Разработка по литературе на тему Тема свободы и одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Тучи»
Тема (свободы и одиночества) в лирике поэта.
Цели: расширить знания учащихся о биографии
М.Ю. Лермонтова; углубить понятие эпитета, показав разное его толкование в зависимости от контекста; учить находить в тексте эпитеты и правильно толковать их, отмечая переносный смысл в лексическом значении при использовании прила-гательных; проанализировать смысл и значение сравнения; развивать умения критического мышления (проблемный вопрос); способствовать осмыслению необходимости общи-тельности, коммуникабельности в жизни человека; воспи-тывать уважение к творческим людям, способствовать всестороннему развитию личности.
Оборудование: слайдовая презентация, листы-задания в виде тучек для групповой работы.
Теория литературы: лирика, эпитет, сравнение.
Тип урока: изучение нового
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Запись числа, объявление темы урока
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проблемный вопрос - в течение урока определить тему стихотворения «Тучи» (обоснованность темы одиночества в творчестве поэта, тесную связь этой темы с жизнью поэта).
- на доске в теме урока многоточие - слов в скобках нет
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ.
Знакомство с биографией: слайды 1-5 и слово учителя
М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году. Свое детство
М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, мальчик почти не помнил ее. Лермонтов -отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне,  и бабушка, Арсеньева Е.А., имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Е.А. Ар-сеньевой.
Бабушка была умной женщиной, очень властной и твёрдой. Будущий поэт получил превосходное домашнее образование: владел четырьмя языками, играл на четырех музыкальных инструментах (семиструнной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), увлекался [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и даже владел техникой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На стр. учебника размещены репродукции картин М.Ю Лермонтова. Давайте рассмотрим их. (Работа с учебником – знакомство с картинами М.Ю Лермонтова .)
И, хотя бабушка Елизавета Алексеевна, стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили.
 Стихотворение «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (1837 г.) – принесло М.Ю. Лермонтову известность.
Погиб поэт! невольник чести Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..
Но были там и строки
Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!
Последовал арест и судебное разбирательство, корнет Лермонтов был переведён «тем же чином»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], т. . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим внима-нием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.
Понятие Лирика и Лирический герой (слайд № 6)
Когда мы говорим о Лермонтове, то обращаемся прежде всего к его поэтическим строкам.
Давайте вспомним, чем отличается стихотворная речь от прозаической? (строгой рифмовкой и ритмом)
Ли
·рика, лири
·ческая поэ
·зия 
  это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.
В лирику ходят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
 13 LI
·NK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F" 14элегия15.
- род литературы, для которого главное передать чувства человека, его отношение к происходящему
Лири
·ческий герой
это герой самого стихотворения, проявление автора в стихотворении, его настроения, передача чувств автора
«Бородино
·»  стихотворение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в 1837 году. Посвящено [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 7 сентября 1812 года, в котором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сражалась против [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
В этом отрывке мы видим лирического героя-мальчика, который просит дядю рассказать о знаменитом сражении.
Сравнение работы художника и поэта (слайд № 7)
Художник берёт кисть и краски и передаёт с их помощью, то, что увидел сам.
Писатель, поэт вместо красок использует словарное богатство языка.
На уроках русского языка мы говорили с вами о синонимах, антонимах, омонимах, простом и переносном значении слов - всё это использует поэт, мастерски рисуя картины окружающего нас мира.
Сейчас, мы с вами сравнили поэта и художника. В литературе используется такой же приём - СРАВНЕНИЕ (слайд № 8)
- отработка понятия сравнения на примерах со слайда
Есть ещё одно средство в поэзии, с которым мы сегодня поработаем на уроке. Это - ЭПИТЕТ (работа со слайдами 9-12)
Есть 3 братца, все они отвечают на вопрос какой?
- Кто из братцев самый скромный? (1- определение. Оно указывает на признак предмета- его цвет, из чего сделан предмет: зелёный листок, деревянный стол, письменный стол. Это ЛОГИЧЕСКИЕ определения, в них вложено, как правило, прямое значение прилагательного
- Второй братец – понаряднее (2 – постоянный эпитет. Он чаще всего встречается в пословицах, поговорках, сказках. Так, девица у нас – красная (красивая), молодец - добрый (проявляет доброту и сильный). Здесь используется многозначность слова)).
- Третий братец – эпитет. Запись определения в тетради. Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету. Закрепление понятий (слайд 10- устно, слайд 11-12 – письменно)
Анализ стихотворения «Тучи»
6.1. история создания (слайд 13)
6.2. выразительное чтение + словесное рисование (слайд 14)
- какими были тучи: грозными, клочковатыми, лёгкими или тяжёлыми?
6.3. работа над смысловыми понятиями в стихотворении
Слайд 15 – вечность, странник
Слайд 16 – «степью лазурною»
Слайд 17 - «цепью жемчужною» (сравнение)
Слайд 18 - Кто является «изгнанником»: тучи или лирический герой? Докажите.
Слайд 19 – 20 – общее и различное у тучек и поэта
Слайд 21 – Определение темы и идеи стихотворения (запись темы на доске и в тетрадях – пропущенные строки) (Последовательность анализа стихотворения нарушена умышленно, так как это первое лирическое произведение, рассматриваемое в 5 классе)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Рефлексия
Работа в группах на листах-тучках выписать эпитет и сравнение, если это возможно
(1 ряд – 1 строфа, 2- 2 строфа, 3-3 строфа). Обсуждение результатов.
Какие чувства к М.Ю. Лермонтову вы испытывали, когда слушали и читали стихотворение «Тучи»?
ДОМАШНЕЕ задание (слайд 22) 1) Стр. 211- 217 Выразительное чтение и пересказ
2) Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.


Литература
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1975.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2005.
Литература в школе: Методический журнал. № 2, 2002.
Словарь литературоведческих терминов. Сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М.: Просвещение, 1974.
Степаненко О.Н. Методические рекомендации
по изучению эпитета как средства выразительности.
- 2010 (из опыта работы учителя)
Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы: Учебно-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006.
15