Урок Символика в орнаменте, 5 класс

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Белгородского района Белгородской области»














План урока технологии в 5 «А» классе

«Орнамент. Символика в орнаменте»









Учитель технологии:
Веселова Елена
Васильевна












2015 г.



Раздел: Художественные ремёсла

Тема урока: «Орнамент. Символика в орнаменте»

Тип урока: комбинированный.

Характеристика занятия. Это занятие является важным для развития представлений об Орнаменте. Занятие будет способствовать развитию умения составлять орнаменты в своей работе, находить необходимую информацию, развитию базовых умений понимать символику, используемую в орнаменте.
Цель - создание условий для приобретения учащимися навыков в поиске необходимой информации, формирование знаний и умений при выполнении несложного орнамента.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоорганизация, осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выполнении работы. Развитие образного мышления и ответственности за качество своей работы, умение провести самооценку.
Регулятивные действия: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе, умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату своей работы.
Познавательные действия: умение анализировать, выделять и формулировать цель и задачи, умение рационально использовать технологическую информацию, оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов, умение планировать свою трудовую деятельность.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.
Предметные: получить знания и умения, применяемые в работе с любыми изделиями декоративно- прикладного искусства.

Оборудование и материалы: образцы орнаментов, бумага, карандаш простой, линейка, лекала, клей, ножницы, картон.

Дидактические материалы к уроку: технологические карты, учебные материалы, найденные самими учениками сведения о предмете работы, инструктажи по технике безопасности, рабочие листы урока.
Прогнозируемый результат:
Изготовление образцов орнамента на основе картона.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Средства обучения: компьютерное обеспечение.

Цель урока. Учащиеся высказывают свои предположения о цели урока)
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными символами славянской культуры, используемыми при создании орнаментов. Итогом урока будет изготовление образцов орнамента.
Ход занятия :

1. Оргмомент.(1 мин.)
Учащиеся разделены на две группы, в зависимости от информации, которую они нашли и предоставляют на уроке : первая группа работает с квадратным орнаментом, вторая группа работает с ленточным орнаментом.
Учитель проверяет готовность учащихся к занятию, наличие материалов и инструментов, дополнительных источников информации, создает позитивный настрой на предстоящую деятельность, проводит подготовительный опрос учащихся с целью подвести к теме текущего урока. СЛАЙД 1.

2. Актуализация знаний.(7 мин)
Давайте повторим :
Какие виды декоративно- прикладного искусства вы знаете?
Что такое – «композиция»?
Для чего люди украшали изделия?
СЛАЙД 2.
Ещё вопрос :
Посмотрите – что представлено на изделиях, изображённых на следующих четырёх слайдах? СЛАЙД 3.
Ответы учащихся. СЛАЙДы 4, 5, 6, 7.
Сегодня на уроке мы поговорим об орнаменте, символах, применяемых в построении орнаментов, с помощью чего можно построить орнамент. Научимся составлять несложные орнаменты при выполнения своей работы. СЛАЙД 8.
Украшение домов, как в целом, так и отдельных их элементов, мозаика, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по ткани (батик), роспись по дереву, резьба по дереву.
Сегодняшний наш урок посвящён изучению приёмов и способов построения орнаментов.

