организатор «Мой Портфолио» обязательно в наличии у каждого обучающегося с 1-го по 4-й класс.
4.4. Основное назначение брошюры-организатора «Мой портфолио» - помочь органи-зовать работу обучающихся, их родителей (лиц их заменяющих) и учителей с Портфолио таким образом, чтобы:
в Портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня на данный момент достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, особенности личностного развития;
Портфолио содержал необходимую информацию, достаточную для обоснованного выбора индивидуальных методик обучения и постановки перед школьником новых учебных целей на следующей ступени образования;
Порфтолио содержал разнообразные свидетельства (видео- и аудиозаписи, тексты, предметы, фотографии и пр.) достижения учащимся предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных ФГОС НОО для данного периода обучения, оценка которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям;
Портфолио мог быть использован при проведении независимой внешней оценки для аттестации учителя.
4.5. При формировании Портфолио обязательно необходимо учитывать два показателя — комплексность (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования) и отражение динамики развития.
4.6. Для итоговой оценки в составе Портфолио необходимо наличие материалов, демонстрирующих динамику формирования у ребенка определенных знаний, умений и навыков (работы, документы, записи и пр.), отражающих две группы результатов:
промежуточных, представляющих достижения обучающегося при завершении темы, курса и зафиксированных в виде предметных или метапредметных знаний либо навыков, конкретного результата;
итоговых, представляющих лучшие работы за весь курс начальной школы и демонстрирующих лучшие достижения в области как предметных, так и метапредметных результатов.
4.7. При использовании аудио- и видеозаписей обязательно наличие письменного разрешения родителей (лиц их заменяющих) на включение этих форм предоставления результатов в Портфолио. Информация о мероприятиях, на которых возможна или необходима аудио- или видеозапись должна быть доведена до сведения обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
4.8. Для проведения специально организованной работы с Портфолио на каждой параллели 1-4 классов выделяется время в плане внеурочной деятельности и эти мероприятия включаются в план воспитательной работы каждого класса.
4.9. В школе устанавливается период, который отводится для организации работы по созданию (во 2-4 классах по обновлению данных) накопительной папки Портфолио и ознакомлению обучающихся и родителей (лиц их заменяющих) с правилами работы с брошюрой- организатором Порфолио: 1 четверть учебного года.
4.10. Сбор материалов для Портфолио требует отдельных организационных мероприятий. Отбор и оценка работ для Портфолио ведётся, прежде всего, самим обучающимся, при участии классного руководителя и семьи. Учитель обучает порядку пополнения Портфолио материалами и их оцениванию по критериальной шкале: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
4.11. Обучающийся всегда может поместить в какой-либо раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий и т.п.
4.12. Включение в Портфолио каких-либо материалов без согласия обучающегося не допускается.
4.13. Если какой-то материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
4.14. Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики в 1 классе, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам за каждый период обучения, результаты диагностик метапредметных результатов, с указанием процента достижения обучающимся планируемых результатов по отношению к базовому уровню, повышенному уровню.
4.15. Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть Портфолио: после проведения промежуточной диагностики предметных результатов.
4.16.В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).
4.17. Папка Портфолио хранится у обучающегося дома и приносится в школу раз в четверть. Брошюра-организатор «Мой Портфолио» хранится дома, приносится в школу на специально организованные занятия (в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием внеурочной деятельности).
4.18. При переводе ребенка в другую образовательную организацию Портфолио должно быть заполнено классным руководителем всеми необходимыми результатами диагностик.
4.19. При приёме в Школу родители (лица их заменяющие) вместе с личным делом ребенка предоставляют Портфолио образовательных достижений с результатами предыдущих диагностик проводимых в другой образовательной организации.
4.20. Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
5. Структура, содержание Портфолио и формы предоставления результатов
5.1. В школе используется комплексная структура папки Портфолио , включающая в себя 3 вида Портфолио.
5.1.1.Портфолио работ — собрание формальных и творческих работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых ребенком внеурочных и факультативных занятий, реализуемых в рамках ООП НОО. Портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов. Качественная оценка Портфолио работ дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. В «Портфолио работ» прилагаются работы обучающегося, тексты работ, электронные версии, фотографии; показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Этот раздел включает в себя:
исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте);
техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее описание);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
другие формы творческой активности, указывается продолжительность занятий, участие в концертах;
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);
участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат);
участие в конференциях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащихся);
спортивные достижения (указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда);
иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащихся.
5.1.2.Портфолио документов — собрание официальных (заверенных и оформленных) документов, подтверждающих индивидуальные образовательные достижения обучающегося: дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты, свидетельства, удостоверения. Эти материалы характеризуют достижения обучающегося в рамках внеурочной и досуговой деятельности. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — возможность соотнести уровень достижений с планируемыми результатами освоения ООП НОО.
5.1.3.Портфолио отзывов включает систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями и навыками, УУД, метапредметными навыками (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.). Данные материалы могут быть получены от учителей, работников системы дополнительного образования, внешних экспертов и далее одноклассников, родителей (лиц их заменяющих). Отзыв может также отражать различные формы анализа (и рефлексии) учащимся своей деятельности и ее результатов. Эта форма Портфолио дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением. Портфолио отзывов может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Главное — он должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности.
