Использование сказкотерапии в работе с детьми. Презентация.


Использование сказкотерапии в работе с детьмиПедагог-психолог МОУ «Школа-гимназия №6» г. ДжанкояШин Людмила Юрьевна «Сказка - ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок»Сказка - это один из первых видов художественного творчества, скоторым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша,который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научитьсяслушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогаетребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений. Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить своюдетскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи.В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильноерусло - русло самопознания и безграничного творчества. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение» Д. Родари

СказкотерапияСказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяетмягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решаяпри этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а такжеодним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если уребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческиепроблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, иувидеть различные пути их решения. Виды сказок (классификация Зинкевич - Евстигнеевой): Художественные сказки Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.   Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным. Диагностические сказкиДиагностические сказки позволяют определить наличиепроблемы у ребёнка, а также определить его характер иотношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточнозастенчивый, с повышенным уровнем тревожности.Диагностическая сказка может способствовать выявлениюсостояния ребенка, о которых он не хочет или не может говоритьвслух. Психокоррекционные сказкиПсихокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять наповедение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения наболее продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, тоесть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенкуположительный пример поведения, и нет ничего удивительного, чторебенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будетстремиться пользоваться примером положительного героя в борьбесо своими страхами и проблемами.  Медитативные сказкиМедитативные сказки активизируют положительные эмоции детей,учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок являетсяотсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные   сказки  рассказываются под специальную музыку,способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают,вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию ссамим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказкипрост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делаетглубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вамиотправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...»или «в волшебный лес…» Чтение сказки и её анализЦель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждойсказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:О чём сказка?Что запомнилось больше всего?Какие герои запомнились? Почему?Что случилось с тем или иным персонажем?Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?Какие чувства, какое настроение после сказки?Случается ли такое в жизни, по-настоящему?Случались ли у тебя похожие ситуации?Чему мы можем научиться у этой сказки?Приёмы работы со сказкой: Приёмы работы со сказкой:Рассказывание сказок:Рассказывание сказки от первого или третьего лица.  Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.  Проигрывание эпизодов сказки, драматизацияПроигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторыеэмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки вролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надоотдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точнобудут проиграны.Постановка сказок с помощью куколРаботая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.Рисование по мотивам сказки-  рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;любимого сказочного героя, сказочной страныРисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.Приёмы работы со сказкой: Структура сказкотерапевтического занятия содержит:Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч,ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонькоприоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, используетразнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в какихситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.РезюмированиеОбобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитательподводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего назанятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимостьприобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, вкоторых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.Ритуал «выхода из сказки».  Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились». {E8B1032C-EA38-4F05-BA0D-38AFFFC7BED3}Жили – были…Начало сказки, встреча с ее героями. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью, и приписать герою все переживания ребенка. Из – за этого….Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.КульминацияГерои сказки справляются с трудностямиРазвязка                                               Результат действий героев сказки:«-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан;«+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.Развязка коррекционной сказки должна быть позитивнойМораль сей сказки такова…Герои сказки извлекают уроки из своих действий,их жизнь радикально изменяетсяСочинение сказокДля того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:   Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения.Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогическихздоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!