Развитие певческих навыков у дошкольников


Вокальные (певческие) навыки
Елена Фоменко Вокальные (певческие) навыки
Вокальные установки. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца - диафрагма). При слушании музыки они могут прислоняться к спинкам стульев. Дети 3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят на пол, руки кладут на бедра, ближе к туловищу. Голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, «белого»звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, упруги, (не вялы).Разучивают песню дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
При пении дети стоят, держа голову прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется для ребенка искусственная поза – держать руки за спиной.
Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком. без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с мягким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёба с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к,г,х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Сочетание гласных о,а с согласными б,п,в,ф или переднеязычными д,т,л,з приближает звук к зубам. Диапазон голоса у детей неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно, два занятия (индивидуальные и подгруппами, диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.
Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок». Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например «Во поле береза стояла»).
Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дикция. При пении дети очень часто заменяют безударные гласные е,я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я,е. и. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают» исполняются: «о-го-ньки све-рка-ют».
Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:
1. -Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.
2. -При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
В старших группах рекомендуется прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
3. -Во всех группах применяются прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
Дыхание. Дыхание укрепляется во процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Чтобы помочь детям научится правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах одним из приемов может быть пение песни по фразам (цепочкой).
Частота интонации. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы. Для развития чистоты интонации надо выбрать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)
Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Такие дети должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. В каждой группе встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже. чем остальные. так как имеют небольшой объем голоса и и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое главное – научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Для расширения диапазона песни постепенно транспонируются в более высокие тональности.
Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту. губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и. т. д.