3. Изучение нового материала.
Орнамент (от лат. ornamentum – «украшение») означает узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент используется для украшения различных предметов декоративно- прикладного искусства.
Виды орнаментов СЛАЙД 9.
В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.
СЛАЙДы 10, 11, 12, 13.
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал свое представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду. Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства человека и его мышление. Постепенно люди стали обогащать орнамент реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.
Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока. Например, орнамент «гирих» в мусульманском искусстве представляет многообразные сложные переплетения.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» – это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенно. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображения аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими» – спирально извивающийся вьюнок. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.
Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов.
По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии, сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток с элементами орнамента) и замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.).
Очень важен в орнаменте ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной последовательности.
Если повторяющиеся элементы орнамента – мотивы – легко выделяются, то можно развивать композиционное построение орнамента в соответствии с линейными или сетчатыми структурами в любую сторону. Но бывают такие случаи, когда мотив выделить трудно, например, в орнаментах типа «меандр», которые могут бесконечно повторяться влево или вправо. В этом случае надо выбрать любую произвольную точку в орнаменте и проследить влево или вправо, где будет следующая точно такая же точка. Элемент узора, заключенный между этими точками, и будет составлять мотив орнамента.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Ритмическое построение в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов. Раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм.
Раппортом называются повторяющиеся элементы орнамента. Раппортной называют композицию, в которой орнаментальный мотив ритмически повторяется через одинаковые интервалы. Существуют различные типы раппортных композиций. Обычно мотив на длинных полотнищах располагают по принципам построения сетчатых орнаментов.
Для замкнутых текстильных композиций, например для платков, можно использовать такой прием: раппортное заполнение середины и четкая кайма. Возможно и много других вариантов.
Один из интереснейших видов орнамента получается, когда промежутки между мотивами составляют орнаментальные образы, то есть орнамент строится как бы без остатка.
Особая тема – орнамент и симметрия. Казалось бы, искусство и математические закономерности несовместимы, однако орнамент основан на точных расчетах.
Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.
Наиболее простым ее видом является зеркальная симметрия. Если узор можно разделить прямой линией на две равные части, каждая из которых как бы повторяет отражение другой в зеркале, то этот узор имеет зеркальную симметрию.
Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно к его плоскости.
Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется розеттой, или розеткой. Розетка, построенная на основе зеркальной симметрии, создает впечатление неподвижности. Те розетки, у которых отсутствует симметрия, вызывают ощущение движения. Симметрия помогает создать определенный ритм в орнаменте.
Не только симметричные, но и асимметричные орнаментальные композиции весьма разнообразны.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Структура орнамента СЛАЙД 14.
По композиционной структуре орнаменты разделяют на три широко распространенные разновидности: ленточные, замкнутые, сетчатые.
Ленточные, или фризовые, орнаменты имеют вид длинной полосы. Они обычно состоят из одного или нескольких мотивов, повторяющихся в определенном ритмическом порядке. Ритм может быть простым или сложным. Мотив может прерываться или быть непрерывно текущим.
Ленточный орнамент широко применяется для украшения одежды в виде вышивки, каймы, поясов, шарфов, головных уборов, для украшения предметов быта, архитектурных сооружений и т. д. Ленточный орнамент может быть расположен по краю предмета, может подчеркивать его конструктивно важные части, выделять высоту или ширину предмета. Это придает предмету выразительность, устойчивость, законченность.
Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива относительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.
Асимметричный ленточный орнамент может быть построен на свободно развивающемся мотиве, имеющем отдельные элементы ритма.
Другим видом орнамента является замкнутый орнамент.
Здесь декоративные элементы сгруппированы так, что образуют замкнутое движение. Замкнутый орнамент компонуется на ограниченной плоскости любой формы. Он может быть расположен в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале, круге и др. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, скатертей, ковров, головных уборов, посуды, мебели и т. д.
Замкнутый орнамент, как и ленточный, может иметь несколько видов построения. Каждый вид построения орнамента характеризуется разным количеством линий симметрии.
Орнамент, не имеющий линии симметрии, может быть построен на свободно развивающемся ритмическом расположении мотива, отдельные элементы которого, пропорционально согласуясь, уравновешивают композицию.
Третьей разновидностью композиционного построения орнамента являются сетчатые узоры. Мотивы этого орнамента располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Эти орнаменты предназначаются для оформления больших плоскостей: тканей, обоев, ковров и др. Они подчеркивают плоскостный характер поверхности, ее непрерывность.
Каждый сетчатый орнамент имеет одну из систем построения: квадратную, прямоугольную, ромбовидную, треугольную и др. На осях полученной сетки и в ее ячейках размещают мотивы орнамента или его отдельные звенья.
Особенности построения ленточных, замкнутых и сетчатых орнаментов помогают придать каждой орнаментальной композиции определенную выразительность и разнообразие.
Большое значение для построения композиции орнамента, кроме того, имеют уравновешенность его мотивов и фона, строгая последовательность их размещения на плоскости, ритмическое чередование орнаментальных мотивов и цветовых пятен. Работа с орнаментом помогает приобрести знания и навыки в построении композиции других живописных работ: натюрморта, пейзажа, портрета и т. д.

