Реализация системно-деятельноcтного подхода на интегрированных уроках как способ реализации инновационного процесса стандартов второго поколения


Реализация системно-деятельноcтного подхода на интегрированных уроках как способ реализации инновационного процесса стандартов второго поколения
Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения акцентов в сторону активной деятельности. Среди наиболее эффективных форм работы при системно-деятельностном подходе являются интегрированные уроки, которые создают особые условия для его реализации, именно поэтому сегодня им отводится достойное место в работе учителя.
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Интеграция на таких уроках – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных умений в той или иной области.
Когда учителю интересно учить, а учащимся учиться? На мой взгляд, это происходит лишь при живом творчестве учителя и учащихся, а значит, при условии конкретной деятельности. Герберт Спенсер писал, что "великая цель образования - это не знания, а действия".
Стандарты нового поколения требуют в образовании смещения на активную деятельность. Среди наиболее эффективных форм работы при системно-деятельностном подходе являются интегрированные уроки, которые создают особые условия для его реализации, именно поэтому сегодня им отводится достойное место в работе учителя.
В моей практике - это бинарные уроки с учителями русского языка, литературы и информатики.
О технологических подходах
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Интеграция же на таких уроках – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных умений в той или иной области.
Впервые интегрированный урок с учителями русского языка и литературы, и информатики, мы провели шесть лет назад. Нас объединили желание стимулировать познавательную деятельность учащихся и совместный интерес к открытию горизонтов для методического творчества. Сегодня это сотрудничество эффективно, реализованы развивающие и воспитательные задачи, появилась потребность в интеграции связей наук и универсальных способов деятельности со стороны всех участников образовательного процесса.
Большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков вдохновляют, так как ожидается урок, который несёт что-то новое, незнакомое, интересное для ребят.
Деятельность на уроке обязательно должна быть осмыслена, личностно значима, когда ребенок может задаваться вопросами: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Здесь на помощь приходят инновационные технологии, которые обеспечивают интеграцию в обучении за счёт того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. При организации интегрированных уроков применялись проектная и исследовательская деятельность, информационные технологии, творческие мастерские.
Как показала практика, урок будет удачным, если при выборе технологии и методики его проведения главным является системообразующий фактор. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения. Мы продумываем установление связей внутри блоков учебного материала, а потом внутрипредметные и межпредметные.
В совместной деятельности сложилось так, что мы отдаём предпочтение следующим формам интегрирования:
• деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
• концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий осуществляется на всех этапах бинарного урока.
При использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование обучающихся в учебном процессе.
Опыт результативного проведения бинарных уроков позволил выделить методы, которые успешно активизируют деятельность учащихся. Среди них: сопоставительный анализ текстов (в том числе – сопоставление переводов); лингвистический анализ в формах, соответствующих возрасту; мероприятия по реализации проектов; творчество учащихся в составлении синквейнов, выражение фантазии в демонстрации инсталляций.
Какие умения интегрированные уроки позволили развить у учащихся?
• умение формулировать собственные учебные цели, брать ответственность на себя, быть лидером группового или парного проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации и переноса знаний в новую ситуацию;
• осуществлять индивидуальную образовательную траекторию;
• владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника, эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении театра, музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;• умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
• умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
• понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией;
• умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации;
• владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).
И наконец, для учителя важны создание комфортной здоровьесберегающей среды, создание условий для самопознания и для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы, и эффект сотрудничества, содружества, партнёрства.
Такие уроки имеют и другие преимущества: раскрепощают детей, дают возможность им высказаться. Дети не боятся ошибаться, с удовольствием учатся ориентироваться в потоке информации. Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, нужно как-то ее видоизменить, Если это картинка, опишите ее словами, если это фраза, представьте ее в виде схемы или рисунка. Такой подход делает обучение не только эффективным, но и более интересным. В такой работе происходит рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; школьники включены в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющие отражение личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
По словам Мэла Левина, «самые лучшие ученики — это те, кто лучше всего может пересказать что-либо своими словами». При этом информация разбивается на более мелкие части, которые легче перефразировать и запомнить. Те, кто умело делают записи, пользуются этим принципом, не записывая все слово в слово. Часто повторяю детям мысль К.Н. Боуви: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». И мне это очень помогает.
Уверена, что проблема интеграции в процессе обучения всегда останется актуальной, и системно-деятельностный подход - основа при решении заявленной проблемы. Именно интеграция имеет высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствуя созданию нового, целостного, системного взгляда на мир.