Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№6»
_____________________________________________________________________________

Лемешко Василина Владимировна




Постоянные эпитеты
в «Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и
удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова





Научный руководитель: Ашуркина Т.И.,
учитель русского языка и литературы




г.Губкинский
2009
Оглавление

Введение3
Определение эпитета, постоянного эпитета..4
Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова6
Заключение11
Библиографический список.12

















Введение
Тема работы: «Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Цель работы: провести исследование «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова с точки зрения использования постоянных эпитетов.
Задачи:
Изучить, что такое постоянный эпитет.
Найти в произведении М.Ю.Лермонтова постоянные эпитеты.
Найти примеры использования данных постоянных эпитетов в других произведениях фольклора.
Актуальность исследования. В изученной литературе указывается на широкое использование Лермонтовым постоянных эпитетов в «Песне» с приведением нескольких примеров. Нет исследования, которое наиболее полно рассматривало бы роль постоянных эпитетов в стилизации данного произведения. Тем более, что анализ художественных средств всегда вызывает у большинства школьников затруднения.
Гипотеза: использование Лермонтовым постоянных эпитетов позволило ему создать произведение, похожее по стилю на произведение устного народного творчества.
Объект исследования: «Песня про царя Ивана Васильевича» и другие произведения фольклора.
Предмет исследования: постоянные эпитеты.
Методы исследования: анализ литературного произведения с точки зрения использования постоянных эпитетов, сравнительный анализ, обобщение.










Определение эпитета, постоянного эпитета
Эпитет изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, А.А.Потебня, В.М.Жирмунский, Б.В.Томашевский и др. Наука до сих пор не располагает точным определением эпитета.
Самое распространенное определение эпитета (от гр. epitheton- приложение) - это образное определение предмета или действия. Функцию эпитета выполняют слова, употребленные в переносном значении.
Единого подхода к классификации эпитетов не существует.
Выделяют эпитеты по части речи, которой они выражены – эпитеты-прилагательные; эпитеты-существительные, эпитеты-наречия и даже причастия и деепричастия.
Среди эпитетов выделяют метафорические, выраженные словами в переносном значении; метонимические.
С точки зрения стилистики среди эпитетов выделяют три группы:
Усилительные.
Уточнительные.
Контрастные.
С точки зрения происхождения эпитеты разделяют на
- общеязыковые
-индивидуально-авторские
-народно-поэтические.
Таким образом, понятие эпитет объединяет разнообразные лексические средства образности.
Предмет исследования данной работы – постоянные эпитеты.
Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества. Кроме содержательной, он выполнял функцию запоминания, поскольку постоянные эпитеты помогали сказителю запомнить и исполнить текст былины, сказки и т.п. «В фольклоре,- пишет В.П.Аникин,- девица всегда красна, молодец- добрый, батюшка – родный, детушки – малые, молодчик – удалый, тело – белое, руки- белые, слезы – горючие, голос – громкий, поклон – низкий, стол – дубовый, вино- зеленое, водочка – сладка, орел- сизый, цветок- алый, камень- горючий, пески – сыпучие, ночь – темная, лес – стоячий, горы – крутые, леса – дремучие, туча – грозная, ветры – буйные, поле- чистое, солнце – красное, лук- тугой, кабак – царев, сабля – острая, волк – серый и пр.»
Для индивидуально-авторского стиля использование постоянных эпитетов нехарактерно. Но воссоздание фольклорного стиля, например, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова повлекло за собой широкое использование постоянных эпитетов.





















Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова
Изучив определение постоянных эпитетов, я приступила к нахождению их в произведении М.Ю. Лермонтова: старинный лад, гуслярный звон, православный народ, меду пенного, боярыня белолицая, блюдо серебряное, солнце красное, тучки синие, златой венец, грозный царь, вина заморского, золоченый ковш, удалой боец, широку грудь, дума крепкая, брови черные, очи зоркие, голубя младого, очи темные, молодой боец, слово грозное, добрый молодец, верный слуга, дума нечистивая, служба честная, царю грозному, сердца жаркого, думу черную, воля царская, плечи богатырские, сырой земле, шапка соболиная, сабля закаленная, головою кудрявою, рука заколдованная, сабля острая, лихом коне, кушаком шелковым, шапка бархатная, ворота тесовые, красны девушки, святой Руси, щеки румяные, косы русые, ленты яркие, груди белые, руки сильные, очи бойкие, православный царь, наряды парчовые, казна золотая, житье вольное, головушку буйную, копье бусурманское, коня доброго, очи слезные, кости сирые, перстенек яхонтовый, ожерелье жемчужное, дары драгоценные, лукавый раб, правды истинной, церкви Божией, закону христианскому, доброго боярина, статный молодец, речь ласковая, святые церкви, широкий двор, дверь дубовая, цепь железная, хозяйка молодая, дом высокий, жена молодая, дубовый стол, белая скатерть, детки малые, дума крепкая, сила крестная, кольца золотые, замок железный, имя честное, листочек осиновый, нож острый, смерть лютая, молва людская, головушка бедная, родной батюшка, земля сырая, сторонушка чужая, ночь темная, братцы любезные, сердце молодецкое, святая правда-матушка, сизый орел, Москва великая, златоглавая, леса дальние, синие горы, заря алая, небо чистое, народ русский, плечи могутные, борода кудрявая, час полуденный, грудь молодецкая, во сыром бору, головушка повинная, головушка бесталанная, ветры буйные, могилка безымянная, люди добрые.
В доказательство того, что они постоянные, я постаралась отыскать данные эпитеты в произведениях фольклора: былинах, пословицах.
Постоянные эпитеты из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Постоянные эпитеты из произведений фольклора

Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец

А там пыль столбом да поднималася,
Оказался во пол добрый молодец

Не сияет на небе солнце красное

Когда воссияло солнце красное

Опустил он в землю очи темные

У оратая глаза да ясна сокола

Как я сяду поеду на лихом коне
Что богатырь едет на лихом коне




Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Ох ты гой еси, удалой добрый молодец

И очнулся тогда добрый молодец
Ох ты гой еси, удалой добрый молодец

Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою
У оратая кудри качаются

Не истерся ли твой парчовый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
А кафтанчик у него черна бархата
Вздень на себя шубу соболиную

На святой Руси, нашей матушке
«Увезли у нее сестрицу на святую Русь

Сложи свою буйную головушку
Положил он колечко серебряно
Q°На свою на буйну головушку

к сырой земле она клонится
А повыдернул он Святогора из землисырой земли

С грудью белою цалуются
Бьет он богатыря да по белым грудям

Что послал ты за нами во темную ночь
Темну ноченьку он до утра

Саблю острую
Ты разбей-ко крышечку саблей вострою

Красны девушки да молодушки
Не много не мало – семь тысячей
Душечек красных девиц

Ну, мой верный слуга
Ай же мои слуги верные

Косы русые
У нее русая коса пораспущена

Опустел широкий гостиный двор
Приводил ее Дунай на широкий двор

Свою лавочку дверью дубовою
Он выходит из-за столика дубового

Не встречает его молода жена
Своей он как молодой женой

Родной батюшка уж в сырой земле
По родимому своему батюшке

И пошли дары драгоценные
Дай дарите ему дары драгоценные

И приходит он в свой высокий дом
Вшел он, Добрыня, во высок терем

Сидит грозный царь Иван Васильевич
Про Грозна царя Ивана про Васильевича

И гуляют, шумят ветры буйные
Ее дуют да ветры буйные

Схоронили его за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской;
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили
Перевезите меня на ту сторону!
Перевезите, мои братцы, схороните меня,
Схороните меня, братцы, промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Петербургской, промеж Киевской.
В головах моих поставьте животворящий крест,
В ногах моих поставьте ворона коня,
В правую руку дайте саблю вострую.


На чужой сторонушке пропал без вести
Погубила добра молодца
Чужа, дальняя сторонушка

После белому Кремлю да святым церквам
Остановися перед церковью святой


И проходят мимо люди добрые
добры люди

Словно ястреб взглянул
Взор орлиный и взлет соколиный

Ходит плавно будто лебедушка
Идет – словно павушка плывет

С белой грудью цалуются
И личиком бела
Кругла, бела

Заломлю набочок шапку бархатную, черным соболем отороченную
Наряд соколий, а походка воронья

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Москва-
Белокаменная,
Златоглавая,
Хлебосольная,
словоохотливая



Заключение
Цели и задачи исследования достигнуты.
Практическая ценность исследования: составлен список постоянных эпитетов, использованных М.Ю.Лермонтовым в «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Пути продолжения исследуемой темы: изучение роли эпитетов и их роли в художественных произведениях.