Композиция при построении орнамента
В композицию произведения декоративно-прикладного характера часто включаются орнамент и различного рода узоры, играющие важную роль в формировании образа. Один и тот же предмет, украшенный орнаментами разного типа: с крупными или мелким элементами, яркими или сдержанными по цвету, в каждом случае приобретает новое звучание. При этом учитывается связь орнамента с формой предмета.
Цвет реального предмета может быть заменен символическим. Таким образом, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции.
В декоративной композиции при построении орнаментов используют целый ряд средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое средство в отдельности.
Достижению единства и художественной выразительности орнамента служат такие композиционные средства, как пропорции, ритм, масштаб и масштабность.

Пропорции
Пропорции в художественном произведении это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Соблюдение пропорций играет важную роль в композиции, так как при этом создается благоприятное соотношение целого и его частей.

Статика и динамика
Композиционными приемами, часто дополняющими друг друга, являются статика и динамика.
СЛАЙД 15.
Статика это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Статика характеризуется равновесием частей и элементов композиции.
Статичная композиция всегда имеет явный центр, вокруг которого организуются другие элементы.
Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, зрительное движение. В динамичной композиции последовательность восприятия зрителем ее элементов задается художником в соответствии с его замыслом. С помощью динамики можно выделить главное в композиции композиционный центр.
Ритм СЛАЙД 16.
Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм (с греческого течение) чередование соизмеримых элементов какого- либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.
Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т. п. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве).
Уже в странах Древнего Востока композиция орнаментов и костюмов была упорядочена и отличалась строгостью и наличием ритма. В искусстве Древнего Египта основной формой композиции являлся фриз, в котором ритмически чередовались изобразительные элементы. Ритм также прослеживался в ювелирных украшениях и костюмах.
В отличие от Египта в Древней Греции ритмические построения в росписях ваз, скульптуре, архитектуре и живописи стали более живыми, а древнегреческий костюм был построен на различных ритмах складок и драпировок.
В эпоху Возрождения ритмичное расчленение плоскости считалось одной из трех главных задач композиции наряду с перспективой и точкой зрения
Динамический ритмический ряд это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними. В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.
В динамическом ряду возможны следующие изменения:
- изменение величины чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;
- сохранение величин чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;
- изменение и величин элементов, и интервалов между ними.
По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально- лучевое и т.д.
Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.
Симметрия и асимметрия. Симметрия (с греческого соразмерность) одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе (листья, цветы, строение животных и человека, кристаллы, снежинки и т.д.).
Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции предусмотрено равновесие состояние формы, в которой все элементы сбалансированы между собой. Такая композиция вызывает ощущение целостности и устойчивости.
В природе существует два вида симметрии: центрально- осевая (бабочка, птица, человек и т. д.) и радиально- лучевая, или осевая (цветок ромашки, подсолнечник, гриб, дерево). Плоскости симметрии растущих цветов, грибов, деревьев ориентированы всегда вертикально. Плоскость симметрии это такая плоскость, которая делит форму на две зеркально равные части.
Характерной разновидностью симметрии является винтовая, возникающая как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси и одновременного движения вдоль нее.
Асимметрия это расположение элементов в композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии.
Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности решения. Главное условие цельности асимметричной формы это ее композиционная уравновешенность.

