Картотека игр с песком и водой



Фандеева Е.Л., воспитатель
ГБ ДОУ ЛНР ЯСОТ №38 «Солнышко»
Игры с песком.
ОСЕННЯЯ КАРТИНКА
 
Цели: развитие внимания, связанного с координацией движений;
развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
развитие пространственного мышления,
развитие умений выполнять действия по инструкции,
коррекция умения сравнивать величины.
Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».
 
Ход занятия:
1.  Психнастрой2.  Речевой настрой: Раз вдохнули, два вдохнули,
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
3.  На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.
- отпечатаем ладошки;
- «погружаем» ладошки в песок;
-   возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?
(с неговорящими детьми комментарий проводит взрослый).
4.  Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).
Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка!  Как мы ее назовем?
5.  Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.
6.  Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом. Спасибо, до свидания.
 
 
 
СЕКРЕТЫ МОКРОГО ПЕСКА
 
Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу);
научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур,
стабилизация эмоционального состояния.
 
Ход занятия:
1.  Приветствие.
2.  Психнастрой.
3.  Повторение свойств сухого песка.
4.  Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)
Выливаем    немного   воды,    перемешиваем    так,    чтобы   половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.
Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).
Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.
 
 
 
ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
 
Цель: Развитие мышления, моторики.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
 
Ход игры:
Предварительная работа с песком - «Чувствительные ладошки», логомоторная и пространственно-временная ориентация.
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж...
Что же это?.. (Карандаш)
 
Сели птицы
На страницы
Знают быль и небылицы. (Буквы)
 
Белый камушек
Растаял,
На доске
Следы оставил. (Мел)
 
Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться сумели. (Лук)
 
Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы)
 
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тех, кто в речку угодил,
Вниз утащит..(крокодил).
 
Итог занятия.
 
 
 
ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ
 
Цель: Развитие и коррекция цветовосприятия, восприятия величины, научить детей определять количество слогов в словах, прохлопывая цвет цветка.
Стимульный материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.
 
Ход игры:
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию:
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Два слога в верхнюю сажаем,
Три слога в центре оставляем.
Четыре слога — в третью грядку.
Теперь все вроде по порядку.
Итак, начнем сажать, друзья!
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.
2.  Где чаще всего можно встретить этот цветок?
3.  Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку про цветы 
 
 
УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ
 
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
 
Ход игры:
Ребенку предлагается, используя устное описание, угадать, что спрятано в песке. Для самопроверки - отыскать. Можно задать направление поиска: справа вверху, слева внизу и т.п.
Итог занятия
 
 
 
ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ
 
Цель: Ознакомление  с  окружающим   миром,   развитие  мышления, речи, моторики.
Стимульный материал: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.
 
Ход игры:
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.
Итог занятия
 
 
 
ГОСТИ В ОГОРОДЕ
 
Цель: Ознакомление  с окружающим  миром,   развитие  мышления, речи, моторики.
Стимульный материал: Игрушечный домик, песочница, фигурки Вани, Козы, Петуха, Барана, Зайца, овощей, счетные палочки - заборчик. 
Ход игры:
Взрослый рассказывает историю:
Нынче Ваня очень занят –
У него не счесть забот,
Грядки нынче полет Ваня,
Поливает огород.
Ох, трудна моя работа,
Ох, болит спина и бок,
Ох, устал я отчего - то,
Ох, пойду посплю часок.
Нынче много дел у Вани,
У него не счесть забот -
Только лег на лавку Ваня –
Гости входят в огород.
 
- Это я, Коза Козловна!
Ме-ме-е-е-е, хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выберет Коза?)
 
- Это я, Петух Петрович!
Ку-ка-ре-ку-у-у-у – хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что заберет Петух?)
 
- Это я, Баран Бараныч,
Бе-е-е-е – хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выберет Баран?)
 
- Это я, Косой Зайчишка!
Скок - поскок, хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выбрал Заяц?)
 
Нынче много дел у Вани,
У него не счесть забот,
Только встал с скамейки Ваня –
Гости мигом из ворот.
- Где морковь, а где капуста?
Лук исчез, пропал салат...
Ох, беда, на грядке пусто –
Кто же в этом виноват?!
 
-Ты один и виноват!
 
По окончании истории взрослый предлагает огородить грядки - помочь Ване сделать забор из цветных палочек.
Итог занятия
 
 
 
КОВЕР-САМОЛЕТ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ
 
Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.
Стимульный материал: Треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.
 
Ход игры:
Взрослый рассказывает сказку.
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет,
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.
 
 
 
ДЕТСКИЕ СЕКРЕТИКИ
 
Цель: развивать мышление, воображение.
Стимульный материал: Песочница, набор миниатюрных игрушек.
 
Ход игры:
У взрослого готова карта-схема с условными обозначениями домов, леса, гор, рек и т.д. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
 
 
 
ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ
 
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Стимульный материал: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.
 
Ход игры:
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета.
Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
 
 
 
ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ
 
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
 
Ход игры:
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
 
 
 
СТРОИТЕЛИ НА СКАЗОЧНОМ ОСТРОВЕ
 
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Стимульный материал: Блоки треугольной, прямоугольной и квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, людей, конверт с письмом.
 
