Конспект занятия в старшей группе по Ознакомлению с окружающим миром по теме Камни


Тема: В мире камней.
Цель занятия: познакомить детей со свойствами камней.
Программное содержание:
-обратить внимание детей на свойства камней (большой, средний, маленький), поверхность (гладкая, шероховатая, шершавая), вес (лёгкий, тя- классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, жёлый), плавучесть – тонет в воде;
-развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности ,память, глазомер, логическое мышление;
-побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения,
- закрепить навыки работы с увеличительными приборами;
-воспитывать уважительное отношение к своим товарищам. Чувство сопереживания и желания помочь другим.
Демонстрационный материал:
1. Сказочный герой- Ер Тостик.
2.Исследовательская карта - алгоритм исследовании.
3.Набор схем – рисунков
4. Макет гор.
5.Кукла Мыстан Кемпир.
6.Бутылка с водой для наблюдения.
7.Аудиозапись с таинственной музыкой.
Раздаточный материал:
1.Исследовательские папки .2.Графитные карандаши.
3.По два стакана с водой.
4.Набор камней.
5.По две тарелочки.
6.Кусочек поролона.
7.Лупы.
Билингвальный: компонент: камни, гора, лупа ,песок, вода.
Предварительная работа: беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстрации с горными ландшафтами страны. Рассказывание сказки Ер Тостик. Провести наблюдение за свойством воды (стеклянную бутылку, наполненную с водой поставить в пластмассовое ведёрко и вынести на мороз).
Ход занятия.
Шаттық шеңбері:
Шаттық болып тұрайық жылы жүзбен (балалар шеңбер болып тұрады)
Бізге келсін қуаныш, нұр іздеген (өздерін көрсетеді)
Шуақ толған жанымыз, жүрегіміз (жүрек түсін көрсетеді)
Үлгі алсын көрген жан мына бізден (бір-бірлерін көрсетеді)
- Ребята, к нам обратился за помощью герой сказки Ер Тостик. Спустя долгие годы он узнал от матери, что у него были братья. Их превратила в камни злая Мыстан Кемпир. Ер Тостик решил вернуть своих братьев, отправиться в царство Мыстан Кемпир и разрушить его. Но чтобы расколдовать их, нужно знать секреты камней. Он просит вас в этом ему помочь. Подумайте как мы можем ему помочь? ( рассуждения детей).
-Мы можем камни исследовать. А кто занимается исследованием предметов? (предполагаемые ответы детей: учёные, исследователи и т д.). Сейчас, чтобы узнать секреты камней нам нужно исследовать их свойства. Сейчас мы станем исследователями. Возьмём исследовательские папки и пройдём в лабораторию.
- Ребята, Ер Тостик принёс вам камни. Воспитатель обращает внимание детей на камни, лежащие на столах.
Дети проходят и садятся за столы.
-В проведении опытов нам подскажет исследовательская карта. Дети знакомятся с исследовательской картой.
Первый опыт: нам нужно узнать какого цвета и формы бывают камни.
Дети рассматривают камни и делятся наблюдениями.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разными. Воспитатель вывешивает схему, дети делают зарисовки.
Опыт второй: определение размера.
Обратить внимание на алгоритм исследований.
-Все ли камни одинакового размера? (нет)
-Найдите и покажите самый большой камень, средний, самый маленький.
Какой можно сделает вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров..-Для следующего опыта нам нужны будут чувствительные пальчики. Для этого проведём пальчиковую гимнастику.
Бала, бала, балапан
Кане,кайссы, алақан,
Саусақтарың әйбат,
Былай-былай ойнат.
Бала, бала, балапан
Кане,қайссы,алақан.
Саусақтарың әйбат,
Былай-былай ойнат.
Опыт третий: -Сейчас мы погладим каждый камень. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? Попросить показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Делают зарисовки в своих папках.
Опыт четвёртый: рассматривание камней через лупу.
-Чтобы убедиться в том, что камни бывают гладкими и шероховатыми, мы воспользуемся лупами, и рассмотрим камни через лупы.
(Дети рассматривают камни через лупы).
-Что интересного вы увидели? ( ответы детей)
Вывод: ямочки, крапинки и другие узоры делают камни шероховатыми.
Опыт пятый: определение плавучести.
-А теперь проверим плавучесть камня. Для сравнения возьмём камень и поролон. Что тяжелее? Что легче? (сравнивают и называют).
- Опустим в воду камень и поролон. Что мы видим?
Делятся наблюдениями.
Вывод: камень утонул т. к. он тяжёлый, поролон плавает, потому что он лёгкий.
Ойын ойнау: «Құм, тас, су».
«Құм» дегенде әр жерде шашыраңқы болып отыру. «Тас» дегенде өз қолымен мұсын жасап тұра қалу, «су» дегенде толқын жасап қозғалу.
Опыт шестой:
-Ребята, как вы думаете, впитывает ли камень воду? Для сравнения возьмём поролон и камень. Нальём в тарелочки воды и поставим на них камень и поролон. Поднимем, что вы заметили? (ответы детей). Попробуем сжать поролон – потекла вода, а в камне нет воды, камень не сжать.
Вывод: камень воду не впитывает, а поролон впитывает.
Опыт седьмой:
-Как вы думаете, откуда берутся камни? (рассуждения детей).
Воспитатель просит вспомнить про бутылку с водой, которую выносили на улицу. Заносит ведро. Что же произошло? (ответы детей). Обобщение: под воздействием температуры (холодной) вода замёрзла, разбила бутылку.
-Вывод: - Представьте, что разбитая бутылка с водой - это гора. Так происходит и в природе: вода, попадающая во время дождей в трещины скал зимой, замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся всё больше и больше, пока от горы не отколется какой-нибудь кусок.
-Ребята посмотрите, на нашу исследовательскую карту: сколько опытов мы с вами сегодня провели. А каким вы представляете Царство Мыстан Кемпир?
Дети рассказывают: каким они его представляют.
-Постройте из камней гору и закройте глаза. Звучит таинственная музыка.
Воспитатель выставляет макет гор. Дети открывают глаза.
-Вот мы и оказались в Царстве Мыстан Кемпир.
-Какое из свойств камней вы бы посоветовали использовать Ер Тостику, чтобы снять заклятия и разрушить царство Мыстан Кемпир (ответы детей).
Услышав ответы детей появляется Мыстан Кемпир, просит у детей прощения и возвращает братьев Ер Тостика. Дети прощаются с Ер Тостиком.
- Что мы узнали о свойствах камней? (дети вспоминают результаты опытов).
-Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие.
-Ребята, кому мы сегодня помогали?
-Что мы исследовали? Что узнали о свойствах камней?