Рабочая программа внеурочной деятельности по истории Занимательная история и ИКТ (8 класс)


Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности.
«Занимательная история и ИКТ» 8 класс. ФГОС.
Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно понятая история, освоенные закономерности развития общества должны стать стержнем формирования гуманистической, социально зрелой и ответственной личности новой России. Исходя из этого, можно выделить ряд приоритетов развития исторического и обществоведческого образования:
•изложение отечественной истории в мировом историческом контексте;
•преодоление доминирования истории государства в пользу широкого показа жизни людей, их духовной и материальной культуры;
•формированию у учащихся в процессе освоения обществоведческих знаний социально необходимых знаний и навыков.
В процессе преподавания истории необходимо вместо того, чтобы требовать от учащихся принять и согласиться с той или иной точкой зрения, всеми средствами помогать им формировать собственное мнение в процессе изучения множества фактов, доказательств и мнений. Иначе говоря, учащиеся должны стараться критически воспринимать информацию, критически мыслить. Современный этап преподавания истории в школе должен отличаться многообразием используемых методов при подаче материала ученикам. Именно многообразие методов преподавания поможет учителю дать наиболее полную картину анализируемой исторической ситуации, а его ученикам - выработать свою точку зрения на рассматриваемое явление.
В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, ведение научно-исследовательской деятельности в тех или иных формах. Однако успешность научной деятельности зависит от навыка ее ведения. Господствующая в
Предлагаемый курс позволит познакомить ребят с навыками исследовательской работы, сформировать необходимый минимум исследовательских умений на основе применения ИКТ. Кроме того, позволит осуществить осознанный профессиональный выбор, особенно тем учащимся, кто проявляет интерес к изучению истории и обществознания. В мире современных технологий компьютерная графика и создание презентаций занимает по популярности одно из первых мест. Занятия с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал это элементом информационной культуры. Наконец, практическая составляющая курса позволит реализовать полученный в ходе изучения курса объем знаний на практике, развивая и совершенствуя такие ключевые компетентности, как
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
коммуникативная компетентность.
Цель курса - формирование исследовательских умений учащихся, в том числе навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в историографии, монографии, формирование умений как основы коммуникативно- компетентной и творчески мыслящей личности. Наиболее важной частью данного курса является практическая направленность и освоение информационных технологий.
Основные задачи курса:
1. Познакомить школьников с основами исследовательской работы.
2. Расширить границы теоретических сведений учащихся и уровень творческого применения материала основной программы.
3. Выработать у учащихся познавательный интерес к историческим тайнам и открытиям, потребность рассуждать и оспаривать, имея при этом свою точку зрения.
4. Вызвать интерес к гуманитарным наукам, способствовать выбору будущей профессии.
5. Осуществить в рамках курса подготовку к итоговой аттестации по предмету в рамках ОГЭ и ЕГЭ.
Обучить работе с графическими редакторами с использованием ПК; сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Актуальность и новизна.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе. Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета истории на основе ИКТ за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению истории данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Место предмета в учебном процессе.
Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Содержание рабочей программы
Введение. Цели и задачи курса.
Разработка основных идей проекта. Определение темы. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы. Начало моделирования темы «Становление индустриального общества: люди и события». Основные понятия и категории содержательной линии. Характеристика основных социальных объектов, их места и значения в жизни.
Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Особенности работы над темой «Монархи Европы». Основные понятия и категории содержательной линии. Извлечение необходимой информации из различных источников. Характеристика проблемы человека в историческое время. Систематизация и классификация представленных данных по предложенным критериям.
Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Разработка темы «Деятели эпохи технического прогресса». Основные понятия и категории содержательной линии. Анализ и интерпретация информации. Сравнение исторических объектов, выявление их общих черт и различий.
Работа с Microsoft Power Point. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Деятели европейской культуры 18 века». Основные понятия и категории содержательной линии. Установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных исторических явлений с терминами и понятиями. Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта.
Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». Основные понятия и категории содержательной линии. Раскрытие на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук.
Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier. Применение программ для оформления темы «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». Основные понятия и категории содержательной линии. Оценка реальных явлений и тенденций общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма.
Работа в сети Internet. Подбор материала для оформления темы «Культурное пространство Российской империи в18 веке». Основные понятия и категории содержательной линии. Выявление внутренних и внешних связей (причинно-следственных, логических, функциональных) изученных социальных объектов. Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта).
Особенности корректировки готового проекта. Заключительная дизайнерская обработка проекта. Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Выдающиеся личности России 18вв. (культура и военное искусство)». Основные понятия и категории содержательной линии. Формулировка на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам.
Итоговое занятие. Защита проекта. Правила подготовки защитной речи. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе. Анализ результатов работы.
Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Занимательная история и ИКТ». 8 класс (ФГОС)
№№
занятия Тема Кол-во
часов Виды и формы работы Использование ИКТ Характеристика основных видов УУД ученика Дата
проведения
1 Введение. Цели и задачи курса. 1 Лекция с элементами беседы Инструктаж по ТБ Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Выделяют критерии к оцениванию.
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. 2 Разработка основных идей проекта по теме «Становление индустриального общества: люди и события». 1 Практическая работа Определение темы. Разработка основных идей проекта. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Предметные: Научатся определять термины: индустриальное общество, модернизация.
