Конспект урока по окружающему миру Тайны подводного царства

Тема урока: «Тайны подводного царства».
Цель: Узнать о необычных обитателях подводного царства.
Задачи:
1. Обучающая: учить работать пользоваться таблицами на примере морских обитателей, учить отбирать и анализировать информацию.
2. Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы в формулировке основных особенностей морских обитателей на основе своих наблюдений и выполнения заданий, развивать словарный запас детей путём знакомства с новыми терминами.
3. Воспитывающая: воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем его мире, воспитание у детей биосферной этики (поскольку основная проблема, с которой столкнётся человечество в ХХI в.- экологическая).
Оборудование: Наглядный материал: слайды с изображением видов подводного мира, разнообразных обитателей.
Ход урока:
1.Организационный момент.




2.Постановка проблемной ситуации
На слайде различные предметы, которые человек добывает в морях и океанах или приготовляет с использованием даров океана (мел, рыбные консервы, туалетная губка, перламутр, янтарь и т.д.), и спрашивает учеников. Что объединяет эти предметы. Учитель подводит к мысли, что все предметы имеют отношение к морям, и говорит о том, что сегодня ребята узнают о свойствах морей самостоятельно.
2.Сообщение темы и целей урока
- Сегодня тема нашего занятия очень необычная звучит она так: «Тайны подводного царства».
- В каких водоемах бывает подводный мир? Какие водоемы вы знаете?
-
Как вы думаете, о каком подводном царстве пойдет речь на нашем занятии?
Закройте глаза и вслушайтесь ( ШУМ МОРЯ)
О каких тайнах подводного царства вы бы хотели узнать сегодня на уроке?
Тайн множество, и все мы узнать к сожалению не можем ведь даже ученые до сих пор изучают водоемы. Мы с вами остановимся на обитателях подводного царства.
ПЛАН
- Кто обитает в море?
-Как они выглядят?
-Чем питаются?
-Как размножаются?
-Что необычного в их жизни?
Какую цель мы поставим себе на уроке?
Цель: ознакомиться с интересными обитателями подводного царства. Познать тайны подводного царства. Окунуться в тайны подводного мира.
3.Объяснение нового материала
3.1 Рассказ учителя
Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете. Ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир.
- Как называется это явление? Круговорот воды в природе
Моря омывают части света, а сами являются частями океанов.
Поиграем
-(ЕВРОПА – Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское;
АЗИЯ – Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово;
АФРИКА – Красное;
АМЕРИКА – Карибское)

Моря и океаны кишат жизнью. Морские глубины – это важная малоизученная природная среда планеты. В которой ещё предстоит множество открытий. Каждый из многочисленных обитателей океана живёт как бы на своём этаже. От солнечного света зависит существование всего живого. В 5метрах от поверхности освещённость слабеет ровно наполовину, а на глубину 25метров проникает лишь 3% солнечного света.
Живут в морях очень красивые, яркие и необычные жители.
 2. Просмотр видеоролика о жизни морских обитателей  
 Морской ёж.
  Морской ёж – это животное, которое живёт на большой глубине. Его тело покрыто иглами, длина которых может доходить до тридцати сантиметров. Иглы нужны ежу для защиты и передвижения. С их помощью ёж ходит, как на ходулях. Питается морской ёж водорослями.
Актиния.  
  Актиния – это морское животное, с виду похожее на небольшой цветок. Но её мирный вид обманчив: цветы эти ядовитые и хищные. Стоит рыбе близко подплыть к актинии, как она захлопывает свои лепестки, убивает свою добычу ядом и потихоньку поедает её.
 Мурена.
Это она из самых опасных и ядовитых морских рыб. Мурены вырастают до четырёх метров в длину и могут весить до сорока килограмм. Эта рыба, затаившаяся в своём логове, свирепа и не знает страха. Прячась в трещинах она хватает проплывающую мимо добычу.
Страничка любознательных ( УЧАЩАЯСЯ)
Пара морских коньков в поисках креветок среди коралловых рифов. Морские коньки – уникальный вид рыб: у них голова расположена под прямым углом к туловищу. Самка откладывает около 100 икринок, которые самец потом оплодотворяет, а затем вынашивает в сумке на своём туловище в течении примерно 50 дней, пока не появятся молодое потомство.
Экзотический морской ёрш из семейства скорпеновых полностью покрыт иглами, яд которых сильнее яда кобры
Для того, чтобы нам с вами узнать как можно больше, вы поработаете в группах. Ваша задача, изучить информацию об обитателях моря и заполнить таблицу по основным критериям питание, внешний вид то есть строение, и интересные факты.

