Программа по декоративно-прикладному творчеству Сделайте сами


Программа
по декоративно-прикладному творчеству «Сделайте сами»

Разработана:
Воспитателем
АУВО «Санатория
«Жемчужина Дона»
Ноздриной Т.В.
Программа по декоративно-прикладному творчеству «Сделайте сами»
Форма: кружковая работа.
Вид деятельности: декоративно-прикладное искусство.
Направление воспитания: художественно-эстетическое.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа «Сделайте сами» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся – одно из условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям.
При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:
Вытынанка - искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, искусство это зародилось очень давно. К ним можно даже отнести всем известные снежинки, которыми мы украшаем наши окна под Новый год. Если уж говорить о корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.
Декупаж, или салфеточная техника. Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.
В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.
Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И, собственно, единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа «Сделайте сами» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Программа ориентирована для учащихся 5 – 7 классов, и рассчитана на 15 часов.
Данная программа рекомендована для воспитателей групп переменного состава с ограниченным сроком пребывания.
Цель программы – творческое развитие личности через освоение различных техник работы с бумагой, формирование у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
обучать различным приемам работы с бумагой;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
формировать художественный, эстетический вкус, цветовую гармонию;
развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
развивать стремление к творческой самореализации;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Работа кружка способствует:
-Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли характера;
-Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
-Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
-Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
-Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
-Умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Группа формируется из детей в возрасте 11-13 лет, в количестве 18 человек. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.
Руководитель кружка следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.
Прогнозируемые результаты:
В результате реализации программы, детьми должен быть достигнут определённый уровень овладения грамотой декоративно-прикладного искусства. Воспитанники научаться работать с материалами и инструментами, знать специальную терминологию, иметь представление о видах декоративно-прикладного творчества. Постепенно, благодаря формированию хорошего эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску массовой культуры, что поможет нравственному развитию личности.
К концу обучения воспитанники будут знать:
1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.
Правила бережного использования бумаги.
2. Различные способы и приемы: торцевание, ажурное вырезание, декорирование с помощью вырезанных бумажных мотивов.
3. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага и картон, обои, салфетки.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, вырезать определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Бумага: писчая, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная двусторонняя и односторонняя, бархатная, салфетки.-Картон: цветной, белый, гофрированный, голографический.
-Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, стеклярус, блестки.
-Клей ПВА, клей-карандаш.
-Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, скотч.
Учебно–тематический план
№ Тема Часы Форма
1
раздел Вводное занятие.Правила поведения. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Просмотр работ кружковцев за прошедшие заезды. 2 беседа
2
раздел Декор предметов домашнего обихода в технике «Декупаж»
3 Практическая работа
3
раздел Вытынанка (вырезание ажурных узоров из бумаги).
Просмотр работ в этой технике. Выполнение работ в технике «вытынанка».
3 Практическая работа
4
раздел Торцевание.
История возникновения технологии торцевания. Основные правила работы. Выполнение коллективной работы.
3 Практическая работа
5
раздел Выставка лучших детских творческих работ.
1 мероприятие
Содержание занятий:
Раздел I. Введение (2 ч)
Вводное занятие. Познакомить с различными жанрами декоративно-прикладного искусства. Из истории таких видов искусства, как: «Декупаж», «Вытынанки», «Торцевание». Правила поведения. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. Просмотр работ кружковцев за прошедший учебный год.
Раздел II. Декор предметов домашнего обихода в технике «Декупаж»
Декоративное оформление тарелки или бутылки в технике «Декупаж». Принципы работы. Соотношение формы изделия с рисунком.
Раздел III. Вытынанка (вырезание ажурных узоров из бумаги).
Вытынанка. Просмотр работ в этой технике. Выполнение работ к праздникам в технике «вытынанка».
Раздел IV. Торцевание.
История возникновения технологии торцевания. Основные правила работы. Выполнение объемных картин, панно методом аппликативной мозаики.
Раздел V. Выставка лучших детских творческих работ.
Литература.
1.http://stranamasterov.ru/node/224175
2.http://masterclassy.masterpodelok.com/torcevanie-5/3.http://strana-sovetov.com/hobbies/rukodelie/5474-paper-trimming.html4.А. Зайцева. Стильные штучки в технике Декупаж. – АСТ- Пресс Книга: Москва, 2007.
5.Пермякова М. Рукоделие.-М.2000.
6.Лазарева Н.Н. Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию.-М.,1999.
7.Чудесные аксессуары для дома.-М.,1999.