Реализация системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной деятельности учащихся


Реализация системно-деятельностного подхода через организацию самостоятельной деятельности учащихся Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер проблема превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного трудаАктуальность этой проблемы бесспорна т.к. Для решения проблемы необходимо: научить самому добывать знанияподдерживать и развивать интерес к предметуформировать умение анализироватьпрививать навыки исследовательской работыразвивать логическое мышление учить работе со справочной литературой, с современными источниками информациипоказывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самосто-ятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский Цельизучить и внедрить организацию самостоятельной работы школьников и условия ее успешной реализацииЗадачи развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельностинаучить их самостоятельно овладевать знаниями научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа является: -средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся-средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности-средством развития их умственных способностей. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а при необходимости и доказывать свое мнение. Основная причина неумения ученика работать самостоятельно Его не учили работать. Виды самостоятельной работы Приобретение новых знаний (работа с учебником, выполнение наблюдений , работ аналитико-вычислительного характера)Закрепление знаний при решении упражненийПрименение знаний в решении практических задач Применение знаний в усложненной ситуации ( поиск новых способов решения задач) Работа с учебникомЧтение текста вслух;Чтение текста про себя;Воспроизведение содержания прочитанного вслухОбсуждение прочитанного материалаРазбиение прочитанного текста на смысловые части. Самостоятельное составление плана прочитанногоРабота с рисунками и иллюстрациями.Работа над понятиями и терминами Формулирование заданий для обучающихся проанализируйте, докажите (объясните), сравните,выразите символом, создайте схему или модельпродолжите, обобщите (сделайте вывод)выберите решение или способ решения исследуйте, оцените, измените, придумайте На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий, например:поиск закономерностей; классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);задания с недостающими или лишними данными;выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;нестандартные и исследовательские задания. абвгдежзикРаспределите фигуры на 4 группы. Почему произведено именно это разбиение? Сформулируйте свои выводы. Классификация математических объектов Рассмотрите таблицы:0,130,1 + 0,1 + 0,1 0,1· 0,1· 0,12 + 2 + 2 + 2 + 2 2· 2· 2 · 2· 28 + 8 + 8 + 8 8 · 8 · 8 · 812 + 12 12 · 1211 + 11 + 11 11 · 11 · 110,1· 3252 · 5848 · 412212 · 211311 · 3Объясните, как связаны левый и правый столбцы каждой таблицы.Если вы догадались, что означает форма записи в правом столбце второй таблицы, представьте в виде произведения выражения: 54, 82, a3, b6. Поиск закономерностей  О чем говориться в задаче?— Что нам известно?— Какой вопрос ставится в задаче?— Можем ли мы сразу на него ответить?— Что нам нужно найти сначала?— Составим краткую записьпреобразование простой арифметической задачи в составную «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»задания с недостающими или лишними данными«В одной книге 45 страниц, а в другой 25. За сколько дней можно прочитать обе книги.» Решить наиболее рациональным способом.1+2+3+4+....+96+97+98+99выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения Работа над решенной задачейВведение в условие задачи новых данных;Изменение вопроса без изменения условия;Изменение условия без изменения вопроса;Изменение условия и вопроса;Исследование решения (Сколько способов решения имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Возможны ли другие методы решения? технология развития критического мышленияСтадия вызова: Прием «Поясните цитату»Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»Прием «Верите ли вы, что…»Прием «знаю- хочу узнать – узнал» знаюхочу узнатьКак складываются и вычитаются десятичные дробиКак десятичная дробь умножается на натуральное числоКак делятся десятичные дробиИлиКак десятичная дробь умножается надесятичную дробьКак десятичная дробь делится на натуральное числоКак десятичная дробь делится на десятичную дробь Стадия осмысления Это основная работа с текстом, здесь применяются такие приемы как :Прием пометки на полях(«V» – уже знал; «+» – новое; «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы)Прием «Сводная таблица»Прием «Тонкие и толстые вопросы» Здоровьесберегающие технологии  - соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота)- четкая организация учебного труда;- смена видов деятельности;- длительность применения ТСО;-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;-проведение физкультминуток и динамических пауз Технология проблемного обученияПостроить треугольник по трём заданным углам:90º 45º 60º 110 º 100º 30º Игровые технологии (5-6 классы) Активизируют деятельность; Помогают выработать речевые умения, навыки; Стимулируют умственную деятельность; Развивают внимание и познавательный интерес к предмету. чаще всего я использую игровые моменты «Реши примеры и составь слово», решение кроссвордов, решение задач на смекалку, игры и конкурсы между группами. Технология уровневой дифференциации В учебниках И.И.Зубаревой « Математика 5-6 кл» упражнения дифференцированы по четырем уровням сложности:задания на прямое применение алгоритма;задания, требующие простых рассуждений;задания, направленные на формирование у детей способности к усидчивости, развитие внимания, умения сосредоточиться.задания, требующие от учащихся значительных умственных усилий — это задания на смекалку, текстовые задачи и т. д. Регулятивные УУД: принимают и сохранять учебную цельпланируют ее реализациювносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность. в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки определяют степень успешности выполнения своей работы Коммуникативные УУД: проявляют уважительное отношение к одноклассникамприобретают умения учитывать позицию собеседника организовывают и осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками.осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи Познавательные УУДустанавливают причинно-следственные связиосуществляют подведение под понятие распознают объекты строят рассуждения в форме связи простых суждений овладевают навыками решения проблем участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характераосуществляют поиск необходимой информации Условия ее успешной реализации самостоятельной работы учащихся1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер2. Самостоятельная работа должна побуждать ученика работать напряженно3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы4. Для самостоятельной работы в дальнейшем нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время6. Задания, предлагаемые для творческой самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс 8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.