Занятие по внеклассному чтению Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского

Занятие проводится в неделю детской книги.
Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского
Посвящённое творчеству К. И. Чуковского и книгам – юбилярам (85 – летию) «Федорино горе», «Чудо – дерево», «Путаница», «Телефон».
Цели:
Воспитать умного, грамотного эмоционального читателя, формировать устойчивый интерес к чтению.
Расширить круг чтения детей, предлагая книги из репертуара детской отечественной классики (на примере творчества К.И. Чуковского).
Развивать речевую культуру учащихся, обогатить словарный запас.
Задачи:
Вызвать интерес детей к творчеству К. И. Чуковского.
Помочь почувствовать поэтическое слово писателя.
Научить внимательному прочтению книг и работе с текстом.
Оборудование:
Выставка книг.
Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969)
Магнитофон.
Диск с записями произведений К.И.Чуковского.
Карточки с названиями произведений.
Персонажи сказок К.И.Чуковского: кастрюля, вилка и ложка, блюдце, сковорода, сувенирный самовар, туфельки, калоши, сапожки, валенки, лапти, спички, пирог, крокодил, бабочка, медведь, калоши, телефон, слон, бегемот.
Разрезные картинки.
Названия произведений – юбиляров.
Маркеры.

Ведущий. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас на занятие, посвящённое творчеству Корнея Ивановича Чуковского – известного детского сказочника.
Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского.
– Высокий рост, длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в Подмосковье, в посёлке Переделкино, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители всей нашей страны. Каким он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, доброе слово, громкий смех, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
Я предлагаю вам прослушать отрывок из сказки, прочитанный самим автором. А вы догадайтесь, как называется это произведение.
Включается запись стихотворения в исполнении К. И. Чуковского «Тараканище»
Дети: варианты ответов.
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по книгам К.И. Чуковского. Проверить ваши знания по известным и любимым сказкам.
Первый конкурс: «Найди ошибку»
восстановить названия сказок
Ведущий: Давайте вспомним, названия, каких произведений К. И. Чуковского я перепутала. Сейчас, каждая команда получит карточки с названиями сказок. Вам необходимо будет восстановить правильные названия сказок Чуковского.

Карточки с названиями произведений.
Федорино море – Федорино горе Нофелет – Телефон
Худо – дерево – Чудо – дерево Шутаница – Путаница
Крашеное солнце – Краденое солнце Эхболит – Айболит
Муха – Цеце – Муха – Цокотуха Твойдодыр - Мойдодыр
Учащимися зачитываются правильные названия произведений
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы все правильно отгадали названия произведений К. И. Чуковского. А какие сказки К. И. Чуковского вы знаете ещё?
Дети: варианты ответов.
Второй конкурс «Соотнеси картинку и название произведения»
Ведущий: В этом году мы празднуем день рождение четырёх произведений К.И. Чуковского, а каких, вы должны догадаться сами. Я предлагаю вам из данных названий сказок и стихов выбрать только те, которые относятся к моим иллюстрациям, предложенным на доске.
Дети: выбирают названия сказок и стихов и прикрепляют их на доске, объясняя свой выбор.

Третий конкурс «Стихотворная разминка».
Ведущий: Многие свои произведения Корней Иванович писал в стихах. Скажите мне, чем стихотворение отличается от рассказов?
Дети: предлагают различные варианты ответов. Выбирается правильный.
- Рифмой
Ведущий: А как вы понимаете слово "Рифма".
Дети: Варианты ответов.
Ведущий: Есть такое выражение "Сказать в рифму", то есть сказать складно, красиво. Сейчас я предлагаю, вам поговорить красиво, в рифму со мной. Почувствовать себя ненадолго поэтами.
Внимание Задание:
Вам необходимо будет в рифму закончить строчки из произведений К. И. Чуковского; но именно так, как она звучит у писателя.
Например, я начинаю говорить:
А потом, позвонил медведь:
Да как начал, как начал
Здесь я останавливаюсь, а кто-то из вас продолжает в рифму: реветь.
После этого необходимо сказать название произведения.
Задание для игроков 1 команды.
Загляни-ка ты в кадушку - И увидишь там - (лягушку; "Федорино горе").
Море пламенем горит, Выбежал из моря (кит; "Путаница").
Не придется вам опять По морозу щеголять Дырками – заплатками, Голенькими (пятками; «Чудо – дерево»)
А потом позвонили зайчатки: - Нельзя ли прислать ? (перчатки; «Телефон»)
Прибегали лягушата, Поливали из (ушата; "Путаница")
Эй, вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как (белки; "Федорино горе")
Задание для игроков 2 команды.
- О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского (ежа; "Телефон").
Как у наших у ворот Чудо – дерево (растёт; «Чудо – дерево»)
Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу (летают; "Путаница")
Но как черная железная нога Побежала, поскакала (кочерга; "Федорино горе")
Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше – гамаши, Зинке – (ботинки «Чудо – дерево»)
Ох, нелёгкая это работа – из болота тащить ! (бегемота; «Телефон»)
Ведущий: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы читали произведения К.И. Чуковского и справились с заданием на отлично.
Четвёртый конкурс «Собери картинку»
Каждой команде выдаётся 2 конверта, после того ,как учащиеся соберут картинку её нужно будет прикрепить на доске.
Ведущий: Я предлагаю вам на выбор конверты с разрезанными картинками четырёх произведений К.И. Чуковского. Нужно быстро восстановить картинку, сказать название сказки и прикрепить картинку на своё место.
Дети: говорят варианты ответов.
Ведущий: Я вижу, вы все справились с заданием.