5.2. В Портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов, целесообразно включать следующие материалы.
Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках ООП НОО.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя­предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя­предметники, школьный педагог-психолог, педагог-организатор и другие непосредственные участники образовательных отношений.
Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них уровня достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
5.3 Совокупность работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому, литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные авторские работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии — фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
5.4. Основные разделы Портфолио: «Мой мир», «Мои учебные достижения», «Мои достижения вне учёбы».
5.4.1. «Мой мир» включает в себя:
Раздел «Мой мир»
Титульный лист Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество ребёнка; год рождения; учебное заведение, годы обучения в начальной школе)
Мой портрет
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Фотографии ученика (каждый год добавляется новая фотография). По желанию обучающийся может нарисовать автопортрет.
Мое имя




Информация об имени и фамилии ребенка Ребенок проводит мини-исследование, результатом которо-го может стать рас-сказ-расшифровка своего имени (про-исхождение, значе-ние), кто и почему именно так его назвал. Мини-исследование о происхождении и зна-чении фамилии (если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно привести примеры знаменитых однофамильцев) Составить рассказ, сочинение о себе (возможно, синквейн)
Моя семья


Ученик размещает рисунок своей семьи, подписывает имена родственников – членов семьи, (можно указать профессии родителей) Составление родословной своей семьи
Рассказ о семье, семейных традициях и праздниках, можно приложить семейные фотографии Составление герба семьи с обязательным письменным обоснованием составляющих его деталей и элементов. Можно оформить файл «Мама, папа, я – дружная семья». Детям предла-гается ответить на вопросы: – Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы семья была крепкой и дружной? – Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения? – Какую семью можно назвать счастливой?
Мои друзья





«Мои помощники»- герои со страниц учебников. Составить рассказ о героях, где встречались и чем они были полезны. «Мой домашний питомец», в котором будет рисунок питомца и небольшое сочинение о нём (если такового нет, можно нарисовать и написать о любимой игрушке) «Мои одноклассники» дополняется небольшим сочинением о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются «Мой класс – мои друзья» – детям предлагается ответить на проблемные вопросы:
«Кто такой настоящий друг?»,
«Есть ли у тебя настоящие друзья?», позволяющий задуматься о своём характере, о том можно ли самого себя назвать настоящим другом - если нет, то попробовать найти причины этого, и о том, что нужно изменить в себе. Кто они, где подружились, за что ты ценишь своих друзей, какой у них характер. Раскрыть вопрос: «А какой есть друг – ты?» Если друзей нет – и такое бывает. Ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.
Мои увлечения


«Мои увлечения»
Вырезать картинки
из специаль-но подготов-ленного листа или нарисовать то, что они любят больше всего делать – увлечения
« Моё хобби»
Ученикам предлагается описать свои интересы, разместить картинки, вырезки из журналов о своём хобби «Я умею. Что я люблю больше всего» Этот раздел позволяет проиллюстрировать навыки и увлечения обучающегося. В поле "Я умею делать" рекомендуется указать наиболее значимые, с вашей точки зрения, достижения ученика - ученикам предлагается ответить на вопросы анкеты и с помощью небольшого рассказа или фотографий, зарисовок описать увлечения. «Чему я хочу научиться». Обучающемуся предлагается ответить на вопросы. Ребёнок должен задуматься над тем, что он любит, что он хочет от жизни, что он может или не может для этого сделать, а также о том как достичь желаемого.
Моя Родина, мой город Ученик рассказывает об истории своей страны, своего города и о его достопримечательностях, или интересных местах, где он любит бывать.
Моя школа
Заполняется рассказом о школе, её традициях, гимне, гербе, о любимых педагогах. «Мои учителя» – краткий рассказ о педагогах (учителях, тренерах, художественных и классных руководителях), отношение к ним, чем вызвано уважение. "Мои любимые школьные предметы» – небольшие заметки о любимых школьных предметах, (что нравится, не нравится, мнение о предмете его нужности). При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
5.4.2.Раздел «Мои учебные достижения» включает в себя:
Цели и задачи (печатный вариант)
Отметки по четвертям (табель успеваемости или копия странички из классного дневника)
Листы индивидуальных достижений по предметам: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение с уровнем достижений, самооценкой обучающегося и отзывом учителя (приложение №1)
Листы индивидуальных достижений по УУД с уровнем достижений, самооценкой обучающегося и отзывом учителя (приложение № 2)
Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу, входного контроля, диагностические работы (1 класс), рубежные контрольные работы за полугодие и год (2-4 классы)
Выборка детских работ
Лист-наблюдение за участием в групповой работе (приложение № 3)
Личностные результаты. (Результаты психологических диагностик)
Обязательная часть раздела «Мои учебные достижения»: (пополняется педагогами):
данные предметных и метапредметных диагностик в каждом классе (сами работы обучающегося и их систематизированные результаты);
стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);
итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце года).
результаты психологической диагностики школьного педагога-психолога -личностно-мотивационной сферы, личностной самооценки (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию).
