Теоретико-методологические подходык руководству школьным самоуправлением

Теоретико-методологические подходык руководству школьным самоуправлением
Шапран Татьяна Вадимовна
Педагог – организатор МБОУ СОШ №18

Процесс демократизации управления образовательным учреждением предполагает постепенный переход на государственно-общественные формы самоуправления образовательным учреждением.
В законодательстве России (Новый закон об образовании 2013) определены принципы образования, среди которых основными являются гуманизация и демократизация системы образования, свободное развитие личности, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к семье, Родине, окружающей природе [5].
Исходя из социально-исторической обусловленности и поставленных государством перед образованием целей, задача развития системы школьного самоуправления и руководство процессом этого развития приобретает особую значимость.
Школьное самоуправление - это составная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых, демократических и этических принципов.
На наш взгляд - подлинная и основная гуманистическая функция деятельности школьного самоуправления – это изменение самосознания школьников, когда каждый сознательно учится управлять собой и другими людьми на демократических основах качественно и продуктивно. Школьное самоуправление как результат дает школьникам понимание соотнесения своих помыслов, ценностей и поступков с мыслями и делами коллектива, помогает соотносить свое поведение и других в соответствии с принятыми социальными нормами. А современному государству нужны ответственные, самостоятельные, компетентные граждане, способные управлять собственным саморазвитием и развитием различных государственных систем и процессов.
Объект исследования – теоретико-методологические подходы к процессу руководства школьным самоуправлением в современных условиях средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – школьное самоуправление как отдельная значимая часть воспитательной системы в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования - изучить систему школьного самоуправления и определить условия эффективного руководства ее развитием.
Гипотеза исследования – процесс развития школьного самоуправления будет эффективным, если он обеспечен методическим, психолого-педагогическим руководством, поддержкой и сопровождением.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу в аспекте развития идей школьного самоуправления.
Выявить социальные, методические и психолого-педагогические условия руководства школьным самоуправлением.
Проведённый нами анализ позволяет сделать вывод о наличии значительного потенциала для роста самоорганизации и гражданской активности среди учащихся школ.
Одним из признаков качества работы школьного самоуправления является высокое гражданское сознание его лидеров, опирающееся на гражданские ценности и правовые нормы.
Обобщая рассмотренные нами пути и проблемы эффективности деятельности школьного самоуправления, мы пришли к следующему выводу: процесс развития школьного самоуправления будет эффективным, если он обеспечен методическим, психолого-педагогическим руководством, поддержкой и сопровождением.
Таким образом, роль деятельности структуры школьного самоуправления как ресурса формирования будущих граждан демократического общества - развитие управленческих качеств лидеров самоуправления и повышение социальной активности всех учащихся школы. Для этого, на наш взгляд, необходимо:
- пересмотреть концепцию социальной самоорганизации учащихся школы, направленную на раскрытие социального потенциала саморазвития учащихся с учетом их возрастных и иных особенностей личностного развития;
- развивать параллельно с лидерской концепцию сотрудничества, доступности форм социального управления для всех учащихся школы, а не только для избранных членов школьного самоуправления;
Решив поставленные задачи, мы достигли цель и доказали выдвинутую гипотезу.
Список использованных источников
Блонский П. П. Избр. педагогические произведения. М. : 1961. 448с.
Говорушкина JI. B. Самоуправление в школе гражданского становления. Целевая программа внедрения авторской модели самоуправления / JI. B. Говорушкина // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе 2012. № 4. С. 10-23.
Комарова H. H. Детское самоуправление как фактор самореализации школьников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н.Комарова. Кострома, 2007. 150 с. Библиогр. : С. 150-169.
Макаренко А. С. Тезисы о самоуправлении. М. : Прогресс, 1978. 234с.
Новый закон об образовании / Закон об образовании 2013 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


·