Разработка урока Казахские ханы

Предмет: История Казахстана
Тема урока: Возникновение казахского ханства и его укрепление.
Тип урока: комбинированный
Вид учебного занятия: Теоретический
Цель урока изучить процесс становления и укрепления Казахского ханства и закрепить знания по теме.
Задачи :
-образовательная: Сформировать у студентов знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа.
-развивающая: Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект студентов.
- воспитательная: Воспитывать у студентов интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.
Методы обучения и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, творческий, репродуктивный.
Формы работы: традиционный
Оборудование: интерактивная доска, карта, презентация к уроку в формате РowerPoint, атласы, опорные схемы, таблицы, кроссворды, отрывок из фильма «Краткая история казахов».
Ход урока:

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Диктант :
№1
«этнос» - народ или нация имеющая собственный язык, сформировавшуюся культуру, специфичный национальный характер, и проживающая постоянно на определённой территории.
«алаш»-первый союз древних казахских племён.
«казах» - кочевник, занимавшийся военным делом или человек, не признававший центральную власть и отделившийся от государства.
«жуз» - исторически сложившееся объединение казахов.
«хан»-правитель средневекового Казахского государства, глава ханства.
№2
Золотая Орда
Ак Орда
Могулистан
Ханство Абулхаира
Ногайская Орда
Сибирское ханство

Сарай бату
Сыгнак .
Алмалык
Сыгнак
Сарайчик
Чингит-Тура


3. Изучение нового материала
План.
1.Условия создания Казахского ханства
2. Отделение казахского населения от Узбекского улуса.
3.Образование Казахского ханства .
4. Укрепление Казахского ханства.
5. Итог: таблица «Предпосылки образования Казахского ханства».
После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.
В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы.Давайте сейчас составим кластер «Состав племен и их общие черты».). Что же объединяло эти племена? (хозяйство, культура, города, торговля, территория, язык).
В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин быть верховным ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. Давайте составим схему « Внутреннее положение ханства Абулхаира» (беспрерывные войны, борьба за власть, усиление феодального гнета).
Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. Кто же они такие? – опережающее сообщение. (портрет). Слайд 10.
В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья. Посмотрите на карту-
Хан Могулистана, Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, также он хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы за власть в ханстве своего брата Йунуса. (карта) Работа с историческим документом. Найти в тексте-сведения о том, как хан Могулистана Есен-Буга встретил перекочевавших к нему Керея и Жаныбека.
Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями ханов Жаныбека и Керея. Новых жителей Семиречья стали называть «казахи», хотя это были представители разных племен. Земли, на которых стали жить казахи во главе с Жаныбеком и Кереем, средневековые историки называют – Казахское ханство. Так, в результате нелегкой борьбы и тяжелых испытаний образовалось первое государство казахов. В это время начинает складываться народность-казахи (вольный, свободолюбивый). В 1462 году умер хан Могулистана, и многие его подданные перешли к Жаныбеку и Керею. Казахское ханство стало увеличиваться и крепнуть. Создание Казахского ханства стало важнейшим событием в истории казахского народа. Оно сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племен, формировании этнической территории казахов и завершении создания независимого национального государства.
Датой рождения первого Казахского государства считается 1465-1466 год. (документ Х Дулати)
4. Закрепление:
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания. Первое задание - устное
Посмотрите на экран, перед вами портреты исторических личностей. Вы должны будете прослушав вопрос, соотнести их с портретом.
Портреты
Абулхаир
Жаныбек и Керей
Есен-Буга
Мухаммад Шайбани
Керей
Йунус
Барак
Болат
Мухаммед Хайдар Дулати.

Последовательность диктовки.
1. Кто был основателем Казахского ханства?
2. От какого хана откочевали первые казахские правители?
3. Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства?
4. С кем боролись казахские ханы за присырдарьинские города?
5. Чьим сыном был Керей?
6. Чьим сыном был Жаныбек?
7. Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях?
8. Кто был первым казахским ханом?
9. Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся казахских султанов могульский хан?

Ответы:
1-2, 2-1, 3-9, 4-4, 5-8, 6-7, 7-3, 8-5, 9-6.
Второе задание-работа в парах: «Убери лишнее»
Абулхаир, Жаныбек, Керей, Тауке, Есен-Буга.
Жетысу, Сарыарка, Чу.
Могулистан, Ханство Абулхаира, Джунгария, Казахское ханство.
Третье задание - Творческая работа:1. Реши кроссворд


Кроссворд №1


С
а
к
и




к
Ы
п
ч
а
к



т
а
Р
а
з




у

Д




р
с
А
р
ы
а
р
к
а



к
а
Р
а
т
а
у




е

Ь



С




с

Я



У


ж
е
т
ы
с
у


Н



А



и


н





Вопросы и ответы к кроссворду №1
Древнее племя, которое жило на казахской земле. - Саки
Река, которая имела огромное историческое значение для казахов. - Сырдарья
Древний казахский город. - Тараз
Название центральной и северной части Казахстана. - Сарыарка
Казахский древний род. - кыпчак
Духовный центр Казахстана. -Туркестан
Название юго-восточного региона Казахстана. - Жетысу
Горы, у подножий которых жили племена канлы. - Каратау
Старшее среди казахских племен. -уйсуни
Для учителя:
Кроссворд №2



1. М





О





Г




2. Н
У
Р
А





Л

3. А
Б
У
Л
Х
А
И
Р



С




4. О
Т
Р
А
Р



А



5. Ж
А
Н
Ы
Б
Е
К

Вопросы к кроссворду №2
1. Государство, которое существовало на казахской земле в середине 14-конце 15веков. -Могулистан.
2. Местность, в которой были найдены древние высеченные на скале родовые знаки казахских родов и племен-тамги. – Нура.
3. Казахский хан, создавший в 1428 году свое ханство. – Абулхаир.
4. Казахский город, население которого оказало героическое сопротивление монгольским завоевателям. – Отрар.
5. Один из казахских султанов, боровшийся за создание Казахского ханства. – Жаныбек
Для учащихся:Решите кроссворд
Кроссворд №2



1.
















2.










3.















4.











5.








Вопросы к кроссворду №2
1. Государство, которое существовало на казахской земле в середине 14-конце 15веков.
2. Местность, в которой были найдены древние, высеченные на скале, родовые знаки казахских родов и племен-тамги.
3. Казахский хан, создавший в 1428 году свое ханство.
4. Казахский город, население которого оказало героическое сопротивление монгольским завоевателям
5. Один из казахских султанов, боровшийся за создание Казахского ханства.
5.Итог урока: Выставление оценок (с комментарием).
-На сегодняшнем занятии мы рассмотрели предпосылки, т.е. в каких условиях, в какое время и кто создавал Казахское ханство. В 1991 году мы провозгласили о своей Независимости. К этому моменту стремились многие поколения, мечтавшие о свободе своего народа. В прошлом году мы вступили в 20-летие своей независимости. «20 лет мира и созидания» – таков девиз нашего юбилея. За годы Независимости сформированы базовые ценности казахстанского пути – «СВОБОДА, ЕДИНСТВО, СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРОЦВЕТАНИЕ» .Н,А,Назарбаев.(из ежегодного обращения к соотечественникам Президента от 28.01.2011г) портрет Н,А, Назарбаева.
6.Домашнее задание.
Параграф 35 страницы 167-171.
Творческое задание – составьте словесный портрет Жаныбека и Керея.