Ход игры:
Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.
В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный.
Замки, башни и дворцы
Возвели строители-творцы.
 
Но черные тучи вдруг набежали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться только успели,
Огонь, ураган и дождь налетели.
 
Разрушено все: только камни одни.
Вот что осталось от этой страны.
Теперь не существует дивной красоты.
Остались лишь одни мечты, что...
 
На этом письмо прерывается.
Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения.
1.  Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?
2. Что это был за человек?
Взрослый: Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
 
 
 
ГОРОД, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ
 
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы...
Стимульный материал: Две песочницы, миниатюрные фигурки.
 
Ход игры:
Дети рассматривают большую демонстрационную песочницу, а в маленькой строят город - дома, улицы, транспорт, сады и парки. Попутно повторяем с детьми сведения о родном городе. Те, кто может читать, выкладывают из букв пластмассовой азбуки название города - Херсон.
 
 
 
СЕКРЕТЫ ЗЛОЙ КОЛДУНЬИ
 
Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики;
развитие и коррекция навыков тактильного восприятия;
коррекция счетных навыков;
развитие навыков произвольного слушания, выполнения многоступенчатой инструкции, данной в стихотворной форме;
развитие фонетико-фонематического слуха;
развитие мыслительных процессов анализа, сравнения, обобщения;
развитие речи, накопление словарного запаса, коррекция звукопроизношения.
Оборудование: песочницы с сухим и влажным песком, миниатюрные игрушки, цифры, буквы.
 
Ход занятия:
1.  Психнастрой.
Раз вздохнули, два вздохнули,
Хлопнули в ладошки...
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
2.  Чувствительные ладошки
... Мне приятно, я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. Вы тоже это чувствуете?
Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?
Мне неудобно держать так руки. А вам? Что сделать, чтобы рукам вновь было удобно и приятно? Может, подвигать ими?
•   «поскользим», как змейки, всей ладонью, кулачками, каждым пальцем;
•   создадим отпечатки ладошек, кулачков, каждого пальчика...
•   «поиграем» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь так же, только по бортику песочницы. Сравните ощущения, где приятнее, где легче, где труднее?
•   Я спрячу руку в песке, а вы ее освободите. Аккуратно, чтобы я не почувствовала.
3.  Что же спрятано в песке?
Закройте, пожалуйста, глаза - посмотрите на наших гостей. Так, а теперь повернитесь.
В песке что-то спрятано. Что? Что нашел Коля? А что нашел Вадим? Это цифры. Вадим, возьми столько палочек, сколько указывает тебе цифра. Коля, а ты возьми столько, сколько указывает тебе твоя цифра. У кого палочек больше? У кого меньше? Напишите каждый свою цифру. Молодцы!
А теперь я приглашаю вас в сказку. Только это очень непросто. Вы хотите? Тогда перейдем сюда, (к песочнице с влажным песком).
Ну, что? Потянулись, прогнали усталость, начали!
 
В одну волшебную страну пришла беда большая.
В нее прокралась в темноте колдунья очень злая.
Одну зверушку захватила, и тут же в палку превратила
А буквы имени ее в темницу бросила, на дно.
 
Что делать, и куда бежать? Зверушку надо выручать!
Ну что, ребята, вы готовы? Там испытания суровы!
 
Тогда вперед! Сейчас река, а через реку два мостка.
Из буквы Ж и буквы Ш(строим реку и устанавливаем два мостка)
Спокойно вспомните слова, где буквы Ж и буквы Ш(называем слова с этими буквами)
 
Ну, вот, река и позади... Но дальше нет у нас пути
Дремучий лес вслед за рекой стал непролазною стеной.
(сажаем лес из елок, деревьев, веточек)
Лесные звери, помогите! А вы скорей их назовите!
(дети называют, а психолог подает соответствующую игрушку)
 
Гора возникла на пути - ни обскакать, ни обойти!
(строим гору)
Как научиться нам летать? Пора на помощь птичек звать!
(называем любых птиц)
 
И птички помогли нам в горе. Теперь на берегу мы моря.
(строим море)
Но как же переплыть нам море?
Ведь это - не широко поле.
Давайте хором рыбок звать! (называем рыб с помощью гостей)
Вы молодцы! Отлично звали.
И вот пришли. Здесь буквы бедные томятся
Нам надо их освободить, и имя правильно сложить.
Как только имя расшифруем, зверюшку мигом расколдуем.! 
Итак, заданье к первой букве. Найдите общий звук в словах «Машина», «Музыка» и «мак». – М.
Вторая буква, вам на страх, есть даже сразу в трех словах - «Столы», и «Крыша», и «шары». Вы отгадали? Это - Ы.
А третья есть в словах «Шалаш», «Шарф», «Шапка», «Шкаф» и «Ералаш» - ШНу, а четвертую сейчас вы отгадаете на раз. Слова здесь: «Кошка», «Кукла», «Лук». - К
Ну, а последнюю, друзья, не отгадать никак нельзя. «Арбуз», «Акула», «Ананас» - здесь буква спрятана от нас. - А
Кого же мы расколдовали? Как имя мы его узнали?
Дети читают   «МЫШКА»
Да, мышка - небось,
еще дрожит, трусишка!
А все, ребята, только вы –
Вы мышку бедную спасли!
 
