Статья Использование элементов сказкотерапии с детьми с ОВЗ через воспитательные часы

МБОУ «Школа №17» г. Абакан республика Хакасия
воспитатель группы продленного дня Савельева Ольга Леонидовна

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ через воспитательные часы.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий, являющийся инновационным методом в работе с детьми ОВЗ, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у данных детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами,  тревожными переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс проигрывания сказки позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми с ОВЗ. Работа с детьми с ОВЗ проводится в два этапа:
Педагогическая работа - это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию..
Психокоррекционная работа - это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, собственно психокоррекционную работу, рисование или изготовление поделок по мотивам сказок.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Может примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Виды сказок, которые применяются в сказкотерапии:
народная и авторская сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства сопереживания, долга, взаимопомощи, сочувствия и т.д.;
обучающая и развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Варианты работы со сказкой:
нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
сделать постановку сказки в виде настольного, кукольного, театра, инсценирования детьми.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми включает в себя:
«Слушаем сказку»
«Рассказываем сказку»
«Показываем сказку»
«Рисуем сказку»
Результат:
развитие творческих способностей, памяти, внимания, мышления, речи, обогащение словаря, общей и мелкой моторики, изобразительных навыков;
оптимизация эмоциональной сферы, межличностного взаимодействия школьников.
2. Беседы:
«Твоя любимая сказка»
«Чтение младшим детям»
«Сказочный персонаж»
Результат:
развитие представлений детей о сказках, коммуникативных качеств школьников.
3. Практические задания:
«Рассказываем сказку»  (с помощью опорных схем, иллюстраций);
«Показываем сказку» (инсценировка знакомой сказки, теневой театр);
«Рисуем и лепим сказку».
Результат:
развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, изобразительных навыков,
оптимизация межличностного взаимодействия,
4. Выставка рисунков, поделок.
Результат:
развитие творческих способностей,
повышение самооценки,
оптимизация эмоциональной сферы, межличностных отношений школьников.
Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние, как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.

Литература:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2010.


jђ Заголовок 315