Презентация Приемы работы с гиперактивными детьми на уроке и во внеурочное время


Приемы работы с гиперактивным ребенком на уроке и во внеурочное время Детей с расстройством внимания и гиперактивностью достаточно много. В школе такие дети  постоянно мешают учителям. На уроках они с трудом дожидаются своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, поскольку не выслушивают их до конца. Сосредоточиться больше чем на  10-15 минут они не способны. Невнимательность, быстрое переключение с одного занятия на другое создают проблемы при общении со сверстниками. Такие дети способны вывести из себя даже самых спокойных взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают. Их именуют «неуправляемыми». Эта патология в международной психиатрической классификации именуется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проблемы, связанные с СДВГ, очень распространены среди школьников.  Проявления СДВГ заключаются в том, что дети испытывают сложности с концентрацией внимания на деталях;  делают ошибки в домашней работе и других видах деятельности. Они не слушают, что говорит учитель;  не следуют инструкциям, не  доводят работу до конца; с большой неохотой выполняют задания, для которых требуется длительное умственное напряжение.Их отвлекают любые посторонние стимулы, они встают с места, легко переходят от одного вида деятельности к другому.Таким детям очень сложно ждать – они импульсивно выкрикивают  ответ ещё до того, как вопрос произнесён до конца, не выносят очередей. Это сопровождается эмоциональными нарушениями (неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам).Из-за  «плохого» поведения возникают сложности с общением – дети мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в беседы или игры). Могут возникать нарушения координации (дети не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы), частичные задержки развития (отставание в развитии школьных навыков не менее чем на два года), нарушается сон (бессонница, трудности с засыпанием, «чуткий» сон и пр.). Факторы, которые могут способствовать возникновению СДВГ:генетический фактор, токсикозы 1-й и 2-й половины беременности,кислородное голодание (гипоксия) плода,курение будущей матери во время беременности,употребление алкоголя,удушье (асфиксия) новорожденного, родовые травмы, органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша,неблагополучная психическая обстановка, в которой растёт ребёнок (холодная атмосфера, жестокость).





Правила работы с гиперактивными детьмиУдастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики учителя. 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.Учителя должны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. 2. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностямГиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10-15 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, вытереть доску, раздать тетради, поднять "случайно” оброненный карандаш и т. д. А когда ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.К сожалению, гиперактивный ребенок не может поддерживать активное внимание в течение всего урока. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. 3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.Психологи заметили: Чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. 4. Использовать тактильный контактС этой целью можно посадить ребенка рядом с учителем (за первую парту). Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий "включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации 5. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка "озвучить” правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.6. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 7. Использовать в работе метод предупреждений.Метод предупреждений позволяет направить внимание ребенка на важный материал. Ребенка персонально предупреждают о том, что начинается важный материал, который надо слушать внимательно: педагог может обратиться к нескольким детям в классе с просьбой быть особо внимательными (это делается с целью не выделять сложного ребенка на фоне остальных, не вызывать у него протестных реакций). 8. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. 9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущееПоощрять даже за маленькие успехи. Было бы ошибкой полагать, что невнимательный ребенок не старается. Просто его старания часто не приводят к удовлетворительному результату. Однако внутри себя он полагает, что приложил немало усилий. Низкая оценка его деятельности приводит его к убеждению, что егостарания бессмысленны. Это повод, чтобы перестать «шевелиться». Однако бывает, что, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?Они не учитывают того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной для него комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя "хорошо”, но уже не сможет сосредоточиться на задании.В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.