таблицы наблюдения педагогов за овладением УУД;
Часть, пополняемая обучающимся в разделе «Мои учебные достижения»
Показатели предметных и метапредметных результатов - это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и занятиям внеурочной деятельностью, а также систематизированные оценки за них (заполнение графы в листе достижений «Моя самооценка».).
таблицы предметных результатов из электронного Дневника (копии - бумажные или электронные)
ответы обучающегося по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках (заполнение страниц в брошюре-организаторе)
5.4.3. Раздел «Мои достижения вне учебы» включает в себя:
Внеурочная деятельность
«Сводная таблица внеурочной деятельности», в которой отражаются различные формы организации деятельности по всем направлениям, а также цветом выделяются уровни результатов. Важно сравнивать итоги заполнения этой таблицы с результатами прошлого года.
– детские работы ( по выбору ребенка).
Внешкольная деятельность Участие в работе кружков, секций, творческих объединений учреждений дополнительного образования, а также мероприятий досуговой направленности. В Портфолио вложены:
– «Таблица участия ребенка во внешкольной деятельности»; детские работы (по выбору ребенка); краткий рассказ, небольшое сочинение о важных событиях, произошедших в каникулы.
Вид таблиц в каждом классе может быть разным.
Эти данные в течение года фиксируются в брошюре-организаторе «Мой Портфолио», т.к. в них есть специальные страницы, в том числе, для подведения промежуточных итогов каждую четверть, а в конце года, при подготовке презентации своего Портфолио, оформляются в сводные таблицы.
Возможно, подведение итогов во 2-4 классе за предыдущий год в начале нового учебного года.
В разделе «Мои достижения вне учебы» (личностные результаты) могут быть любые творческие работы обучающегося, фото, видео, аудио его выступлений, поделок и т.п., каждая работа или большинство из них сопровождаются отзывом. Этот раздел включает в себя участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).
5.5. Портфолио первоклассника служит для решения следующих важных задач:
помочь адаптации обучающегося к требованиям и условиям обучения;
сформировать у ребенка навык систематической оценки своей учебной и внеучебной деятельности;
приучить к регулярной работе с элементами Портфолио;
способствовать получению опыта устного и письменного анализа своей деятельности.
В 1 классе у обучающихся начинают формироваться и развиваться (в том числе и средствами Портфолио) навыки учебной самостоятельности, позволяющие достичь итоговых результатов начального образования. В этот период учителю целесообразно сосредоточить внимание на организации регулярной работы обучающихся с заданиями брошюры и поддержании у них мотивации к наполнению Портфолио различными материалами.5.6. Портфолио второклассника позволяет акцентировать внимание обучающихся на таких важных моментах, как целеполагание и планирование собственной учебной деятельности, закрепление и совершенствование навыков самооценки учебной и внеучебной деятельности, а также сориентировать на овладение технологиями проектной деятельности и экспериментальной работы. В этот период наиболее важно приучать детей к систематической работе с таблицами самооценок, представленными в брошюре, и поддерживать желание участвовать во внеучебных мероприятиях. Со второго класса полезно сделать регулярной фиксацию значимой для Портфолио деятельности обучающихся с помощью фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Со 2-го класса обучающийся (обученный учителем) проводит самооценку материалов Портфолио по качественной шкале: «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Самооценка материалов может проводиться по выбору обучающегося в разное время: одновременно с размещением материала в Портфолио; в конце четверти или учебного года - сразу все материалы или некоторые.
5.7. Портфолио третьеклассника наиболее благоприятный период для отработки различных форм и сценариев регуляции обучающимся своей учебной деятельности, рефлексии и оценки особенностей своего общения и социальной деятельности. В третьем классе учащимся рекомендуется активно использовать Портфолио для различных форм самопрезентации и выступлений, что даст им возможность попрактиковаться в обобщении, анализе и демонстрации результатов работы с Портфолио. Для подготовки и проведения этих мероприятий можно обратиться к данным таблиц самооценки из брошюр за первый, второй и третий классы, а также к материалам Портфолио, показывающим прогресс обучающегося в изучении отдельных предметов или в различных видах деятельности. В третьем классе следует ориентировать учащихся активно применять в учебной и внеучебной практике средства ИКТ.
5.8. Портфолио четвероклассника должен демонстрировать конкретные результаты освоения обучающимся ООП НОО, а также результаты, принятые в его школе в качестве желательных или обязательных для выпускника начальной школы. Четвертый класс — это период активного пополнения Портфолио, регулярной переоценки его содержимого. Со второго полугодия обсуждение состояния Портфолио делаются более регулярными, чем в предыдущих классах. Особое внимание необходимо уделять систематизации материалов Портфолио и выстраиванию его содержания таким образом, чтобы он отчетливо демонстрировал прогресс и предпочтения обучающегося.
5.9. Итоговый портфолио требует от обучающегося умений оформить и презентовать Портфолио. В результате работы над итоговым портфолио ребенок должен выделить свои наиболее значимые успехи и выигрышные виды деятельности, сформировать представления о тех стартовых позициях, которые позволят ему успешно действовать на следующем уровне образования, а также самоопределиться относительно направления своего дальнейшего образования.
6. Функциональные обязанности участников образовательных отношений при работе с Портфолио6.1. В формировании Портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (лица их заменяющие).6.2. Цель работы обучающихся с брошюрой-организатором и Портфолио — достижение высоких образовательных результатов, создание оснований для обучения на следующем уровне образования. Обучающиеся:
систематически работают с брошюрой и Портфолио;
систематически пополняют Портфолио необходимыми материалами;
регулярно проводят отбор собранных материалов для улучшения Портфолио;
регулярно используют материалы брошюры и Портфолио для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности;
используют брошюры и Портфолио для понимания образовательных результатов, которые необходимы для успешного освоения основной образовательной программы, и способов движения к ним;
стремятся участвовать в обсуждении критериев и технологии оценивания работ для Портфолио;
периодически (письменно и устно) оценивают с использованием материалов Портфолио и брошюр уровень своих знаний, навыков и опыта;
учатся планировать свою учебную деятельность, используя имеющийся уровень достижений;
проявляют инициативу и самостоятельность в целях улучшения своего обучения;
соблюдают сроки, определяемые в ходе обсуждения с учителем, для выполнения заданий брошюр и пополнения Портфолио;
учитывают рекомендации и указания учителя по работе с материалами Портфолио, использовать образцы и критерии оценки для выполнения заданий и работ, которые могут быть размещены в Порфтолио для демонстрации достижений;
стремятся к систематической самооценке и самоконтролю результатов обучения и самой учебной деятельности;
учатся самостоятельно отбирать работы для Портфолио;
используют разные формы презентации своего Портфолио и доказательных объяснений демонстрируемых достижений;
стремятся к самостоятельному и независимому мышлению;
применяют полученные при работе с брошюрой навыки самоанализа в учебной практике.
6.3. Администрация школы:
разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую использование Портфолио в системе оценки;
согласует действия разных уровней образования в отношении использования Портфолио: в части структуры и критериев оценки разных частей Портфолио.
создает условия для мотивации педагогов к работе по технологии системы инновационной оценки Портфолио, как метода оценивания индивидуальных достижений учащихся.
организует работу, осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии системы инновационной оценки Портфолио в практике работы образовательной организации;
организует и руководит работой комиссии по комплексной проверке Портфолио;
распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
6.4. Комиссия по комплексной проверке Портфолио в составе: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе на уровне начального общего образования, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, представитель от органа ученического самоуправления, педагог-организатор:
определяет состав Портфолио;
разрабатывает структуру Портфолио, формы предоставления результатов, разрабатывает проект представления итогового Портфолио при переходе на следующий уровень общего образования;
определяет формы взаимодействия обучающихся, учителей, родителей и других участников образовательных отношений при составлении Портфолио и его оценки;
определяет период сбора Портфолио;
осуществляет ранжирование сертифицированных документов;
несет ответственность за информирование всех участников образовательных отношений об использовании Портфолио в итоговой оценке выпускника;
выставляет баллы по различным видам деятельности и подводит итоговый балл портфеля достижений;
6.5. Цель работы классного руководителя с брошюрой-организатором и Портфолио обучающихся — улучшить результаты и условия обучения своих учеников. Учитель:
организует систематическую работу обучающегося с брошюрой и Портфолио;
создаёт условия для заинтересованного отношения обучающегося и членов его семьи к работе с Портфолио; сформировывает у них осознание данного вида работы как дела, полезного и важного для успешности ребенка;
создаёт условия для активного использования обучающимся и его семьей брошюры и Портфолио для обратной связи с учителем; с этой целью информирует родителей о том, где и когда они могут обсуждать с учителем свои выводы и размышления о качестве обучения своего ребенка;
создаёт условия для активного использования обучающимся материалов брошюры и Портфолио для самооценки своей учебной и внеучебной деятельности;
создаёт условия, когда обучающийся (большинство обучающихся класса) будет ставить перед собой цели, ориентированные на высокие результаты;
так организовывает работу обучающегося с Портфолио и брошюрой, чтобы она имела интересный, состязательный характер, давала позитивный эмоциональный настрой в учебной деятельности;
развивает у обучающегося уверенность в своем образовательном успехе, основанную на понимании им целей и способов достижения образовательных результатов;
создаёт условия, когда обучающийся понимает критерии и технологии оценивания работ для Портфолио и инициативно участвует в их обсуждении;
развивает с помощью Портфолио у обучающегося не только предметные, но и метапредметные и личностные навыки;
создаёт условия, когда Портфолио позволяет обучающемуся и учителю понимать и оценивать имеющийся у ребенка арсенал знаний, навыков и опыта, и на основании этих достижений организовывать следующий этап обучения;
поддерживает инициативы обучающегося по улучшению своего обучения, изменению принципа формирования Портфолио, изменению работы с брошюрой;
демонстрирует семье обучающегося актуальность и полезность используемых методов преподавания;
организовывает обсуждения Портфолио, проводит мероприятия, позволяющие создавать новые качественные материалы для Портфолио;
ставит ясные цели учебной деятельности, развивает их в конкретные учебные результаты, использует учебные действия для достижения этих результатов;
использует многообразие путей и способов реализации учебного плана с учетом данных Портфолио.
6.6. При работе с брошюрой и Портфолио учитель-предметник, педагог дополнительного образования:
объясняет: как собирать Портфолио, как работать с брошюрой, как правильно отбирать разные материалы для Портфолио.
