План-конспект занятия кружка Художественная обработка древесины по теме Орнамент и узор, виды орнамента, основы построения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25
г. Братск
Орнамент и узор, виды орнаментов,
основы их построения
-381029591000
занятие кружка «Художественная обработка древесины»
для учащихся 5-6 классов
Подготовил:
Дятлов Василий Викторович,
учитель профессионально-трудового обучения
(столярное дело),
первая квалификационная категория.

Цель: развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ
Задачи:
1.Формировать представление об узоре, орнаменте, видах орнамента, основах его построения; умение составлять различные виды орнамента для художественной обработки древесины.
2. Развивать функции мышления – сравнение, обобщение, классификация.
3. Воспитывать эстетический вкус, творческое воображение, аккуратность, точность в работе.
Оборудование:
Разделочные доски, кухонные наборы с резьбой.
Иллюстрации различных предметов, где есть орнамент – резьба по дереву.
Словарные слова – узор, орнамент, геометрический орнамент, растительный орнамент, животный орнамент, принцип симметрии, принцип повторяемости.
Иллюстрации - растительный орнамент, животный орнамент, геометрический.
Раздаточный материал – иллюстрации с различными видами орнамента и названия видов орнамента – для игры «Определи вид орнамента».
Подкладной материал – 8 шт., клей – карандаш – 8 шт, карандаши цветные – 8 пачек; фломастеры – 8 пачек; 8 листов бумаги – картона; заготовки для орнамента (каждому в конверте).
Демонстрационный материал.
План работы:
Составить орнамент.
Приклеить орнамент.
Раскрасить орнамент.
Иллюстрации резьбы по дереву (не орнамент).
Стулья для гостей, бланки отзывов.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня на занятии кружка присутствуют гости. Поприветствуем их.
2. Введение в тему.
(Показ разделочных досок и кухонных принадлежностей с орнаментом).
- Ребята рассмотрите доски и кухонные принадлежности. Эти доски делали ребята старших классов, и вы тоже будете такие делать.
(Показ иллюстраций предметов с орнаментом).
- Рассмотрите иллюстрации.
- Что общего заметили? ( И там и там есть узоры, вырезанные на дереве)
- Для чего узоры? (Для украшения различных предметов из дерева.)
3.Сообщение темы и задач занятия.
- Сегодня на занятии мы узнаем, какие виды узоров или орнаментов бывают, будем учиться составлять орнаменты на бумаге.
4. Сообщение новых знаний.
- Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.),
-Ребята, орнаментов или узоров бывает много видов. Мы с вами будем говорить только о некоторых видах - геометрический, животный, растительный (показ словарных слов).
- Посмотрите внимательно на орнамент (показ иллюстрациирастительного орнамента). Как вы думаете, какой это орнамент? Из чего он состоит?)
- Растительный орнамент - орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, плодов, ягод, цветов в различных ...
- Какой это орнамент? (показ иллюстрации геометрического орнамента). Из чего он состоит?
-Геометрический орнамент использует простейшие геометрические формы – линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.
- А это какой орнамент? (показ иллюстрации животного орнамента). Из чего он состоит?
- Животный орнамент - орнамент, стилизующий представителей животного мира.
- Ребята, посмотрите внимательно на орнаменты. Что вы заметили в них общего? (рисунки повторяются, правая и левая сторона одинаковые.).
- Правильно. Все орнаменты строятся на двух принципах: симметрии– это левая и правая сторона одинаковые; принцип повторяемости – рисунки повторяются.) (показ учителя на иллюстрациях).
ФИЗМИНУТКА «Птичка»
6.Закрепление полученных знаний.
- А сейчас закрепим полученные знания.
- Поиграем в игру «Определи вид орнамента» (раздать конверты).
- Ребята, в конвертах у вас есть иллюстрации видов орнамента и их названия. Распределите правильно.
- Итог игры.
- Для лучшего закрепления проведём практическую работу. Сегодня мы будем делать орнамент из бумаги, основываясь на принципах симметричности и повторяемости, а в дальнейшем – орнамент будем вырезать на дереве.
- Вспомним, как работаем с клеем.
ТБ при работе с клеем.
Практическая работа заключается в следующем: нужно составить, приклеить и раскрасить орнамент. Сделать это нужно правильно и аккуратно.
План работы:
1.Составить орнамент.
2.Приклеить орнамент.
3.Раскрасить орнамент.
- Итог практической работы.
7.Итог занятия. Выставка работ.
- Ребята, разместите свои работы на доске. Давайте полюбуемся.
- Что нового узнали? (узнали, что такое орнамент, какие виды бывают) Чему учились? (учились составлять орнамент на бумаге).
Словарь учителя:
Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Геометрический орнамент использует простейшие геометрические формы – линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.
Растительный орнамент - орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, плодов, ягод, цветов в различных ...
Животный орнамент - орнамент, стилизующий представителей животного мира.