По окончании сказки - итог и прощание.
 
 
 
ПИСЬМЕНА НА ПЕСКЕ
 
Цели: обучение грамоте, тренировочные упражнения в узнавании образа буквы, ее написании, развитие фонематического слуха, мелкой моторики, активного слушания.
 
                        Ход занятия:
Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем создавать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое время научиться самим создавать буквы - лепить их и... писать.
Игра "Город волшебных букв" (Стихи Д.Фролова):
Давайте строить Город Букв!
Песок у нас здесь есть.
Пусть каждый нарисует сам
Какие буквы есть!
На пары делимся друзья,
Здесь ты сидишь, а рядом - я,
Ты лепишь буквочку мою,
А я должна слепить твою.
Вот так мы весело играем
Из букв мы Город собираем!
Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: "Вылепи, пожалуйста, мою букву!". Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют, песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.
Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: "Я - вылеплю букву, а ты - выкопай ее". Или: "Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я..." И другие.
Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. Сначала пальчиком, потом -палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печатными буквами известные и любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то оказывается засыпанной песком (может, в этом виноват ветер, мышки и другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стертое слово (разве это возможно было бы на бумаге?).
А теперь "прикоснемся" к письменным буквам. И помогут нам в этом Змейки (простые веревочки с узелком на месте головы). Сначала ребенок, взяв "змейку" за голову или хвост, просто (без отрыва) проводит ей по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он держит ручку, плавно "идет по змеиному следу" (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).
Следующий шаг. Ребенок берет змейку за голову, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, петельки. Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Ведь на первых порах для них письмо карандашом и ручкой оказывается практически невозможным.
А дальше - сложнее... (Стихи Д.Фролова)                                            
Змейки на песке играли
И хвостом слова писали,
За узором шли петельки –
Это - письма маме Змейке.
Но пронесся ветерок,
И засыпал все песок...
И в печали мама-Змейка:
Письма не прочесть никак!
Как узнать ей о змеятах?
Что случилось? Где? И как?
Ты теперь у нас Волшебник!
Допиши скорей слова,
Выручи ты маму-Змейку
Доброй силой Волшебства!"
Взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью веревочки знакомое слово, ребенок его читает. Теперь, можно предложить ребенку засыпать любую часть слова песком. А потом - восстановить его, написав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вариант - ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачитывания и просмотра написанного.
 
 
 
ПЕСОЧНАЯ АРИФМЕТИКА  
Цели и методы работы те же, что и в предыдущем занятии, только упор делаем на цифры.
 
 
 
ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ
 
Цели: продолжать знакомство с буквами, тренировочные упражнения в чтении;
для слабых детей - следование за сюжетом сказки, подкрепляя необходимыми деталями.
 
                        Ход занятия:
"В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море - в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу). У гномика был домик (в это время вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком, или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. - Вы просите ребенка "посадить" дерево). Гномик о нем заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя - его звали "С-с-с". Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву "С"). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: "С-с-с"! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: "С-с-с!". Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: "С-с-с". Когда он злился, он говорил: "С-с-с!". Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: "С-с-с!" (Важно вместе с ребенком произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он "ожил"). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.
На другом конце этой сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок "сажает" его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его - О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил:-"О-о-о-о! " Когда он грустил, он тихонько говорил: "О-о-о". Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: "О-о-о-оГ Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву "О"). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой сказочной стране.
Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочницы)! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок "сажает" цветы около домика)? Это еще один житель сказочной страны. Познакомьтесь - гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и другие жители этой сказочной страны, может произносить только свое имя: "К-к-к!" Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?
Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице).
Вот на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них/естественно, произнес свое имя. (дети говорят удивленно: "С-с-с!" и" О-о-о!"). Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Им даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились, вдруг..! Каждый из них произнес: "С-о!" и: "О-с!" Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: "С-с!" и: "О-о!"
Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: "С-с-о-о!" и: "О-о-с-с!" В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.
Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: "К-к-к!" А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...
Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: "СОК!" И вдруг... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока!
Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!
А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал, что он не одинок, и когда им захочется, они вновь встретятся.
Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы..."
В процесс подобных игр наряду с игрушками Вы вводите буквы. Например. Гномик С (фигурка гномика) жил в домике (строится домик). На крышу, дверь или окна Вы помещаете букву С. Рассказывая историю гномика, неоднократно акцентируем внимание ребенка на эту букву. Важно, чтобы ребенок научился соотносить изображение буквы на домике и одежде сказочного существа (чтобы гномик нашел дорогу к своему домику). То же происходит и с другими персонажами. Наша задача постепенно изъять игрушки из песочницы, оставив одни буквы.
 
 
 
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПЕСОЧНИЦЕ
 
Детям предлагается полная свобода выбора. Занятие диагностическое.