Проект по духовно-нравственному воспитанию


Я представляю проект работы по семейному воспитанию в свете реализации направлений духовно – нравственного воспитания детейПроблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях семьи, многонационального народа Российской Федерации.
В школе работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, которые во многом формируются в семье, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.
Поэтому мне как классному руководителю, взяв в этом году 1 класс очень важной показалась проблема семейного воспитания. Начиная работать над формированием классного коллектива, я решила обратить особое внимание именно вопросам взаимодействия с родителями, их привлечению к учебно–воспитательному процессу, вопросам семейного воспитания. Эту работу стала осуществлять через внеурочную деятельность.
Я веду кружок «Я – гражданин» - социального направления.
Один из модулей программы кружка «Я - гражданин» так и называется «Моя семья». И в рамках этого модуля я разработала свою программу по семейному воспитанию.
Этот модуль осуществляется в течение всего года. Использую различные приемы и методы для реализации данной программы. Методами данной программы являются: классные часы, консультации, беседы, экскурсии, круглые столы с родителями.
Примерная программа выглядит так:
№ мероприятие метод дата
1 «Наша дружная семья» Семейный праздник Сентябрь
2 Поздравим мам с «Днем матери» концерт для родителей Октябрь
3 «Модели семейного воспитания». Родительское собрание Ноябрь
4 «Уважая себя, уважай других» Классный час Ноябрь
5 «Моя семья» учебный проект Декабрь
6 «Сладкоежка»
«Наши семейные традиции»
экскурсия совместно с родителями
заочная экскурсия в семью Декабрь
7 «Милой мамочке моей» проект Февраль - март
8 Портрет «Милой мамочке». выставка рисунков февраль
9 «Мамин день». КТД (оформление класса, концерт, выставка рисунков) Март
10 «Лучше мамы не найти» беседа Март
11 «Подари другому радость», Классный час Апрель
12 «Мой прадед на войне воевал» семейное исследование Апрель
13 Игра для детей по станциям «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» игровая программа май
Программа, реализуется в совместной деятельности учителя, учеников, родителями, т. е. в подготовке, проведении мероприятий, сборе информации для творческих работ участвуют родители.
Программа осуществляться и во внешкольной и общественно-полезной деятельности, а именно: участие в социально – значимых мероприятиях, в которых ребятам дается возможность получить опыт самостоятельных социальных действий.
Отдельно для реализации поставленных мною задач я активно использую непосредственно работу с родителями, видя в них своих помощников, единомышленников.
Совместно с родителями проводились следующие мероприятия:
- участие в акции неделя добра;
-Помощь в оформлении новогоднего кабинета;
-подготовка и проведение круглого стола «Семейные традиции»;
-подготовка проекта «Моя семья»;
- Классный час «Мои родители и их профессии»
В рамках данной программы осуществила проект «Милой мамочке моей», посвященный 8 марта. Свой проект, я бы назвала универсальным. Потому что взяв его основу, можно осуществить подобный адресный проект ко дню пожилого человека, к 23 февраля о папах, ко Дню матери, Дню Победы о членах семьи – ветеранах войны.
И так, я представляю проект «Милой мамочке моей»
Актуальность проекта:
Наблюдая за отношениями детей старшего дошкольного возраста и их родителями, всё более заметным становится проявления неуважительного отношения к матери, отсутствие заботливого к ней отношения, желания произнести в её адрес нежные слова. Между тем Именно Мама является хранительницей семьи, человеком, который формирует нравственные представления. Развитие отношений между ребенком и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. Общение с матерью дает ребенку базовую уверенность в себе, в том, что он умеет общаться и что другие люди хотят сотрудничать с ним.
Поэтому уже с раннего детства необходимо воспитывать уважение и любовь к близким и в частности, к маме, учить детей быть внимательными к ней, проявлять отзывчивость, помогать словом и делом
Цель данного проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей через творчество и речевую активность, положительное отношение к семье, родным, через включение в практическую деятельность по подготовке и проведению праздника.
Реализация данной цели через следующие задачи:
Обобщение знания, обучающихся о международном женском дне.
Развитие инициативности и творчества;
Развитие умение общаться и сотрудничать;
Формирование навыков командной работы;
Формирование культуры семейных отношений;
Формирование полезных социальных навыков и умений
Воспитание у обучающихся чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям: маме и бабушке.
Вид проекта: творческий, групповой, срок реализации 1 месяц.
Участники проекта:
-обучающиеся;
-учитель
Социальные партнеры реализации проекта:
- школьно-сельская библиотека,
- Совет ветеранов поселка,
- родители,
- педагогический коллектив,
- учащиеся старших классов
А так же я определила Планируемые результаты работы: они представлены на слайде
Данный проект рассчитан на развитие и становление у участников следующих качеств:
-обогащение знаний, обучающихся о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, художественной литературе;
- воспитание заботливого, уважительного отношения к маме, бабушке;
- повышение творческого потенциала личности школьников;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей;
- повышение самооценки, избавление от комплексов;
- улучшение психологического климата в ученическом коллективе;
- овладение навыками организации и проведение праздников;
- развитие художественного вкуса обучающихся;
- совершенствование стиля партнерских отношений.