Пятый конкурс: «Лишний сказочный предмет».
Предварительно разделить участников на 4 команды.
Ведущий: Корней Иванович был веселым, добрым человеком и большим выдумщиком. Стараясь увлечь детей занятной игрой, он придумывал различные шуточные забавы, в которых участвовал и сам. Сегодня, следуя за Корнем Ивановичем, я придумала для вас новую игру: "Лишний предмет". Посмотрите, у доски стоят четыре парты с предметами из сказок Чуковского (показать книги): "Федорино горе", «Чудо – дерево», «Путаница», «Телефон». Команде участников нужно выйти и убрать лишний предмет, который не относится к данной сказке, и назвать из какого произведения этот предмет. А про остальные сказочные предметы сказать, в какой сказке они встречаются.
От каждой команды учащийся зачитывает четверостишия. Команда соперников должна угадать из какой сказки этот отрывок.

Предметы книги "Федорино горе": (кастрюля, вилка и ложка, блюдце, сковорода, сувенирный самовар).
Кастрюля и утюг:
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Предметы книги «Чудо – дерево»: (туфельки, калоши, сапожки, валенки, лапти)
Туфельки, калоши, сапожки:
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Предметы книги «Путаница»: (спички и лисички, бабочка, крокодил, грибы, пироги, блины.)
Бабочка:
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать –
И потухло.
Предметы книги "Телефон": (телефон, слон, крокодил и калоши, бегемот)
Крокодил и калоши:
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Лишние предметы: градусник – (Доктор Айболит)
Пистолет – (Бармалей)
Таракан – (Тараканище)
Мочалка – (Мойдодыр)
Конкурс заканчивается. Ведущий вместе с командами разбирают правильность выполнения задания.

Шестой конкурс «Сравнения»
Ведущий: Ребята, часто привычки людей сравнивают с повадками животных. Я предлагаю вам в этом задании подобрать соответствия. Например: про голодного человека говорят «голодный, как волк». А что можно сказать про животных, которые встречаются нам в сказках К.И. Чуковского?
Задание на доске.(карточки с названиями животных)

Ведущий: Догадайтесь, какие слова нужно употреблять в следующих сравнениях:
1. Неуклюжий, как ___________________ . акула
2. Ласковая, как __________________ . соловей
3. Поёт, как _______________________ . рыба
4. Трещит, как _________________________ . лиса
5. Хищная, как ____________________ . медведь
6. Нем, как _____________________ . слон
7. Топает, как _____________________ . сорока
8. Хитрая, как __________________________ . кошка

Ведущий: Из букв, выделенных жирным шрифтом, составить слово. Это животное встречается во многих сказках К.И.Чуковского.
Командам на парты выдаются буквы, из них нужно выложить слово.
Про него говорят: Зубастый, как - (крокодил).

Ведущий: А вы, можете назвать сказки К.И.Чуковского, в которых встречается крокодил?
- Я для вас прочитаю строчки из произведений К.И.Чуковского, а вам нужно отгадать название сказки.
 
 
    1. Испугался Крокодил, Завопил, заголосил,
     А из пасти из зубастой солнце вывалилось,
     В небо выкатилось.
                                                         («Краденое солнце»)
 
2. Вдруг навстречу мой хороший,
     Мой любимый Крокодил.
     Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.
     И мочалку, словно галку, словно галку проглотил.
                                                          («Мойдодыр»)
 
 
3.  Звери задрожали, в обморок упали.
     Бедный Крокодил жабу проглотил.
                                                         («Тараканище»)
 
4. Долго, долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.
                                                         («Путаница»)

5.   А потом позвонил Крокодил и со слезами просил
      - Мой милый, хороший, пришли мне калоши
       И мне, и жене, и Тотоше.
                                                        («Телефон»)
 
Ведущий: Это задание оказалось сложным для многих ребят, но я надеюсь, что вы сходите в библиотеку и освежите в памяти давно любимые и с детства знакомые произведения К.И.Чуковского.
А сейчас ученик из 6б класса (Каменев Андрей) прочитает нам строчки из шутливого стихотворения поэта Валентина Берестова. А вам ребята предстоит последнее задание: запомнить названия всех произведений К.И. Чуковского, которые встретятся в этом стихотворении.

- Ученик.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Ведущий: - Ребята, почему автор жалеет дедушку Корнея?
- Почему он не читал в детстве этих произведений?
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча с замечательным сказочником Корнеем Ивановичем Чуковским. Я думаю, что имя этого писателя всегда будет вызывать в вашем сердце только светлые и приятные воспоминания. Пусть его книги станут вашими первыми помощниками и друзьями, а их чтение для вас - будет праздником!





15