Памятка при проверке сочинения — рассуждения Эксперту ЕГЭ
Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ
Негрубые ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.
2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.
3. Слитное-раздельное написание наречий типа : по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.
4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.
5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6. В собственных именах нерусского происхождения:Боккаччо, Мери и Бэла.
7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, - это глобус.
8. Отсутствие точки в конце предложения .9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он знак подаст , и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)
Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и морфологических условиях: * толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две ошибки ; *чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ; *ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки , НО: *раздроженный, * очеровать =две отдельные ошибки.
Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: * зачеруй, *очерован, *очированный.
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну : * аппеляция = одна ошибка , НО: *об апелляцие = две ошибки.
Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки!!!
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки : рапотает, роман стоится.2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о- глядел, пок-рыл.3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах : рэкет, пленер, Мариетта.4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:взволнова(Н,НН)ы.5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.7. Написание фамилий с первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати- поле.9. Отсутствие тире в неполных предложениях.10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.11. Замена одного знака препинания другим.12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , - резонеры.16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( ,) в частности.17. В передаче авторской пунктуации . Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.
Классификация грамматических ошибок
№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый , надсмехаться ,вовнутрь. Искание смысла жизни.Тиранство.
2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает врем я. Билет с плацкартом. Новыекрема.
3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красившевыглядит.
4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями . Обоим сестрам.
5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихние дети
6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее.
7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8 Нарушение управления Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла?
10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я 'хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница.
12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство…
Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже.
13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
14. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?
16 Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
17. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
18 . Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришёл в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
19. Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении
Классификация речевых ошибок
№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.
5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.. Этот роман–вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?»
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к ревизору.
7. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественныеособенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор.
8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера…
10. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой..11. Искажение состава фразеологизма
Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.