контролирует: систематическое наполнение Портфолио, регулярную работу с брошюрой, участие обучающегося в обсуждениях на встречах рабочих групп, индивидуальных встречах с учителем.
создает: задачи и задания для демонстрации обучающимся своих достижений и последующей оценки; критерии оценки задач и заданий; условия среды, необходимые для коммуникации, рефлексии и самоанализа; способы применения методов обучения, наиболее подходящие для детей.
обсуждает: уровень достижений обучающихся, результаты, отражающие эти достижения, критерии оценки достижений, образовательные цели.
поддерживает: заинтересованность обучающихся в высоких результатах, которые можно представить в Портфолио, диалог и обсуждение достигнутых результатов, поиск обучающимися путей достижения лучших результатов, самостоятельность и инициативность обучающихся в самооценке и самоконтроле своей деятельности, желание обучающихся лучше понимать учебные цели и критерии оценки достижения этих целей.повышает: знания обучающихся о способах самооценки и самоанализа, степень их самостоятельности и самоконтроля в достижении планируемого результата, ответственность обучающихся за реализацию составленного ими плана достижения конкретной учебной цели.
6.7. Педагог-психолог, социальный педагог:
проводят индивидуальную психодиагностику;
ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
6.8. Цель работы родителей (лиц их заменяющих) с брошюрами-организаторами и Портфолио заключается в оказании обоснованной помощи и участии в разных формах поддержки учебной деятельности их ребенка. Родители:
в обязательном порядке посещают назначенные учителем и сотрудниками школы встречи для ознакомления с правилами и подходами при работе с Портфолио;
регулярно контролируют систематическую работу ребенка с брошюрой и Портфолио, поощряя его самостоятельность в данной деятельности;
проявляют интерес к такой работе и отмечают ее важность для ребенка;
при совместной работе с брошюрой и Портфолио общаются с ребенком так же уважительно, как и в других случаях;
всегда положительно и заинтересованно реагируют на просьбы ребенка помочь в работе с брошюрой или Портфолио;
находят время и возможность совместно (особенно в первом и втором классах) обсуждать результаты успеваемости ребенка и пути ее улучшения;
стараются отвечать на вопросы ребенка просто и понятно, при необходимости обращаются за консультацией к учителю;
стремятся справедливо оценивать работу ребенка с брошюрой и Портфолио, а также представленные в нем материалы;
контролируют сроки и периоды работы с брошюрой и подготовку отчетов по материалам Портфолио;
стараются всю работу, связанную с подготовкой Портфолио в период начальной школы, делать совместно с ребенком;
понимают основные принципы работы с брошюрой и формирования Портфолио;
соотносят методы оценки Портфолио, используемые школой и учителем, с содержанием и целями начального образования.
7. Границы применения инновационной системы оценивания Порфолио.
ФГОС НОО определяет следующий перечень метапредметных результатов, которые могут быть оценены с помощью Портфолио:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Для оценки этого результата и прогресса движения к нему могут быть использованы материалы брошюр-организаторов и Портфолио, демонстрирующие процесс определения обучающимся целей своей учебной деятельности, постановку задач в рамках планирования достижения этих целей, самоанализ, самооценку и самоконтроль.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для оценки этого результата, совершенствования способов данной деятельности, улучшения результатов их применения могут использоваться как специальные работы (творческие, экспериментальные, проектные, исследовательские, конструкторские, дизайнерские и пр.), предполагающие контроль за этой деятельностью, так и задания, при выполнении которых данные способы выступают как обязательный элемент деятельности.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Для оценки этого результата и прогресса в умениях могут быть использованы материалы брошюр-организаторов и Портфолио, демонстрирующие процесс планирования (самостоятельного, совместного с одноклассниками, с участием учителя) обучающимся различных видов своей деятельности (подготовки совместного выступления, работы с текстом задачи, выполнения творческого задания, поиска информации и пр.), различных форм самоконтроля и самооценивания (устных, записанных на аудио- и видеоносителях; письменных, выполненных по шаблону или самостоятельно; по предложенным и самостоятельно выбранным критериям и пр.).
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Для оценки этих умений и прогресса движения к ним могут быть использованы материалы брошюр-организаторов и Портфолио, демонстрирующие процесс целенаправленного самоанализа и рефлексии (письменного или устного, зафиксированного на аудио- или видеоносителях), оценки действий обучающегося с использованием данных умений внешними наблюдателями (одноклассниками, учителями, взрослыми).
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Для оценки умений, представленных в пунктах 5-8, и прогресса движения к ним рекомендуется использовать не только специфические предметные задания, но и различные проектные формы (от мини-проекта на уроке до общеклассного проекта, выполняемого в течение длительного периода), а также творческие и проблемные задания, имеющие межпредметный характер.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Для оценки этих умений рекомендуется использовать тесты, повторяющиеся задания, задания нарастающей сложности к одному и тому лее тексту, аудио- и видеозапись различных ситуаций коммуникации в ситуациях выполнения конкретной учебной задачи.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Для оценки этих действий и прогресса в овладении ими рекомендуется использовать повторяющиеся логические задания, задания нарастающей сложности, требующие выполнения одного и того же перечня вышеуказанных действий, а также письменные рассуждения с обязательным использованием вышеуказанных действий в отношении специально выбранных учителем объектов и ситуаций.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Для оценки умений, представленных в пунктах 11-13, целесообразно использовать аудио- и видеозапись различных учебных и внеучебных мероприятий, специально организованных учителем для выявления вышеуказанных способов действия обучающихся в процессе выполнения другой учебной задачи, предполагающих обязательные формы такой деятельности и предоставляющих каждому обучающемуся возможность проявить их. Для умений, представленных в пункте 13, целесообразно использовать анкеты взаимодействия с одноклассниками из брошюр-организаторов.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета...
