«Роль педагога дополнительного образования как руководителя детского творческого коллектива в воспитательной системе ЦВР»


Педагогический совет по теме:
«Роль педагога дополнительного образования как руководителя
детского творческого коллектива в воспитательной системе ЦВР»
Педагог дополнительного образования - руководитель детского творческого объединения занимает ключевое место среди субъектов воспитательного процесса в ЦВР. Он является формальным и фактическим лидером детского творческого коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником и другом своих воспитанников.
Цель работы руководителя творческого объединения: организация творческого взаимодействия детского коллектива.
Деятельность руководителя ТО – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Концепции воспитательной системы ЦВР, анализа предыдущей деятельности, личностно -ориентированного подхода к обучающимся, настоящей ситуации в творческом коллективе.
Задачи руководителя творческого объединения:
Формирование и развитие детского коллектива: развитие инициативы, самостоятельности, формирование доброжелательного, дружественного микроклимата в объединении;
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального самовыражения, сохранения неповторимости и раскрытия возможностей личности каждого воспитанника;
Формирование здорового образа жизни обучающихся;
Развитие системы социальных и личностных отношений внутри детского коллектива через организацию разнообразных видов воспитывающей деятельности;
Формирование у воспитанников нравственных качеств и духовных ориентиров;
Организация социально значимой творческой деятельности, коммуникативных способностей воспитанников, развитие и поддержка детской одаренности.
Содержание деятельности руководителя творческого объединения обусловлено следующими факторами: условия работы образовательного учреждения, особенности воспитательной системы ЦВР, возрастные особенности детей, уровень их воспитанности, состояние здоровья, социальные условия их жизни, подготовленность педагогов к организации внеурочной воспитывающей деятельности.
Воспитательное пространство ЦВР представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями.
Работа с педагогическим коллективом является неотъемлемой частью организации воспитательного процесса в учреждении. Главным подходом администрации в данном направлении является методическое сопровождение и поддержка творческих инициатив педагогов в области воспитательной работы. Основными формами методической поддержки руководителей ТО являются: внеурочные массовые мероприятия с последующим обсуждением, методические советы и семинары по вопросам воспитания, индивидуальное консультирование, тематические педагогические советы.
Многогранная деятельность в пространстве Центра способствует сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых: это и организация досуга, образовательная и творческая деятельность в студиях, кружках, объединениях, традиционные праздники, региональные конкурсы и фестивали. В условиях воспитательного пространства ЦВР каждому ребенку обеспечивается возможность для духовного, интеллектуального, творческого развития. Педагог дополнительного образования, как руководитель детского коллектива – способствует формированию нравственности воспитанников, организует творческую, личностно и общественно значимую деятельность, создает ситуацию успешности каждого ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания, становлению и проявлению неповторимой индивидуальности каждого ребенка и творческого коллектива в целом.
Функции руководителя творческого объединения:
Аналитико – прогностическая;
Организационно – координирующая;
Коммуникативная;
Контрольная.
Аналитико – прогностическая функция включает в себя:
Направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
Определение состояния и перспектив развития творческого коллектива;
Изучение индивидуальных, возрастных особенностей воспитанников, отслеживание динамики их развития;
Анализ уровня сформированности коллектива и воспитанности личности обучающихся.
Организационно – координирующая функция предполагает:
Разработку плана воспитательной деятельности в ТО исходя из анализа состояния и перспектив развития детского коллектива;
Проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
Организация внеурочной деятельности детей – проведение массовых мероприятий;
Воспитание позитивного отношения к физической культуре и занятиям спортом, формирование здорового образа жизни;
Организация изучения с обучающимися правил по технике безопасности на занятиях, правил дорожного движения;
Содействие профессиональному самоопределению воспитанников;
Ведение документации: журнал, КТП, образовательная программа, разработка сценарного, методического материала;
Соблюдение санитарного состояния закрепленного кабинета;
Взаимодействие с каждым воспитанником и детским коллективом в целом.
Коммуникативная функция заключается:
В оказании помощи воспитанникам в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в творческом объединении;
В обучении умению проявления эмпатии, создания положительной эмоциональной атмосферы общения, проявления аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии друг с другом;
В создании благоприятного, дружественного микроклимата в детском коллективе;
В проведении часов общения в ТО, оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольная функция предполагает:
Контроль за уровнем освоения образовательной программы, посещаемостью ТО каждого воспитанника;
Контроль за выполнением правил поведения воспитанников;
Оценку результативности собственной педагогической деятельности.
Документация педагога ДО по разделу воспитательной работы:
Анализ воспитательной работы в ТО за предыдущий учебный год;
План воспитательной работы с детским коллективом на учебный год;
Учебно – воспитательная работа педагога на учебный год (по форме);
Мониторинг воспитательного процесса (папка с диагностическим материалом);
Сценарный материал (сценарии массовых мероприятий, часов общения);
Работа с родителями (родительские собрания, консультации).
Практическая часть педагогического совета
Проектная мастерская «Дом, в котором мы живем»
Цель: Способствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность детского творческого коллектива.
Подготовительная работа:
Воспитанникам предлагается совместно с родителями придумать девиз своей семьи и нарисовать герб семьи.
Руководителю подготовить: геометрические фигуры серого, синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного цвета; листы бумаги, клей. Руководитель:
Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно, это не стулья со столом – это не дом.
Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, – это твой дом.
Далее организовывается работа детей и родителей, которым нужно построить дом своей семьи. Каждая семья получает набор бумажных геометрических фигур восьми цветов и чистые листы бумаги. В течение 10 минут они отбирают фигуры, необходимые им по цвету и форме, и создают аппликацию «Дом, в котором мы живем». Педагог наблюдает за совместной работой детей и родителей.
После окончания работы руководитель рассказывает участникам мастерской, что означают выбранные ими геометрические фигуры и цвета:
Если в построении дома преобладают квадраты, то вашей семье присущи такие качества, как трудолюбие и усердие, позволяющие всегда добиваться завершения работы. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник обычно выбирают люди, которые в данный момент крайне недовольны собой и своей жизнью и желают изменить эту ситуацию к лучшему. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Но из-за недовольства могут возникать конфликты.
Треугольник символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конфликтующей с другими.
Добрый и отзывчивый Круг может ощущать себя счастливым только в том случае, если все в порядке не только у него самого, но и у его родных и друзей. Круг предпочитает не конфликтовать с окружающими, а сглаживать недоразумения. Порой для него спокойствие дороже истины, в 99 % случаев он пойдет на уступки первым.
Метод цветового выбора применяется при изучении эмоционального состояния человека, его отношения к себе, особенностей взаимоотношений с другими людьми.
Синий цвет – потребность человека в гармонии, в ощущении доверия к окружающим, в спокойствии.
Зеленый цвет говорит о напряжении, гордости, суровости, стремлении управлять другими, высокой оценки своего «Я».
Красный цвет символизирует стремление человека получать высокие результаты, добиваться успеха. Отвержение красного – поиск защиты от всего, что может в дальнейшем возбудить или ослабить. При неприятии красного и предпочтении зеленого создается ситуация беспомощности. Красный цвет в сочетании с черным свидетельствует о склонности драматизировать события.
Желтый цвет – это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся, но еще несформировавшемуся. Это сильное желание уйти от сложившихся трудностей, найти выход, приносящий освобождение, иногда склонность к переменам ради них самих, достижение желания быть значительным, заслужить уважение. Такой человек рискует попасть в зависимость от других.
Фиолетовый цвет связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различить действительное от воображаемого. При этом возникает особое состояние, связанное с потребностью в тонком понимании со стороны близких. Это потребность в одобрении, желании нравиться окружающим своим обаянием, манерами.
Коричневый цвет сигнализирует о повышенной потребности в ощущении физической легкости и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувства дискомфорта.
Черный цвет означает отказ, полное отречение или неприятие. Тот, кто выбирает этот цвет, склонен действовать опрометчиво, безрассудно.
Руководитель:
В каждой семье складывается определенная, не всегда осознаваемая ее членами, система воспитания. По характеру общения в процессе выполнения совместной деятельности можно судить о принятом стиле воспитания детей. Выделяется несколько стилей, я расскажу о них, а вы определите – какой стиль характерен для вашей семьи.
При демократическом стиле воспитания родители общаются с детьми на равных, каждый из членов семьи может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь. Демократический стиль предполагает наличие в семье общих целей и задач, совместной деятельности, нравственных ценностей.
В основе попустительского стиля воспитания лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.
Признаки авторитарного стиля – игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся. Все это гарантия серьезных неудач в развитии личности ребенка.
Руководитель:
От каждого члена семьи зависит, каким будет ваш общий дом завтра. Попробуем создать проект идеального семейного дома и отразить его замысел в синквейне.
Синквейн – это стихотворение, которое составляется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого характеризуется тема в целом. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к ней.
После выполнения задания каждая семья выступает с самопрезентацией, которая включает чтение девиза и синквейна, знакомство с семейным гербом, рассказ о семейных традициях. Руководитель благодарит участников мероприятия и выражает уверенность, что для каждого из них, как и для него самого, родной дом всегда будет самым лучшим местом на Земле:
Как хорошо, легко бывает дома, где все уютно, близко и знакомо.
Там от проблем укрыться можно мне всегда, и не пугают неудачи и беда.
Я в трудный час домой спешу скорее – родные стены сердце мне согреют.
Родимый дом – надежный мой причал, он для меня – начало всех начал.
Мой дом, конечно, не дворец роскошный, но в нашей жизни сложной, суматошной,
Нет места в мире для меня милей, теплей, уютней, ближе и светлей!
Подготовила: методист ЦВР Рудь Т.Ф. 2014 г.