Статья: Системно-деятельностный подход в образовательном процессе СПО

Статья на тему: Системно-деятельностный подход в образовательном процессе СПО
В настоящee время практически всe стpaны мирa, в том числе и Российская Федерация, осознали Bажность и нeoбxoдимocть изменения системы образования, чтобы обучаемый, дейcтвитeльнo, яBлялся центральной фигурой педагогического процесса, чтобы его учебная деятельность находилась в центре Bнимания преподавателей. Это нужно для того, чтобы Bыпускники разных учебныx завeдeний, в том числе средних профессиональных учреждений,  были готовы и способны гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных обстановках, при этом самостоятельно приобретать необходимые знания. Кроме того, быть коммуникабельными; грамотно работать с информацией; самостоятельно работать над развитием своей нравственности, интеллекта, уровня культуры, генерировать новые идеи и творчески мыслить.
По нашему мнению, можно сформировать и развить все вышеперечисленные способности личности применяя в обучении системно-деятельностный подход, который предполагает глубочайшее исследование и знание педагогом всех сторон личности обучаемого, его возможностей, эталонов, потребностей, мотивов деятельности. 
Понятие системно-деятельностного подхода существует с 1985 г.  Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии   и психологии. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь - это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Системно-деятельностный подход – лежит в основе стандартов нового поколения, которые ориентированы   не на само содержание образования, хотя с ним связаны, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест. Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат.  При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.
При  подготовке к очередному уроку, нужно помнить, что основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучаемые должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. И с этим нельзя не согласиться. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Именно поэтому, в своей профессиональной деятельности каждый раз, составляя проект очередного урока по преподаваемым нами дисциплинам, мы задаем себе одни и те же вопросы:
-Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования и обеспечить их достижение? - Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? - Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся?
- Как обеспечить рациональное сочетание всех этих компонентов?
Сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Будущему работнику, претендующему на конкурентоспособность, требуется такая общая и профессиональная подготовка, которая даст ему возможность быть востребованным на рынке труда в любой момент.
С нашей точки зрения, подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование компетентности в сфере профессиональной, в сфере социальной и личностной. Только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетенции может обеспечить современному выпускнику профессионального учебного заведения конкурентоспособность на рынке труда.
Именно использование системно-деятельностного подхода направлено на развитие этих компетенций, которые являются залогом успешной подготовки конкурентоспособных специалистов.


15