Для оценки результатов пунктов 14-16 и прогресса движения к их освоению целесообразно использовать материалы брошюр-организаторов (особенно «Спидометр успехов») и измерительные материалы по предметам, содержащие в своей структуре усложняющиеся похожие задания (от 1 к 4 классу), позволяющие оценивать эти результаты.
Предметные результаты в составе Портфолио могут быть представлены:
количественными показателями успешно выполненных работ по данному предмету (отношения представленных успешных работ к общему объему работ по предмету),
отзывами,
оценками и материалами самооценки различных видов работ по предмету (формальных, творческих, выбранных по собственной инициативе обучающегося, проектов, олимпиадных, проводимых внешними экспертами).
комплексными (итоговыми) заданиями, когда обучающийся должен продемонстрировать способность решать задачи достаточной сложности. Оценка осуществляется по стандартизированной шкале (таблице показателей). Проведение комплексной работы предпочтительнее для формирования итогового Портфолио, так как позволяет оценить итоговую готовность на содержательно едином материале, что повышает объективность оценивания.
отдельными работами, созданием проектов, что позволит при единстве требований к направлениям оцениваемых результатов и деятельности разнообразить темы и предметные направления и определить предметные и познавательные предпочтения обучающегося.
8. Условия использования инновационной системы Порфолио.
8.1. Итоговая оценка осуществляется образовательной организацией, а Портфолио – обязательная её составляющая часть. Данное положение ФГОС НОО делает необходимым наличие в Школе нескольких обязательных организационных механизмов работы с Портфолио:
процедуры или локального акта, определяющих структуру, наполнение и форму представления итогового Портфолио выпускниками начальной школы;
процедуры или локального акта, определяющих критерии, периодичность и процедуры оценки Портфолио обучающихся;
процедуры или локального акта, определяющих требования к деятельности учителей начальной школы и специалистов по педагогической поддержке по формированию Портфолио обучающихся для итоговой оценки и текущего оценивания, а также формы контроля такой деятельности;
процедуры или локального акта, определяющих порядок обсуждения учителями принципов наполнения, критериев и техники оценивания Портфолио с обучающимися и их семьями;
процедуры или локального акта, определяющих методы, технологию и порядок организации работы с Портфолио обучающихся учителями на уроках и во внеурочной деятельности, а также отражение данной работы в поурочном планировании.8.2. Использование материалов Портфолио для оценки предметных и метапредметных результатов должно соответствовать 4 основным принципам:
наглядной демонстрации достижения обучающимся конкретного результата, зафиксированного во ФГОС НОО;
чётким критериям оценки уровня достигнутого результата;
применению специальных (измеряющих отдельный результат) и комплексных (измеряющих несколько или группу результатов) заданий;
осознанности и согласованности целей выполнения таких заданий, критериев и процедур их оценки.
8.3. Личностные результаты освоения ООП НОО относятся к неизмеряемым на индивидуальном уровне, однако система инновационной оценки «Портфолио» позволяет отражать персональное достижение личностных результатов и далее их прогресс.
9. Критерии оценки, процедуры оценивания и формы представления результатов в Порфолио.
9.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, отвечающих требованиям ФГОС НОО к основным результатам начального образования, для подготовки  характеристики ученика при  переходе на следующий уровень образования.
9.2. Оценка, как отдельных составляющих, так и Портфолио в целом ведётся на критериальной основе, которые соотносятся с критериями и нормами, представленными в инструментарии для итоговой оценки достижения планируемых результатов: критериальная шкала под все виды оценочных процедур.
9.3. При оценке Портфолио обучающихся заполняется «Лист оценки Портфолио» и оно оценивается по всем разделам в соответствии со следующими критериями:
«Лист оценки Портфолио»
(с критериями оценивания)
Раздел Подразделы критерии
Раздел
«Мой мир»
1. «Мой портрет» или «Автопортрет» -1 балл
2. «Мое имя» -1 балл
3. «Моя семья» -1 балл
4. «Мои друзья» -1 балл
5. «Мои увлечения» – 1 балл
6. Проект «Моя страна, мой город.
7. Проект Моя школа. Мои любимые школьные предметы» и т.п. Ежегодное обновление (по первым 5 пунктам) – 1балл
Правильность – 1балл
Эстетичность – 1балл
Разделы 6-7 – проектная деятельность. Количество баллов от 2 до 5 по критериальной шкале)За год ученик может набрать максимум 18 баллов
Раздел
«Мои учебные достижения»
1.Русский язык
2.Литературное чтение
3.Математика
4. Окружающий мир
В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ Динамика – 1балл (за каждый предмет).