Педагогическая и социальная значимость проекта:
- Воспитание нравственных и гражданских качеств
- Проект направлен на развитие творческих способностей школьников ко дню 8 Марта.
- Формирование уважительного отношения к членам семьи, людям старшего поколения, историческим событиям страны.
Участники готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над развитием творческих способностей детей не прекращается.
Развивается и обогащается сотрудничество с мамами, бабушками, Советом Ветеранов поселка.
Реализация проекта осуществлялась в три этапа
Этапы Мероприятия Ответственный
Первый этап подготовительный
начало февраля 2017 г.
- Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы. 
-разработка стратегии реализации проекта (Определены формы работы, мероприятия, которые охватывают проект, распределены обязанности, определены сроки реализации)
- Подбор литературных произведений о маме
- Подбор песен и стихов о маме
- Составление план основного этапа
- Определены цели и задачи проектной деятельности.
Основными помощниками проекта являются родители Учитель, родители
Учитель, учащиеся
Учитель, учащиеся
Второй этап основной
февраль - март 2017г.
- Рассматривание фотографий и организация фотовыставки «Моя Мамочка»
- Рассматривание выставки книг о мамах
- Чтение произведения с дальнейшим анализом С.Тетерин стихи для детей «Будет мама очень рада», Моя любимая мама (стихи и рассказы), стихи о маме «Ты на свете лучше всех», «Моя мама лучше всех»
- Чтение произведений о мамах во внеурочной деятельности и в домашнем чтении
- Составление описательных рассказов «Моя Мама»
- Беседа «Лучше мамы не найти»
- сбор материала для фотовыставки, поздравительной газеты
- Репетиции
- выполнение творческой работы - сочинения «Моя мама»
Изготовление открыток «Букет для мамы»
Выставка рисунков «Портрет милой мамочки»
Подготовка оформления класса
Изготовление пригласительных для мам и бабушек
Создание фото-видео архива
Во втором этапе была проделана вся практическая и творческая работа. И заключительный этап это презентация творчества. Родители прониклись работай и с удовольствием принимали в проекте участие. Учитель, учащиеся
библиотека
учащиеся
учащиеся, учитель
учащиеся, учитель, папы
учитель
папы, учащиеся
учитель
учитель, учащиеся
учащиеся, учитель
учитель, учащиеся
учитель, учащиеся
учащиеся
родители, учащиеся
Третий этап заключительный
7 марта 2017г. Семейный праздник (на праздник были приглашены мамы и бабушки, был оформлен класс, выставка рисунков, сочинений. Каждый из ребят показывал мамам и бабушкам, свои работы, делились впечатлениями. В концерте участвовал весь класс: пели песни, рассказывали стихи, разыгрывали сценку, каждому хотелось со своей мамой поучаствовать в конкурсе. Праздник прошел весело, и оставил у ребят много впечатлений. Закончилось все чаепитием. Придя после выходного дня уже с фотографиями, ребята оформляли страничку в классном альбоме
(ознакомление с подготовленными выставками, творческая часть, чаепитие) Учитель
В результате, проделанной работы ребятам очень понравилось участвовать вместе со своими родителями в мероприятии, они с огромным удовольствием делились семейными традициями и рассказывали о своей семье. У ребят возникает чувство гордости за свою семью, за родителей. Узнали о традициях семьи, близких родственников.
Подготовленной фотовыставкой и рисунками мы поделились не только со своими мамами и бабушками, но и с ребятами других классов, что очень заинтересовало их.
Результаты своей работы по программе я могу наблюдать уже сейчас в конце первого учебного года. Я их представила в виде диаграммы, на которой видно на начало учебного года сформированность уровня нравственно-этического воспитания и на конец года. Динамика прослеживается.
Несомненно, представленный проект в рамках реализуемой программы имеет воспитательный и социальный эффект. Но кроме того, он стал средством формирования личностных и метапредметных УУД:
Личностных:
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятор морального поведения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивных:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- в сотрудничестве с учителем ставить новые познавательные задачи
Познавательных:
- осуществлять поиск необходимой информации, в т. ч. Расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативных:
- формулировать свое мнение и позицию
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-адекватно использовать речевые средства, владеть диалогической формой речи.
В заключении
Семейное воспитание – общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения уровня развития обучения и воспитания детей. Но общественное, семейное и школьное виды воспитания должны осуществляться в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он должен хорошо понимать проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно.
Учитель в каком-то роде должен быть тьютером, который помогает ориентироваться в проблемах семейного воспитания, находить выход из затруднений, способствует установлению гармоничных отношений в семье. Такой я вижу свою роль как классного руководителя и пытаюсь реализовать ее. Поэтому работу по семейному воспитанию ребят и сотрудничеству с родителями я не намерена прекращать, а продолжать в следующих классах.