Открытый урок в 6 классе .Орнамент. Стилизуем варежку.


Открытый урок в 6 классе .
Орнамент. Стилизуем варежку.
Технологическая карта изучения темы
Цель Научить изготавливать и разукрашивать пару варежек, работая в паре.
Задачи 1) обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД
Планируемый результат Предметные умения УУД
Универсальные учебные действия — умение учиться способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта
Знать: Основные орнаментальные принципы построения композиции на
ковре .Понимать: практическое применение изделий, как создавались , создаются ковры
Различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку так, чтобы она составляла пару с другой варежкой Личностные: положительно
относиться к социальной роли ученика, к процессу обучения; уважать культуру своего народа.Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.Познавательные:логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатовКоммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Основные понятия Орнамент; мотивы: растительный, геометрический, животный; национальный орнамент; шаблон
Организация пространства
Меж предметные связиФормы работы Ресурсы
Окружающий мир (знание своей национальности). Технология (правила работы с ножницами). Развитие речи (обогащение словарного запаса). Фронтальная, в паре, индивидуальная. Оборудование: Презентация в слайдах .флипчарты, маркеры, фломастеры, карандаши, образцы ковровых изделий, шаблоны узоров.
Учебник «Изобразительное искусство.
ресурсы2) Fashiony.ru3) Lidia.rusedu.net4) uchportal.ru5) prezentazia.ucoz.ru
Ход урока
1-й этап. Мотивация к деятельности
План урока
I Орг. момент (5мин)
II.Объяснение нового материала (15)
III.Практическая работа (20мин)
IV.Подведение итогов (5мин)
а) Оценивание и взаимно оценивание Мини –выставка.
IIV. Итог урока. Д/з.
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы I)Психологический настрой (Дружба это не работа)
Тренинг («Готовим салат»)
Делимся на группы: на 3 группы по картинкам
( яблочко, бабочка.)
Постановка проблемного вопроса определение темы урока.
Демонстрирую 2 эскиза ( незавершенных 1-
– Наш урок я хочу начать вот с такой загадки:Не боюсь морозца я –Есть две шубки у меня.Согревают две сестрички,А зовут их … (рукавички) (слайд 2)
2-й этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения Обучающие и развивающие задания
Актуализация знаний учащихсяЦель: актуализировать знания учащихся о назначении рукавиц; о различных узорах. – Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?
Расширение знанийЦель: сообщить учащимся знания о назначении и происхождении узоров; ввести в лексикон слова «орнамент», «мотив орнамента» – Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки. Посмотрите, какие разные варежки я нашла в нашем волшебном сундучке поделок. (Учитель показывает образцы варежек, среди которых одна пара без узоров).Какая из них вам понравилась больше всего? Почему?– Так зачем же человек украшает варежки узорами?(чтобы они не только грели, но и радовали нас своей красотой)– А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами)– А что же им помогала создавать узоры, мы узнаем, посмотрев вот на такой слайд (слайд 3)Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Вывод: природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры.– Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Прочитаем это трудное слово по слогам, теперьповторим все вместе хором. (слайд 4) Обратите внимание на то, как пишется и произносится это слово.– Что объединяет все эти узоры, орнаменты? (слайд 5)(Во всех узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом.)– Чем похожи эти орнаменты? (слайд 6)(Это орнаменты с животным мотивом.)– Из чего состоят эти узоры? (слайд 7)(В этих орнаментах присутствует геометрический мотив.)– Но бывают и смешанные орнаменты (слайд 8)
ФизминуткаВпереди нас ждет много интересного, но сначала давайте отдохнем.Физминутка (Елочка)
Расширение знаний (продолжение) – А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Мы с вами относимся к казахскому народу. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, скатерти, полотенца казахские мастерицы (слайд 9).
Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.
Задаю открытые и закрытые вопросы: Как вы думаете, что забыл изобразить художник и дизайнер?..
3-й этап Практическая работа в паре
Сообщение плана работы.Цель: формировать умение принимать учебную задачу. .А как вы думаете можно прочесть или зашифровать с помощью орнамента информацию?
– А что мы будем делать с вами на уроке?Из чего мы сможем сделать варежку? (из цветного картона) А как выполнить работу, чтобы она получилась быстрее? ( в паре) Варежки тоже ведь покупают или вяжут парами.Вы будете работать в парах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в паре.1. Работай дружно. Не ссорься.2. Советуйся с другом.3. Умей договариваться.4. Помогай другу.
Изготовление и украшение варежки.Цель: формировать умение вырезать пару по одному шаблону; научить ученика подбирать узор, договариваясь в паре, и украшать им варежку, постоянно контролируя свое действие с действиями друга. А подсказывать порядок работы нам будут наши знакомые мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения.Мастер Постройки ставит перед вами такую задачу: вырезать по одному шаблону варежку так, чтобы она составляла с варежкой вашего соседа пару. Вы изготавливаете одну пару варежек на двоих (слайд 10).Если варежка Ани выглядит так, то варежка Саши должна выглядеть таким образом. А чем они отличаются?(один варежек одевается на левую руку, а другой - на правую)Мастер Постройки оставил варежку белой, чтобы вы сами в паре выбрали цвет для нее. Теперь слушайте порядок работы, который предлагает Мастер Постройки.1. Выберите картон нужного для вас цвета.2. Теперь договоритесь, кто из вас будет вырезать левую, а кто правую варежку.3. Можно приступить к работе.А как проверить получилась ли у вас правильная пара?
ФизминуткаПрежде чем приступим к выполнению задания Мастера Украшения, давайте отдохнем.
Изготовление и украшение варежки (продолжение) Вы же, ребята, сами сказали, что без узоров варежка нравится не всем. С вами согласен и Мастер Украшения, поэтому он ставит перед вами другую задачу: украсить вашу пару варежек орнаментом, не забывая про то, что ваши варежки должны быть одинаковыми (слайд 11). И еще наш Мастер каждой паре приготовил свое задание (учитель раздает конверты с заданиями: разукрасить растительным орнаментом, геометрическим и т.д.)Слушайте и выполняйте указания Мастера Украшения.1. Достаньте орнаменты из конвертиков. Рассмотрите их.2. Выберите нужный вам орнамент.3. Посоветуйтесь друг с другом, как лучше его расположить на варежке; посмотрите, подходят ли они по цвету друг другу.4. Теперь можно орнаменты зарисовать на варежку.Учащиеся работают в паре. Учитель осуществляет контроль.
4-й этап. Оценка результатов деятельности
Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. (Все работы вывешиваются на доске)– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. Видите, как важно уметь работать в паре. А что можно сделать с нашими работами? Решите в паре, а кому бы вы подарили свои варежки?Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:1) составляют ли ваши варежки пару;2) одинаковые ли получились узоры;3) аккуратна ли ваша работа.Разберите ваши варежки и на обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуете два сердечка. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте одно сердечко.Сложите свои чудесные варежки в наш волшебный сундучок поделок. Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши ручки в самые лютые морозы (слайд 12)
(Учитель после занятия проводит анализ по формированию умения давать самооценку)
Рефлексия (укрась дерево смайликами )Уровни оценивания сформированности умения работать в паре: низкий – в узорах преобладают явные различия, нет сходства; в ходе работы не умеют договариваться, каждый настаивает на своем; средний – частичное сходство; высокий – одинаковый или очень похожий узор; в ходе работы обсуждают варианты, сравнивают работы для достижения результата.
Поделиться…