Библиографический список
Аникин В.П.Теория фольклора. М.,1996
«Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» .Литература. 7кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. /авт.сост.В.Я.Коровина. -М.: Просвещение,2008.
Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Рецензия
на научно-исследовательскую работу,
представленную на XV городскую НПК
Автор работы: Лемешко Василина Владимировна, ученица 7а класса МОУ «СОШ№6»
Тема работы: Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Основные принципы исследовательской работы соблюдены.
Во вводной части обоснована актуальность темы, цель, задачи, сформулирована гипотеза, объект и предмет исследования, указаны методы.
В основной части, состоящей из двух глав, показана методика и техника исследования. Содержание соответствует теме.
В заключении обозначена практическая ценность работы, формы и методы ее дальнейшего изучения.
Имеется библиографический список.
Научный руководитель: Ашуркина Т.И.










Аннотация
Тема исследовательской работы, написанной ученицей 7а класса МОУ «СОШ№6» Лемешко Василиной, «Постоянные эпитеты в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. Цель, поставленная ученицей, - провести исследование «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова с точки зрения использования постоянных эпитетов - выполнена. Ученица использовала различные методы и приемы для достижения цели: анализ литературного произведения с точки зрения использования постоянных эпитетов, сравнительный анализ, обобщение. Новизна исследования: сравнительный анализ использования постоянных эпитетов в литературном и фольклорном произведении.






 Аникин В.П.Теория фольклора. М.,1996,с.295.
 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» .Литература. 7кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. /авт.сост.В.Я.Коровина. -М.: Просвещение,2008. стр.119
 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.43
 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.119

 Былина «Вольга и Микула», стр.54
 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.119


 Былина «Вольга и Микула», стр.55
 Песня про царя, стр.121

 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.44

 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.118

 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.44
 Песня про царя, стр.120
 Песня про царя, стр.121

 Былина «Вольга и Микула», стр.19
 «Песня про царя Ивана Васильевича. Молодого опричника и удалого купца Калашникова» стр.120


 Иван гостиный сын, стр.73
 Песня про царя, стр.121
 Дунай, стр.66
 Песня про царя, стр.133
 Дунай, стр.69

 Песня про царя, стр.120
 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.44

 Песня про царя, стр.121
 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.45

 Песня про царя, стр.127
 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.45

 Песня про царя, стр.122
 Былина «Святогор». Фольклор народов России.-М.:Дрофа:Вече,2002. Стр.47

 Песня про царя, стр.121
 Волх Всеславьевич. Стр.53
 Песня про царя, стр.122

 Дунай, стр.64
 Песня про царя, стр.121
 Дунай, стр.65

 Песня про царя, стр.123

 Дунай, стр.65

 Песня про царя, стр.123

 Дунай, стр.68

 Песня про царя, стр.123

 Садко, стр.77
 Песня про царя, стр.126

 Василий Буслаев молиться ездил, стр.104
 Песня про царя, стр.122

 Илья Муромец и Соловей-разбойник, стр.133

 Песня про царя, стр.122

 Добрыня и змей, стр.177
 Песня про царя, стр.119

 Взятие Казани, стр.232
 Песня про царя, стр.134

 Свадебные песни семиреченских казаков
 Песня про царя, стр.134


 Песни птицы Гамаюн ( русские веды)

 Песня про царя, стр.126
 Исторические песни Уральских казаков
 Песня про царя, стр.129
 Ты , река ли моя реченька
 Песня про царя, стр.134
 Ты , река ли моя реченька
 Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт.вступ.ст.,коммент. И слов Ю.Г.Круглов.-М.:Просвещение,1990, стр.143

 Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт.вступ.ст.,коммент. И слов Ю.Г.Круглов.-М.:Просвещение,1990, стр.145
 Стр.144
 Стр.145
 Стр.146
 Стр.114











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415












15