Дидактическая игра Прошнуруй картинки и не только на автоматизацию и дифференциацию звуков для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида
г. Шарыпово




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ПРОШНУРУЙ КАРТИНКИ
И НЕ ТОЛЬКО»
на автоматизацию и дифференциацию звуков
для детей старшего дошкольного возраста
с речевыми нарушениями






Автор: учитель-логопед
Галкина Г.А.



Пояснительная записка

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Устранение недостатков звукопроизношения у детей – одна из основных задач логопеда ДОУ. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, дидактических пособий, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.
Перед вами игра для детей дошкольного возраста, направленная на автоматизацию и дифференциацию свистящих, шипящих и сонорных звуков. Кроме того, игра поможет детям развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, обогатить словарный запас, овладеть грамматическими нормами речи, навыками звукового анализа и синтеза, а так же развитию связной речи.
Яркие, красочные картинки сделают процесс усвоение материала более доступным и интересным для малышей.

Настоящее пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями. Данная игра апробирована в течение двух лет и признана нами как результативная.



«Прошнуруй картинки и не только»


Вариант «Назови и прошнуруй»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие мелкой моторики рук.

Ребенку предлагается назвать все картинки, четко проговаривая звук и одновременно надевая (или снимая) их на шнурок.




Вариант «Около»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие связной речи, тонкой моторики рук.

Составь предложение со словом около. Около лавки лопата и лыжи.

Вариант «Я начну, а ты закончи»
Цель: развитие навыков звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, автоматизация и дифференциация звуков.
Са-са-са, выбирай, какая картинка подходит и надевай на шнурок. (Самолет) и т.д.


Вариант «Жадина»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование грамматического строя речи, согласование притяжательного местоимения с существительными.

Мои сапоги, моя сабляребенок называет картинки и снова надевает картинку на шнурок.

Вариант «Чего не стало?»
Цель: употребление существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.
Есть санки, не стало санок. Ребенок называет и снимает картинку со шнурка.

Вариант «Два – пять»
Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие мелкой моторики рук, согласование числительных с существительными мужского и женского рода.

А теперь давай считать (Одна сумка, 2, 5).





Вариант «Я, мы, он, она, они»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, употребление глаголов в единственном и множественном числе в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице.
Давай придумывать такие предложения. (Я купила сапоги. Мы купили сапоги. Он купил сапоги. Она купила сапоги. Они купили сапоги.)



Вариант «Найди каждой картинке свой шнурок»
Цель: Дифференциация звуков звуков [с – з], [с’ – з’], [ц – с], [с – ш], [с – ж], [з – ш], [з – ж], [ц – ч], [с – щ], [л – л’], [p – p’], [л – р], [л’ – p’].



Вариант «Начало – середина – конец»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.
Назови все картинки, выбери и надень на шнурок только те, в названии которых звук будет в начале (середине, конце) слова.



Вариант «Найди лишнее слово»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Определи, какая картинка, не соответствует звуковой схеме слова и найди ту, которая подойдет.



Вариант «Гласный – согласный. Твердый - мягкий»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звук.

Собери картинки, которые начинаются с гласных (согласных, согласных твердых, согласных мягких) звуков.

12. Вариант «Придумай предложение»

Цель: совершенствование умения составления предложений по предметной картинке, развитие связной речи, автоматизация и дифференциация звуков.
Ребенку предлагаются пары картинок. Придумай предложение про сапоги и про сумку. (Мама купил новую сумку и сапоги)

Вариант «Закончи предложение»

Я буду придумывать предложение, а ты заканчивать. (Мама мне подарила новую (ребенок ищет картинку и нанизывает на шнурок)сумку. Мама мне подарила новыйсамокат. И т.д.

















15