Объём – (соотношение от количества работ)
0 – 49% – 0 баллов
50 – 64 % –1 балл
65 – 74% – 2 балла
75 – 89% – 3 балла
90 –100% – 4 балла
Глубина:
базовый уровень –
0 – 50% – 0 баллов
51 – 65 % – 1балл
66 – 100 % – 2 балла
повышенный уровень –
0 – 50% – 0 баллов
51 – 65 % – 1балл
66 – 100 % –2 балла
МетапредметДинамика – 1 балл (за каждое из проверяемых умений)
Раздел
«Мои достижения
вне учебы»
1.Участие в интеллектуальных конкурсах.
2. Сведения об участии в олимпиадах.
3. Сведения об участии в творческих конкурсах и выставках.
4. Сведения об участии в спортивных соревнованиях и конкурсах.
5. Участие во внеурочной деятельности - 1 уровень (класс, кружок, секция):
участник – 1 балл,
победитель – 2 балла
-2 уровень (школа):
участник – 3 балла,
победитель – 4 балла
- 3 уровень (муниципальный):
участник – 5 баллов,
победитель – 6 баллов
- 4 уровень (региональный):
участник – 7 баллов,
победитель – 8 баллов
- 5 уровень (Всероссийский):
участник – 9 баллов,
победитель – 10 баллов
9.4. В течение года проводится комплексная проверка-оценка Портфолио и брошюры-организатора «Мой Портфолио»: в 1 и 3 четверти смотр Портфолио проводится в классах, а во 2 и 4 четверти проводится школьный конкурс Портфолио. Победители допускаются к участию в конкурсе «Лучший ученик начальной школы».
9.5. Материалы, которые пополняются обучающимся, оцениваются по той же критериальной уровневой шкале самим обучающимся.
9.6. Итоговый балл Портфолио по результатам обучения на уровне начального общего образования определяется как совокупный балл по всем видам деятельности обучающегося.
9.7. На основании итогового балла составляется рейтинг выпускников школы.
9.8. В конце Портфолио обязательно вкладывается лист самоанализа. Варианты его выполнения зависят от уровня подготовки учеников, творчества учителя при организации работы с Портфолио (см. Портфолио отзывов)
9.9. По результатам оценки, которая формируется на основе структуры и наполнения Портфолио материалами, обучающимся, учителям, родителям и внешними экспертами делаются выводы:
о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно­практических задач;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
9.10.Презентация Портфолио учащихся начальной школы.
9.10.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете. По желанию, ребята представляют свои Портфолио на итоговом празднике «По страницам уходящего года»
9.10.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
9.10.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
Положение действительно до внесения следующих изменений.
Приложения к Положению о Портфолио индивидуальных образовательных достижений на уровне начального общего образования в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Приложение № 1
Памятка для ученика по ведению ПортфолиоНачни свою работу с Портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
Составление Портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
Заполняй страницы Портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой Портфолио должен отличаться от других.
Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
Обращайся к заполнению Портфолио в хорошем настроении!
Приложение № 2
Рекомендации для учителя
по работе с брошюрой-организатором «Мой Портфолио»
Рекомендация первая. Начинать всегда лучше с простого и понятного. В этом смысле брошюра-организатор окажет учителю необходимую помощь, так как содержит много интересных заданий, готовых форм и подсказок, которые помогут на начальном этапе работы по созданию Портфолио.
Рекомендация вторая. Детям будет интересно лишь в том случае, если работа с брошюрой будет восприниматься не как угроза, а как прекрасный повод помнить о Портфолио, обсуждать Портфолио, интересоваться своим Портфолио и Портфолио друзей, использовать Портфолио для улучшения своей учебы.
Рекомендация третья. Учителю важно сформулировать для себя простые и ясные цели работы с учащимися по формированию Портфолио, например:
Добиться прогресса ребенка в самооценке.
Поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю.
Контролировать динамику наполнения Портфолио.
Развить у ребенка способность создавать тексты самоанализа.
Научить ребенка составлять суждения.
Научить ребенка навыкам планирования.
Рекомендация четвертая. Следуйте простым правилам:
> Учитель ПОМОГАЕТ создавать Портфолио.
> Родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них Портфолио и задания брошюры-организатора.
> Семья несет ответственность за наполнение Портфолио. Портфолио всегда хранится дома, в семье. Только иногда он может быть передан учителю для работы по его просьбе.
> Не забывайте брать у родителей письменное разрешение на видео- и аудиозапись их детей для портфолио. Лучше это сделать в первом классе сразу на четыре года.
Рекомендация пятая. Улучшайте и изменяйте! Брошюра — это лишь первый шаг в организации систематической деятельности с Портфолио.
Приложение № 3
Для учебных предметов русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика делаются «Листы индивидуальных достижений».
Лист индивидуальных достижений по _________________________
ученика ______ класса ___________________
Тема работы (записываются работы), дата Выполнение заданий базового уровня (%)Уровень Самооценка Отзыв
Стартовая работа (входной контроль) Рубежная контрольная работа (1 полугодие) Итоговая работа (годовая) Итог В таблицу записываются темы работ и результаты, полученные учеником.
По литературному чтению в Лист вносятся данные о сформированности уровня чтения.
