Статья: Из опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя изостудии


Зукол Т.П.,
педагог дополнительного образования МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО»
Изостудия как способ реализации творческих способностей учащихся в дополнительном образовании
Ведущим видом работы изостудии является рисование с натуры – уроки рисунка, живописи. Также занимает большое место зарисовка по памяти и на основе наблюдений, будь то рисование на заданную тему (из жизни людей, животных) или иллюстрация к прочитанной книге либо декоративная работа.
Учащиеся более сознательно усваивают приёмы и способы изображения в том случае, если перед «проходит» живой, конкретный рисунок. Поэтому первоначально руководителю студии необходимо выполнить наглядно последовательность рисунка (на листе бумаги на планшете), а потом перейти к тому, чтобы она была соблюдена учащимися (по наводящим вопросам).
Одновременное появление частей изображения и соответствующее речевое сопровождение эмоционально воздействует на учащихся, способствует яркости их восприятия. Выполненный рисунок педагога невольно заставляет учащихся повторить с той же эмоциональной активностью. При повторном показе желательно применять наглядные пособия, выполненные педагогом заранее.
Также дети должны видеть перед собой законченный рисунок для того, чтобы знать, к какому изображению надо стремиться. Хорошо воспринимаются детьми законченные рисунки детьми старшего возраста.
Иногда ситуация складывается так, что ребёнок, поняв предварительное объяснение, в процессе рисования забывает обо всех особенностях изображения предмета и делает ошибки. Опять же, по наводящим вопросам необходимо обратить внимание ученика на натуру, добиваясь, чтобы ребёнок сам понял свою ошибку, а рисунок соответствовал действительному изображению предмета, правильному освещению, и т.д. Здесь возможен показ иллюстрации с картины известного художника.
На уроках рисования с натуры дети должны рассуждать, думать, активно изучать натуру. Метод линейно-конструктивного построения рисунка заставляет детей изучать объём, форму предмета: чтобы свет, тени и полутени, наносимые на определённые поверхности предмета, являлись не бессмысленными пятнами, а штрихами, подчёркивающими характер формы предмета.
В процессе целенаправленного рисования с натуры у учащихся развиваются способности к пространственному восприятию окружающих предметов, творческому анализу их, совершенствуются наблюдательность, внимание, развиваются мышление и память. На нескольких этапах ведения работы возможно использование метода сравнения – собственной работы ученика с натурой, расположив рисунок рядом с постановкой. Это даёт возможность выявить ошибки. Желательно, чтобы ребёнок сделал это самостоятельно.
По завершении работы рисунки составляются в один ряд. Коллективное обсуждение результатов работы учит детей подмечать достоинства и недостатки в изображении.
Во время занятия целесообразно делать небольшие перерывы, во время которых детям разрешается индивидуально отдохнуть, по мере необходимости. Младшим детям предлагается отдых в качестве игр и просмотра книг.
Чтобы на занятиях дети чувствовали себя свободно, не были «прикованы» к своему месту, разрешается вставать, подходить к натуре для более конкретного рассмотрения, изучения, самостоятельно брать со стола кисти, карандаши, менять воду по мере надобности, подходить к другим детям, смотреть друг у друга работы. Если требуется, полистать литературу, используемую для занятий – журналы «Юный художник», «Декоративное искусство», « детское творчество», книги по рисованию.
Домашнее задание дети могут получать не систематически, в основном, перед заданной темой по композиции: обдумать сюжет, сделать наброски возможных вариантов своей работы в общем, зарисовки подетально объектов, которые будут присутствовать в работе.
При постановке натюрмортов детям предлагается самостоятельный подбор предметов, их вариаций, с учётом цели и задачи данного задания. Это формирует художественно – творческую активность учащихся.
Для стимулирования и развития творческих способностей учащихся предлагается научение старшими детьми младших. Для тех, кто ранее отсутствовал или не усвоил пройденной темы, объяснение можно доверить более старшим и опытным учащимся под контролем педагога.
Для детей, занимающихся с опережением, предлагаются индивидуальные задания повышенной трудности – натюрморт с большим количеством предметов, сложными по построению, по цвету, с задрапированной в складки тканью, и т.д.
Бывают ситуации, когда ребёнок сам хочет выполнить необычное задуманное задание, педагогом это должно приветствоваться. Самостоятельно детьми выполняется в работах то, что раньше делалось под руководством педагога.
В план работы изостудии должны входить беседы по искусству: рассказы о художниках, их произведениях и т.д. На примере произведений великих художников целесообразно демонстрировать решение изобразительных задач, с которыми сталкиваются учащиеся. Это повышает интерес к картинам, дети начинают смотреть на них профессионально.
Во время летних занятий на улице рекомендуется выполнять наброски и зарисовки уголков природы. Путём наводящих вопросов педагог акцентирует внимание на объектах природы, живописных и композиционных эффектах пейзажа.
Кроме занятий, в течение учебного года регулярно проводятся экскурсии на художественные выставки в выставочные залы г. Абакана, где учащиеся знакомятся с художественными особенностями произведений искусства, творческой манерой их создателя.
Для сплочения коллектива необходимо проведение совместных праздников, чаепитий, изготовление декораций сцены для проведения торжеств.
Для показа родителям, сверстникам творческих результатов детей, с целью популяризации студии изобразительного искусства, учащиеся активно участвуют в различных конкурсах и выставках.