Курс на тему Казахский орнамент


Целью данного курса (программы) является:
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Логика освоения учебных тем определяется задачами (обучающими, развивающими, воспитательными):
Изучение совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами при работе с бумагой, тканью, фетром, подручными материалами, броссового материала, бисером, пайетками, войлоком, бусинами;
выявление формирования образного, пространственного мышление и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм;
освоение формирования творческих способностей;
овладение правильности работы с материалом;
способность различать данную технологию от другой;
приобретение исследовательских компетенций;
повышение интереса к творческому процессу;
воспитание духовной культуры;
развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству.
Содержание программы
Программа «Творческая мастерская орнамента» по содержанию, тематической направленности является сюжетной; по функциональному предназначению декоративно-прикладного искусства; по форме организации теоретической и практической; по времени реализации самостоятельная и групповая работа.
Программа «Творческая мастерская орнамента» предназначена для школьников (до 12лет), для обучающихся в основной школе, для учащихся 1-6 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по технологии.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловечиским ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представленияо бучающихся о направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, формирует чувствогармонии, патриотизма и т.д.
Изучение данного курса актуально в связи с творческой и практической
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт (при работе над проектом).
В соответсвии с концепцией учебного плана, принятой в ГУ «Затобольская средняя школа №2» отдела образования Костанайского района, программа курса расчитанна 34 часа. Периодичностьзанятий - 1 раз в неделю (с делением на подгруппы или без деления).
Структура программы состоит из 2образовательных блоков: (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческихспособностей, умение создавать рисунок, модели и т.д. Дети 7-12 лет способны на эмоциаонально – образно уровне выполнять предлагаемые задания.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
В планирование содержания включены итоговые занятия, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока (после завершения работы по программе).
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этимуровням определяются в соответсвии с образовательной программой курса.
Требования к умениям и знаниям:
В результате работы по программе: «Творческая мастерская орнамента» обучающиеся должны знать: последовательность работы (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
как работать нужными инструментами и приспособлениями;
как самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
как изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
как освоить основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Должны уметь работать с бумагой, картоном, пластилином, фетром, тканью, войлоком, природными  материалами, подручными средствами, пайетками, бисером, бусинами (складывать, наносить разметку и т.п.).
Способны решать следующие жизненно – практические задачи:
Информационно-технологические:
умения (на пропедевтическом уровне)самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
способности задавать и отвечать на вопросы.
 Коммуникативные:
умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Тематический план
Периодичность в неделю Кол-вочасов в неделю Кол-вочасов в год
1 1 34
№ Наименованиетем Общее
кол-во
часов В том числе Дата прове
дения
Теорети
ческих Практи
ческих 1 Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Техника безопасности при работе. Изготовление орнамента на бумаге (по выбору) 2 0,5 1,5 2 Аппликация из подручных средств на тему: «Юрта» 2 0,5 1,5 3 Изготовление кукол в казахском национальном костюме 3 0,5 2,5 4 Изготовление модулей оригами для лебедя 3 0,5 2,5 5 Собирание лебедя из модулей оригами 3 0,5 2,5 6 Аппликация из пластилина на тему: «Мой Казахстан» 3 0,5 2,5 7 Изготовление казахского головного убора 3 0,5 2,5 8 Изготовление казахского головного убора 3 0,5 2,5 9 Изготовление той бастар
3 0,5 2,5 10 Изготовление той бастар3 0,5 2,5 11 Изготовление казахского ожерелья из фетра и узоров 3 0,5 2,5 12 Изготовление казахского ожерелья из замков 3 0,5 2,5 Итого часов: 34 6 28 Методические рекомендации:
Личностные результаты:
- формирование основ казахстанской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину ,республику Казахстан, казахский народ и историю Казахстана, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к культуре народов Казахстана;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании).
Список использованной литературы:
1. С. Кенжеахметулы «Традиции и обряды казахского народа» Алматы 2004 г.
2. Б. Шоптыбай «Қазақтың ою - өрнектері» Алматы - өнер 2006 г.
3. М. Аджи «Тюрки и мир: сокровенная история» Москва АСТ 2004 г.
4. Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь» Москва ЭКСМО 2006 г.
5. В.И. Тимошина «Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад» Алматы 2001 г.
6. «История Казахстана» Алматы – Атамура 1 том
7. В. Аяган «Қазақ ою» Алматы 2004 г.
8. Р.М. Фокина «Орнамент» Феникс 2005 г.
9. М.Ш. Омирбекова «Традиционная культура казахов» Алматыкітап 2004 г.
10. У. Джаксыбеков «По следам легенды о золотой домбре» Алматы 1990
11. О. Жанибеков «Қазақ киімі» Алматы - өнер 2005 г.
12. А.К. Маргулан «Казахское народное прикладное искусство» 3 том Алматы - өнер 1994 г.
13. Г.Е. Тайжанова «Казахи» Казахстан 1995 г.
14. Толенбаев – Омирбекова «Способы создания казахского орнамента» Алматы 1993 г.
15. Казахстан «Национальная энциклопедия»
Список участников:
№ ФИ ученика
Класс
1 Нижельская Яна
6 Б класс
2 Руссу Валерия
5 А класс
3 Губова Вероника
6 В класс
4 Калатик Валерия
6 А класс
5 Овсянникова Карина5 Б класс
6 Кулинич Лада
5 Б класс
7 Сайфулина Дарья
5 Б класс
8 Сансызбаева Зарина
5 Б класс
9 Кутергина Татьяна
6 А класс
10 Новаковская Валерия
3 А класс
11 Тюрина Яна
6 Б класс
12 Клинг Алина
5 Б класс
График занятий кружка «Казахские орнаменты»
на 2016-2017 учебный год

День недели Время Кабинет
1
Пятница 9:00 №101