Символика славянских орнаментов
Что такое – «символ»? СЛАЙД 17, 18.
«Символ» - элемент, обозначающий какой-либо предмет (живой или неживой природы), свойство предмета, какое-либо действие.
Поэтому «символом» являются очень многие вещи – буква из азбуки, слово, мелодия, рисунок, скульптура, даже какое-либо событие.
СЛАЙД 19. Сложная символика в орнаменте, символ Матери-Земли, символ Рожаниц.
СЛАЙД 20. Простейшие элементы в орнаменте.
СЛАЙД 21. Коло (круг, круговорот).
СЛАЙД 22. Символика цвета и орнамента в одежде.
СЛАЙД 23. Птицы и кони.
Для работы в сфере художественного творчества за основу в работе со цветом используется цветовой круг с хроматическими цветами или с ахроматическими цветами.


Проверка усвоенных знаний.  5 мин
А теперь давайте поиграем. Сейчас у нас образовалось две команды, и каждой команде нужен капитан- тот, кто будет координировать действия участников и отвечать за них. Это очень почетное звание- капитан команды! (Идёт назначение капитанов команд). Капитаны, подойдите, пожалуйста, ко мне для розыгрыша заданий (капитаны команд вытягивают карточку с заданным видом орнамента). Каждый капитан получил для своей команды карточку с заданным видом орнамента.
Теперь цель игры- обсуждая и совещаясь в команде, нарисовать придуманный орнамент, закрепить рисунок на доске и объяснить смысл придуманного орнамента, причину выбора такого орнамента - это сделает капитан команды!
Вопросы к учащимся:
Чем руководствовалась команда, делая выбор в пользу именно этих изображений?
(особенностями и формой изображенного на карточках орнамента).

У вас на столах есть все необходимое - бумага, карандаш, линейки, клей, наборы аппликационного материала. С помощью этих материалов и инструментов я предлагаю вам пофантазировать и создать ваши уникальные творческие работы. Из элементов, которые встречаются в русских народных орнаментах, вы создадите образцы своих орнаментов.

Физкультминутка Упражнения для расслабления глаз
Практическая работа
СЛАЙД 24.
Ваша задача:
разделиться на две группы. Одна группа изготавливает симметричный орнамент, вторая группа изготавливает асимметричный орнамент. 2) придумать и вырезать формы элементов орнаментов. 3) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов. 4) и, наконец, готовые работы вывесить на доску, т.е. - на просмотр. И еще вам необходимо подготовить пояснение к проделанной вами работе.

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда, умениям осуществлять зрительный самоконтроль.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить готовность выполнения и качество работ учащихся.
В ходе выполнения практической работы играет спокойная музыка (два раза по 5 мин.) во время её звучания демонстрируются слайды и идёт дальнейший разговор по теме урока.
5.Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы с использованием рабочих листов урока. (они это могут делать в ходе выполнения практической работы, когда подсыхает клей).
Оформляется выставка готовых работ. Учащимся предлагается защитить свою работу (по одному человеку от группы).
6. Итог урока. Рефлексия
Предлагается выразить отношение к изученному материалу и своей деятельности на занятии с помощью листочков разного цвета, на которых написаны вопросы.
7.Информация о домашнем задании.
1. Выполнить образец геометрического орнамента из полосок бумаги.
2. Подготовить сообщение или презентацию по орнаменту, символике в орнаменте.



Интернет- источники :

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




































Приложения

Инструктаж по правилам безопасной работы с клеями

1.Избегать попадания клея на кожу.
2.Нельзя работать с клеями типа БФ, «Момент» вблизи источников тепла.
3. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
4.Нельзя подносить банки с клеем близко к лицу. Нельзя клей нюхать. Это может отразиться на состоянии здоровья.
5.При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5.После выполнения по склеиванию тщательно вымыть руки с мылом, а также промыть инструменты, которыми пользовались для нанесения клея.

Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами

1. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.






















Рефлексия.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141215



1. Я узнал__________________________
________________________________________
2. Мне было интересно______ ____________________
________________________________________________
3. Мне понравилось _______________________________
________________________________________________
4. Теперь я смогу сам ___________________________
_________________________________________