 Морские звезды населяют все моря земного шара. Качество воды влияет на распространение морских звезд. Следует уточнить, что чистая вода является продуктом деятельности кораллового рифа. Строение тела морской звезды имеет центральный диск, пять гибких лучей, вздутых у основания и заостренных на концах. На каждом луче имеются сотни маленьких щупалец- ножек с присосками. Благодаря этим  ножкам морская звезда перемещается по дну, дышит, различает запахи и чувствительна к свету. В толстом слое покровной ткани заключены известковые пластинки сетчатой структуру – это скелет морской звезды. Морские звезды преобладают средством защиты. Подвергшиеся нападению или раненные, они добровольно себя калечат. Поврежденный луч обламывается, но через некоторое время вновь отрастает. Некоторые морские звезды травоядные и питаются водорослями. Другие питаются отбросами: разного рода органическими остатками. С помощью лучей  морские звезды не без усилии доставляют добычу ко рту. Морские звезды могут стать жертвами других звезд.
Кораллы. 
 Кораллы – это примитивные организмы, состоящие из известкового скелета. Одиночные формы встречаются во всех морях и на разной глубине. В настоящее время насчитывается 800 видов кораллов. Перемеща
·ясь, они движутся крайне редко. Образ жизни кораллов подчинен решению двух задач: питанию и строительству своего скелета. Не все кораллы образуют рифы – мягкие кораллы имеют менее прочный скелет. В глубоких водах они могут вырастать огромными, как деревья. Некоторые из них могут ужалить. Они очень красивы, но трогать их не стоит. Кораллы образуют колониальные формы. Для своего развития кораллам необходима исключительно чистая вода, с большим содержанием кислорода. Чтобы схватить добычу коралл разворачивает свои щупальца: его полипы расцвели. Питаются кораллы мелкой добычей: личинками ракообразных, икринками рыб, червей.
Крабы. 
 Крабы – ракообразные. Все они жили в морях, со временем некоторые выбрались на берег, завоевали твердую сушу или солоноватую воду. Хорошо известно, что крабы ходят боком. Кроме клешней у них имеются четыре пары ног. При ходьбе одни ноги тянут тело вперёд, а другие толкают. Какие – то ноги всегда соприкасаются с землёй, благодаря чему краб сохраняет равновесие. Панцирь краба, пропитанный известью, образует очень плотную броню. Под тяжестью панциря крабы не могут вырасти большими, а клешни добавляют ещё лишнего веса. Хотя есть исключения – гигантский краб – паук, самый большой краб в мире. Размах его ног более трёх метров. При первых признаках опасности краб пятится назад и угрожающе размахивает клешнями. Это помогает ему отпугнуть голодную рыбу или птицу. Некоторые виды крабов живут колониями: они собираются десятками для рытья нор, но остаются изолированными друг от друга. Также некоторые из них живут в зарослях прибрежных водорослей, где находят укрытие и пищу. Большинство крабов ведут дневной образ жизни: занимаются поиском пищи, роются в иле, дерутся.

Название обитателя
Внешний вид
Питание
Интересные факты , где обитает







Физкультурная минутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!

5.Первичное закрепление
Давайте послушаем, что мы с вами узнали?
Таблица
Первая группа
Вторая группа
Третья группа

5. Рубрика «Интересные факты»
Планктон – масса мельчайших растений и животных, дрейфующая в океане по воле волн.
Планктоном питаются и микроскопические и самые крупные морские обитатели.
Медуза. на 90% состоит из воды
Осьминог живёт на морском дне. Может менять окраску, имеет 8 щупалец.
Синий кит. Самое большое животное на свете
Млекопитающие Дельфины и киты.
Бурые водоросли. самые быстрорастущие водоросли
Морская звезда. морской обитатель имеет 5 лучей?
Моржи используют свои бивни, как рычаги для передвижения.
рыба-топорик, рыба-гадюка, рыба-удильщик В самой глубокой части океана – в морской бездне.
Самое большое море – Коралловое
Самое маленькое – Мраморное
Самое соленое – Красное
Самое пресное – Балтийское
Самое холодное – Карское (замкнуто в ледяной мешок и лишь на 3 недели освобождается ото льдов)
Цветные моря: Белое, Красное ( красные кораллы), Черное, Желтое ( впадает река Хуанхе , которая несет много частиц, окрашивающих воду в желтый цвет).

Итог урока

Рефлексия
С какими обитателями мы сегодня с вами познакомились?
Что вам было интересно? Что понравилось?
Какие мы с вами можем поставить задачи на следующий урок?
Домашнее задание
Дома учитель предлагает учащимся нарисовать морских обитателей и пейзажи морского дна
Сильная буря на море (шторм).
Полное безветрие (штиль).                                                                                      
Колебание судна на море (качка).
Морской разбойник (пират).
Корабельный колокол (рында).
Лестница на корабле (трап).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Почему Черное море, которое большую часть года сверкает своей зеленовато-синей поверхностью под лучами южного солнца, называется "Черным"? Всегда ли это море так называлось? Нет, не всегда. На протяжении истории оно сменило несколько названий. Древние греки называли его гостеприимное море. По поводу современного названия моря существует несколько гипотез. Одна из них, выдвинутая историками, объясняет происхождение названия "Черное море" тем, что турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встречали серьезное сопротивление со стороны черкесов, адыгов и других племен. За это якобы турки и прозвали море Караден-гиз – Черным, негостеприимным. Вторая гипотеза относит происхождение названия "Черное море" к якобы сильным штормам, а возможно, и к тому, что вода в море во время шторма темнеет. Однако надо сказать, что штормы как раз и не являются характерным его признаком. Сильное волнение (более 6 баллов) бывает здесь не больше чем 17 дней в году. Что касается потемнения воды во время шторма, то это свойственно всем морям, а не только Черному. Впрочем, известно, что Магеллан назвал "Тихим океаном" самый бурный океан Земли, так как во время плавания кораблей Магеллана сильных штормов там почти не было. Возможно, что и в отношении Черного моря произошла такая же ошибка. Третья гипотеза происхождения названия "Черное море", выдвинутая гидрологами, основана на том его свойстве, что металлические предметы (например, якоря), опущенные на некоторую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими под действием находящегося в глубинах моря сероводорода. Эта версия нам кажется наиболее вероятной, так как она исходит из характерного признака вод Черного моря.


Страничка любознательных ( УЧАЩАЯСЯ)
Пара морских коньков в поисках креветок среди коралловых рифов. Морские коньки – уникальный вид рыб: у них голова расположена под прямым углом к туловищу. Самка откладывает около 100 икринок, которые самец потом оплодотворяет, а затем вынашивает в сумке на своём туловище в течении примерно 50 дней, пока не появятся молодое потомство.
Экзотический морской ёрш из семейства скорпеновых полностью покрыт иглами, яд которых сильнее яда кобры