Роль имён прилагательных в тексте.


Тема: Роль имён прилагательных в тексте.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять.
Планируемые результаты:
Предметные Познакомятся с текстом – описанием; научатся употреблять имена прилагательные в речи.
Личностные результаты Научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Универсальные учебные действия (предметные)
Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Основное содержание темы, понятия и термины
Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: Научный, художественный. Текст- описание.
Образовательные ресурсы
Рабочая программа, учебник, с.68-69, презентация
Ход урока
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка мы с вами путешествуем? (части речи)
- Какие изученные части речи вы знаете? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас.
Ни запаха, ни звука!
Но если к нам их приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
- Что же это за часть речи? (имя прилагательное)
- Я вам предлагаю сыграть в игру «Да и нет». Если вы согласны с моим утверждением, то показываете зелёный кружок, если не согласны – то красный. Готовы?
Игра «Да и нет»
1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи? (нет)
2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи? (да)
3. Имя прилагательное обозначает предмет? (нет)
4. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (да)
5. Имя прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать? (нет)
6. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
- Молодцы, справились. Вижу что вы знаете что такое имя прилагательное.
Работа со словами из словаря.
- Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может? (растение)
- Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных из воздуха и почвы).- Это наше новое словарное слово. Как вы думаете, какую букву надо писать а или о?
- Где мы можем найти такую информацию? (в словарике)
- Откройте словарь в учебнике, найдите написание данного слова и запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова растение.
- У вас на столе карточки с загадкой. Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.
У ………… солнышка
Лучи не горячи,
У ………… солнышка
……………. лучи.
Что это? (ромашка)
(опорные слова: жёлтенького, белые)
- Какое лексическое значение имеет слово ромашка?
- Необходимо дополнить утерянные буквы. Начните с тех, написание которых вы можете объяснить.
- Вторая пропущенная буква а, так как она стоит под ударением.
- Первая пропущенная буква а или о?
-Я смотрю, мнение детей разделилось. У нас возникла проблема. Как же мы можем её разрешить? Где мы можем посмотреть правильное написание слова? (В орфографическом словаре)
-Откройте орфографический словарь, найдите слово ромашка и запишите его себе в тетрадь.
- Итак, какую вы букву написали после буквы р? (о)
-Как называются слова, написание которых вы должны запомнить?
(словарные слова)
- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку?
- Почему именно эти слова вам помогли? (потому что они указывают на признаки)
- А без этих слов легко ли было отгадать загадку?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Роль имени прилагательного в речи)
- Составьте предложение используя слово ромашка.
(Красивая ромашка росла на поле за домом.)
- Запишем это предложение. (работа у доски)
-Подчеркните грамматическую основу предложения, укажите все изученные части речи.
- Дайте характеристику предложению.
(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
Открытие нового знания.
- На листе с белой бумаги записан текст. (каждому ученику даётся текст без прилагательных, пропущенные слова обозначаем многоточием)
-Ознакомьтесь с ним.
…………. солнце на моей ладошке –
…………. ромашка на ……….. ножке.
С …………… ободочком ……….. сердечки.
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
З. Александрова
-Что вы можете сказать об этом тексте?
-Вы поняли, о чём идёт речь? ( о ромашке)
- Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать ромашку?
- У нас опять возникла проблема. Давайте попробуем её решить. Что нужно сделать, что бы текст преобразился? (необходимо в текст добавить прилагательные)
Работа в парах.
-Работаем в парах. Посовещайтесь и запишите - вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
-Взаимопроверка.
-Читаем по предложению.
Физ. мин.
Работа по учебнику стр.68
- Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119. Прочитайте, как Анатолий Сергеевич Онегов описывает ромашку.
- Какая часть речи описывает предмет более точно? (имя прилагательное)
- Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных)
- Какую же роль выполняют прилагательные в данном тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)
- Где можно встретить каждый из текстов: художественной, научной или справочной литературе? ( Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).
Самостоятельная работа
- На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова.
- Почему цветок так называется?
-Какие прилагательные дают характеристику цветку?
- Можем ли мы сказать, что это текст-описание?
- Какое это описание: научное или художественное.
- Прочитайте текст без прилагательных.
-Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
- Какую роль играют прилагательные в речи?
Домашнее задание.
- Дома вы спишите текст упражнения вставляя пропущенные буквы и у прилагательных выделите окончания.
Закрепление изученного материала
-Какое время года наступает? (весна)
- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой цветок первым появляется весной? (подснежник)
- А почему его так назвали? ( ответы детей)
- Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу.
Вывод: родился под снегом цветок, вот его так и назвали.
Работа над стихотворением записанным на доске.
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
И подле сквозистый
Последний снежок…
А. Майков
- Прочитайте это стихотворение.
- В чём тайна красоты этих поэтических строк? (тайна этих строк – прилагательные)
Итог урока
- Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной)
- А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? (ответы детей)
- А можно мне дополнить? (Чудесный, радостный, хрупкий, весенний, прелестный)
- Составьте предложение из данных слов: подснежник, щеки, коснулся, нежный.
- Запишите это предложение.
- Будучи первым весенним цветком, лесной подснежник ежегодно страдает от чрезмерного проявления человеческой любви. Истосковавшись по зелёной прелести природы, люди нещадно срывают все до одного попавшихся экземпляры, зачастую не оставляя даже луковицы. Подобное халатное отношение к растительному миру привело к тому, что галантус (это настоящее название цветка) довольно быстро попал в список исчезающих видов. Теперь цветок занесён в Красную Книгу и находится под государственной охраной.
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.