Занятие кружка«Инфознайка» по теме: «Логика и русский язык»


Занятие кружка «Инфознайка»Тема занятия:  Логики и русский язык. Продолжительность:  45 минут. Класс: 4-5
Цель занятия: Продолжить знакомство с понятием логика. Ввести понятия «ложь» и «истина».
Задачи урока: 
1. Знакомство с понятие ложь и истина. 2. Обучение конкретным приёмам мыслительной деятельности: способом рассуждения при решении логических задач на уроках русского языка.3. Практическая работа на ЭВМ, составление ребусов.5. Развитие логического мышления.
Ход урока.
.Самоопределение деятельности
Организационный момент. 
Добрый день ребята, садитесь.
Слайд №1.
Сегодня к нам на занятия пришли гости. Что вы испытываете, когда к вам приходят гости?
Наверное, вы стараетесь, сделать всё, чтобы ваши гости были довольны, радостны.
Мы тоже постараемся сегодня, чтобы наши гости ушли с хорошим настроением. Поэтому не будем терять время, а приступим к нашему занятию
Актуализация знаний, мотивация.
Ребята, однажды мне рассказали интересную историю. Сегодня, я хотела бы вам её рассказать. Это не просто история, а история-загадка. Думаю, что вы поможете мне найти на неё ответ.  Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Всё же оба человека без всякой помощи переплыли реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? 
( ответы учащихся). Они подошли к реке с разных берегов.
3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Иногда мы с трудом находим правильный ответ на поставленный вопрос, только потому, что ещё не научились правильно мыслить, рассуждать, т.е. не освоили « арифметику мышления». Поэтому тема нашего занятия…….
(На слайде запись: КИГОЛА И ИСКЙУСР ЫКЯЗ). Слайд №2.
Но что такое? Вам понятна запись? Может мы сейчас подумаем и найдём способ как раскодировать данную информации. Итак, ваши предположения?
(Ребята высказывают свои варианты).
Тема: «Логика и русский язык». Тема определена. Молодцы! Слайд № 3.
А можно я задам вам ещё один вопрос?
Вы можете предположить, чем мы будем заниматься сегодня?
Спасибо, за ваши ответы. Мы действительно будем решать логические задачи, которые очень часто встречаются и будут встречаться на уроках русского языка. Ведь Логику и Русский язык объединяет ещё и то, что они относятся к очень важным наукам.
Вот как о них говорил М.В. Ломоносов. Слайд № 4
«Для познания мира и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою», которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам».
Решение учебной задачи.
Продолжаем нашу работу, и я предлагаю вам перейти к практическим упражнениям.
Задание №1.
Слайд № 5.
Прочитайте высказывания. Как называются эти записи?
Какие это предложения по цели высказывания?
Найдите среди них ложные высказывания и истинные и заполните табличку, которая находится перед вами.
Все мальчики любят играть в футбол.
Некоторые девочки любят танцевать.
Осенью всегда идут дожди.
Все люди знают китайский язык.
Некоторые китайцы знают русский язык.
Март – первый месяц весны. 
- Кто желает рассказать, что у него получилось. (Ответы детей).
Все согласны или у кого-то есть другое мнение. Докажите нам, что вы правы.
Вывод по первому заданию.
- Ребята, при выполнении этого задания какие знания в области русского языка нам понадобились? А какие мыслительные операции мы использовали, что бы сделать заключение об истинности и ложности высказываний?
Задание № 2.
Отгадывание ребусов.
Переходим к следующему заданию, мне кажется, оно будет для вас более интересным.
Что перед нами? (Ребусы) Слайд № 6-11
Вывод по второму заданию:
Ребята, при отгадывании ребусов, что нам приходилось делать. (Находили закономерность при помощи, которой было закодировано слово, мы использовали математические знания, должны были понимать язык знаков).
Справились с этим заданием? Молодцы!
4.Физминутка для глаз. Слайд № 12-15
Я думаю, настало время немножко отдохнуть, тем более, что следующее наше упражнение будет связано с работой за компьютером.
5.Самостоятельная практическая работа в паре.
Задание № 3. Придумай ребус.
Прежде чем сесть за компьютеры вспомним правила безопасности.
Слайд № 16
Сядь ровно, спину держи прямо. Облокотись на спинку стула.
Не трогай провода и розетки.
Не дотрагивайся до экрана.
Не стучи по клавиатуре.
А также правила, которые помогут нам выполнить работу в паре.
(Ребята проговаривают правила)
На рабочем столе найдём папку Логика и русский язык.
Откроем папку.
Перед вами картинка, которая поможет вам составить самостоятельно ребус.
Чтобы справиться с заданием мы должны вспомнить те правила, которые помогли нам отгадать ребусы коллективно.
Как только ребусы будут составлены, мы с вами предложим отгадать их нашим гостям, а то они у нас что-то заскучали.
- Кто готов? Ребята, которые справились с заданием, демонстрируют их гостям для отгадывания.
Вывод по третьему заданию:
Сложно было выполнить задание? Понравилось?
Резервные задания. (Распечатка «Информатика и ИКТ» Рабочая тетрадь №1, 3 класс)
Код Цезаря.
Задание: закодируй слова с помощью кода Цезаря (вместо нужной буквы пишется следующая за ней по алфавиту, например, Я пишется А).
Задание: Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой. (Распечатка «Умным умникам и умницам» стр.23 №3.6.Оценивание учащихся.
Ребята подходит к концу наше занятие. Я смотрю на лица наших гостей и вижу их улыбки. Нам удалось с вами развлечь наших гостей. Я благодарю всех за работу. Вы молодцы! 7. Рефлексия деятельности.
С гостями всё понятно.
Хотелось бы у вас узнать ваше мнение о нашем занятии. Вам понравилось? Что именно? Какое задание ты хотел бы выполнить ещё раз?
Ну и последний вопрос, скажите, пожалуйста, то чем мы занимаемся на наших занятиях, может нам пригодиться в нашей дальнейшей жизни? Если да, то где?
Попрошу вас выбрать похлопать тех, у кого настроение как у нашего солнышка.
Слайд №18.