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять модернизации на европейскую экономику.
Личностные: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества 3 Основные понятия и категории темы «Становление индустриального общества: люди и события». 1 Терминологический практикум 4 Моделирования темы «Становление индустриального общества: люди и события». 1 Создание макета проекта 5 Презентация модели проекта по теме: «Становление индустриального общества: люди и события». 1 Защита проекта 6 Проектирование деятельности по теме: «Монархи Европы» 1 Практическая работа Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Распределение обязанностей внутри группы. Определение сроков окончания проекта и представления его к защите. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные: Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления.
Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач 7 Определение формы проекта по теме: «Монархи Европы» 1
Создание макета проекта 8 Определение критериев оценки проекта. 1 Лабораторная работа 9 Основные понятия и категории по теме: «Монархи Европы» 1 Терминологический практикум 10
Особенности работы с программой Microsoft Power Point. 1 Практическая работа Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Предметные: Научатся определять термины: технический прогресс, открытия, изобретения.
Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении технического прогресса для развития европейского общества, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры.
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний 11 Структурирование проекта по теме: «Деятели эпохи технического прогресса». 1 Лабораторная работа 12 Основные понятия и категории по теме: «Деятели эпохи технического прогресса». 1 Терминологический практикум 13 Моделирования темы «Деятели эпохи технического прогресса». 1 Создание макета проекта 14 Работа в программе Microsoft Power Point по теме: «Деятели европейской культуры 18 века». 1 Практическая работа
Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта в современных условиях. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.Предметные: Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм.
Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение.
Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе 15 Дизайн проекта по теме: «Деятели европейской культуры 18 века». 1 16 Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Деятели европейской культуры 18 века». 1 Лекция с элементами практикума. 17 Моделирования темы «Деятели европейской культуры 18 века». 1 Создание макета проекта 18 Основные понятия и категории содержательной линии «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». 1 Лекция с элементами беседы Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Предметные: Научатся определять термины: абсолютизм, ближняя Канцелярия, консилии, Сенат, коллегии, Табель о рангах, губернии, провинции, синод, оберпрокурор и другие.Получат возможность научиться: составлять сравнительную таблицу гос. управления допетровского и петровского периодов, системно излагать содержание петровских и екатерининских реформ и давать им собственную оценку.
Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. 19 Представление числовой информаций различными способами по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». 1 Практическая работа
20 Моделирование проекта по теме «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». 1 Создание макета проекта 21 Презентация модели проекта по теме: «Великие реформаторы: Петр I, Екатерина II». 1 Защита проекта 22
Работа с программой Adobe Photoshop. 1 Практическая работа
Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier, Macromedia Flesh MX. Контроль промежуточных этапов работы над проектом.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Предметные: Научатся определять термины: гвардия, кондиции, дворцовый переворот, фаворит
Получат возможность научиться: называть предпосылки дворцовых переворотов, выявлять приоритетные направления внутренней политики в данный период, анализировать исторические источники.
Личностные: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. 23 Работа с программой Adobe Premier. 1 Практическая работа 24 Применение программ для оформления темы «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». 1 Создание макета проекта 25 Моделирование проекта по теме «Исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов». 1 Создание макета проекта 26 Моделирования темы «Культурное пространство Российской империи в 18 веке». Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Предметные: Научатся определять термины: просвещенный абсолютизм, просвещение.
Получат возможность научиться: характеризовать деятельность Академии наук, вклад в науку многих деятелей, развитие естественных, гуманитарных наук; академические экспедиции, выдающихся техников и изобретателей; систему образования; причины открытия Московского университета; анализировать исторические источники.
Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. 27 Работа в программе Microsoft Power Point по теме: «Культурное пространство Российской империи в 18 веке». 28 Подбор аудио и видео ряда для оформления темы: «Культурное пространство Российской империи в 18 веке». 29 Презентация модели проекта по теме: «Культурное пространство Российской империи в 18 веке». 30 Особенности корректировки готового проекта. 1 Практикум
Отладка готового проекта. Проверка грамматики. Объединение отдельных частей проекта в единое целое. Заключительная дизайнерская обработка проекта. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Предметные: Научатся определять термины: реакционная политика, контрреформы,
Получат возможность научиться: характеризовать деятельность Академии наук, вклад в науку М. В. Ломоносова и других деятелей, развитие естественных, гуманитарных наук; академические экспедиции, выдающихся техников и изобретателей; систему образования; причины открытия Московского университета; анализировать исторические источники, военное искусство.
Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу. 31 Заключительная дизайнерская обработка проекта. 1 Практическая работа
32 Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Выдающиеся личности России 18века (культура и военное искусство)». 1 Практикум
33
34 Итоговое занятие. Защита проекта.
Итоговое занятие. Защита проекта. 1
1 Защита проектов. Правила подготовки защитной речи.
Анализ результатов работы. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.Предметные: Научатся определять термины за курс истории России и зарубежных стран первого периода нового времени.
Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность   формирования:
Личностных результатов:  
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
 Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов: 
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Сравнивать между собой предметы, явления.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
Давать определения тем или иным понятиям.
Выявлять закономерности и проводить аналогии.  
Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
Иметь понятие о множестве.
Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.