Практическая работа на тему Составление схем передачи веществ и энергии (цепи питания).


Практическая работа № 9.
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.
Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.
Пищевая (трофическая) цепь —ряд взаимоотношений между группами организмов (растений,животных, грибов и микроорганизмов) при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими.
Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5.Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.
Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.
Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:
трава – кузнечики – лягушка – цапля.
И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.
Ход работы:
25215855016500Задание 1.
Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих  пищевых   цепей. Запишите эти цепи.
41217854381500Задание 2.
Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Задание 3.
1.Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.
2. Распределите номера, которыми обозначены организмы:
1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:
продуценты -
консументы –
редуценты –
2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:
жертва –
хищник –
2302510377190003) составьте пищевые цепи, записав последовательно номера, которыми обозначены организмы:
1 -я пищевая цепь –
2-я пищевая цепь –
3-я пищевая цепь.
Задание № 4. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
Клевер - кролик - волк
Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник
Вывод:  
Ответьте на вопросы: