Творческая презентация «Моя профессия — лучшая» Реализация системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной работы на уроках биологии в рамках ФГОС


Тверская область
Торжокский район
МОУ Мирновская СОШ им.А.А.Воскресенского
Учитель биологии Гарманова Елена Владимировна
Творческая презентация «Моя профессия - лучшая»
Реализация системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной работы на уроках биологии в рамках ФГОС
1.Добрый день, уважаемые коллеги! Я - счастливый человек! Моя жизнь полна детских улыбок и радостных лиц, ведь моя профессия - учитель! Профессия учителя многообразна. Я очень люблю свою работу, конечно, подчас очень сложную, но всё-таки такую интересную и разнообразную! Профессия учителя является уникальной в своем роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде.
2. Современный педагог должен быть нацелен на организацию учебной деятельности учащихся, предполагающую самостоятельную работу школьников по добыванию знаний под руководством учителя, соединяющую познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда. Я, «Дирижер» своего детского оркестра, только направляю их мелодии-знания в нужное русло. А весь свой опыт они старательно добывают сами, не замечая, какие усилия нужно приложить, чтобы понять материал, разобраться в нем, научиться применять его на практике.
3. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
4. В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся. Поэтому, и моя творческая презентация посвящена теме: «Реализация системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной работы на уроках биологии в рамках ФГОС»
5. Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции ФГОС ООО - направлен он на повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
6. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
7. Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Самостоятельная работа вынуждает, а потом и приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в итоге добывать знания.
8. Любая самостоятельная работа на уроке имеет конкретную цель, а ученик определяет пути ее достижения. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным и психофизиологическим возможностям ребенка. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
9.Самостоятельная работа учащихся на уроке биологии может быть в следующих формах:
1. Работа с книгой. Задания могут быть направлены на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, при закреплении знаний о строении семян двудольных растений самостоятельная работа с текстом учебника предполагает выполнение следующего задания: прочитать текст о строении семян и на его основе составить схему строения семени фасоли.
2. Работа с терминами. Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком. Для этого используются следующие приёмы: перевод терминов, поиск определений терминов в тексте учебника, работа по словарю, поиск понятий, относящихся к главному термину.
3. Лабораторные занятия. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда. После окончания лабораторной работы проводится проверка качества ее выполнения. Это может быть беседа, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании: взаимопроверка.
Организуя такую самостоятельную работу, возможно, осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
4. Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Учащиеся распределяются на группы, составляют план экскурсии и выполняют работу по нему. Можно предложить учащимся задания на инструктивных карточках.
5. Сообщения. С целью расширения знаний по изучаемой теме учащимся рекомендуется чтение научно-популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека. В этом им помогает школьная и сельская библиотеки, интернет, а также дидактический материал, собранный в кабинете биологии. Сделав подборку учащиеся оформляют ее в виде сообщения, с которой выступают на уроке. 6. Проектно-исследовательская деятельность. Начиная с 5 класса, дети учатся готовить проекты. Этому виду деятельности уделяется время не только на биологии, но и на элективном курсе «Я-исследователь».
А здесь самостоятельности и деятельности - целый океан. Важно сначала научить, потом помочь, подсказать, а дальше дети сделают все сами. Это показатель их системно-деятельностного подхода в обучении.
17. Самостоятельная работа на уроке вырабатывает у учащихся наблюдательность, практические навыки работы с документами, научным текстом, биологическими объектами. Формируются умения анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи. Все это способствует повышению качества знаний и обеспечивает развитие личности ученика. А к этому и должен стремиться педагог!
Спасибо за внимание!