Приложение № 4
Лист индивидуальных достижений метапредметных результатов обучающегося1 класс 2 класс 3-4 класс
Регулятивные УУД
работа по плану планировать учебную деятельность на уроке составлять план действийцель деятельности на уроке выбирать цель деятельности на уроке самостоятельно формулировать цель деятельности
высказать своё предположение выбирать необходимые средства для решения конкретной задачи действовать по плану
верно ли выполнено задание контролировать соответствие учебных действий данной инструкции сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
проверять и оценивать результаты работы
Познавательные УУД
ориентироваться в учебни-ке: искать нужную информац. определять необходимую для решения задачи информацию определять, какая информация нужна для решения задачи
сравнивать и группировать предметы определять источник необходимой для решения конкретной задачи информации сравнивать и группировать факты и явления
извлекать информацию из сюжетного рисунка определять необходимую для решения задачи информацию извлекать информацию из текстов, таблиц, схем и иллюстраций
переводить информацию из рисунка в схематический рисунок находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков отбирать источники информации, необходимые для реш-я задачи
переводить информацию из схематического рисунка в текст устанавливать последовательность действий в быту, в сказках определять причины явлений и событий
вычитывать информацию из текста и схемы наблюдать и делать самостоятельные выводы делать выводы на основе обобщения знаний
определять истинные и ложные высказывания представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм
Коммуникативные УУД
вычитывать информацию, данную в явном виде
объяснять смысл слова, словосочетания
вычитывать информацию, данную в неявном виде
понимать смысл текста в целом (главную мысль)
истолковывать текст (через творческий пересказ)
Личностные результаты
1 класс 3 класс 4 класс
декабрь май май
Проверяемые умения Проверяемые умения Проверяемые умения
умение оценивать чужие поступки Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей
умение самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения. Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Определять важные для себя и окружающих правила поведения Определять важные для себя и окружающих правила поведения
Выбирать поведение, соответству-ющее правилам поведения Выбирать поведение, соответству-ющее правилам поведения
Отделять оценку поступка от оценки самого человека Отделять оценку поступка от оценки самого человека
Определять поступок как неоднозначный Определять поступок как неоднозначный
В таблице условным значком, в нужной графе обозначатся уровень сформированности.
Результаты диагностик, проводимых педагогом-психологом также оформляются на отдельных листах.
Лист индивидуальных достижений метапредметных результатов в 1-4 классах
(по рабочим тетрадям «Учимся Учиться и Действовать» 1-4 класс)
класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
проверяемое умение Регулятивные
УУД планирование оценка контроль коррекция границы Коммуникатив-ные УУД речевое высказывание точка зрения вопросы объединение информации Познавательные
УУД анализ синтез сравнение классификация обобщение причинно-следственные связи аналогия отнесение к понятию диаграммы и таблицы умозаключения Выставляются полученные данные (процент успешности), указывается уровень. В Портфолио помещаются индивидуальные графики метапредметных результатов.
Приложение № 5
Лист наблюдения за участием в групповой работе
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Число ответов (размышлений) в ходе дискуссии
(логичные/ нет) Число вопросов ученика в ходе дискуссии
Стиль поведения в обсуждении
(вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению) Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов
(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)
+ + – + - ++++ Данный лист заполняется на каждого ребёнка учителем постепенно. При выполнении групповых работ учитель в течение года организует наблюдение за 1-2 учениками.
Оценка результатов наблюдения:
Высокий уровень «Настоящий лидер» Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату
Повышенный уровень «Отличный участник» Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением
Базовый уровень «Хороший участник» Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы
«Мне еще многому надо научиться» Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным
«Я в начале пути» Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует
Приложение № 6
Сводная таблица по внеурочной деятельности школьников
Общекультурное Спортивно-оздоровительное ОбщеинтеллектуальноеДуховно-нравственное Социальное
В таблице ведётся запись участия в мероприятиях: дата, название, степень участия: организатор, участник, зритель. Подобные таблицы есть в брошюре-организаторе с 1 по 4 класс, по четвертям, их можно заполнять там.
Приложение № 7
Лист оценки ПортфолиоРаздел
Подраздел Критерий 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Мой мир Оценивается раздел
целиком Красочность Правильность Эстетичность Ежегодное обновление Моя учёба Русский язык Динамика Объем Глубина Представленные работы Математика Динамика Объем Глубина Представленные работы Литературное чтение Динамика Объем Глубина Представленные работы Окружающий мир Динамика Объем Глубина Представленные работы метапредметдинамика Мои достиже-ния вне учебыОлимпиады - 1 уровень (класс, кружок, секция):
участник – 1 балл,
победитель – 2 балла
-2 уровень (школа):
участник – 3 балла,
победитель – 4 балла
- 3 уровень (муниципальный):
участник – 5 баллов,
победитель – 6 баллов
- 4 уровень (региональный):
участник – 7 баллов,
победитель – 8 баллов
- 5 уровень (Всероссийский):
участник – 9 баллов,
победитель – 10 баллов Интеллекту-альные конкурсы Творческие конкурсы и выставки Спортивные соревнования Школьные (классные) мероприятия Мои достиже-ния вне учёбыЗаписываются результаты (дата, уровень мероприятия, награда, результат)