Урок Логоритмическое занятие в группе коррекционной направленности


Царевская Екатерина Валерьевна
учитель-ЛогопедМАДОУ МО г.Краснодара «Детский сад №221»
Логоритмическое занятие в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития в смешанной группе.
Образовательная область: «Коммуникация», «Музыка»
Интегрированные области: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».
Тема: «Листопад»
Цели: уметь внимательно слушать команды педагога, действовать в соответствии с ними; развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и просодическую сторону речи, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности; пополнять и активизировать словарь детей по теме «Осень»; развивать у детей слуховое внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, координацию речи с движением, чувство ритма, физиологическое и речевое дыхание, умение петь и правильно брать дыхание, умение владеть своим голосом; приобщать к музыкальному искусству, развивать у детей музыкальность, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Оборудование: тематические карточки, листья с деревьев; развивающая дорожка; корзина.
Организация деятельности
I. Организационный момент
Дети входят в зал под звучание мелодии «Осенний вальс» Фредерик Шопен,
и садятся на места.
Логопед:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелый по ветру летят;
Лишь в дали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко красные вянущих рябин.
А.ТолстойДорогие ребята мы сегодня с вами отправляемся на прогулку по осеннему лесу, давайте возьмемся за руки и пройдем по нашей дорожке.
II. Упражнение на развитие внимания, координация речи с движением
«На лошадке»
Ехали дрожки (дети ходят, высоко поднимая колени)По стежке-дорожке,По стежке-дорожкеРовнее ладошки.Лугом, лесочком (двигаются прямым галопом),Через реку, мосточком,С кочки на кочкуВприпрыжку, вприскочку.По оврагам, по камням (скачут),По ухабам, по корням.Прямо в яму –БАМ! (Быстро приседают.)
III. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» (на музыку С. Коротаевой)
Здравствуй, дружочек, (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)Здравствуй, дружок! Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки идут по кругу.)Дружно по кругу с тобою пойдем, Здороваться вместе начнем! – Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперед руки.)– Хлоп, хлоп! (Хлопают.)– Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.)– Топ-топ! (Топают.)
– Здравствуйте, наши ладошки! Поворачивают ладошки.– Хлоп, хлоп! Делают «тарелочки»– Здравствуйте, наши коленки! (Гладят колени ладошками.)– Шлеп, шлеп! (Шлепают ладонями по коленям.)– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)– Здравствуй, дружок! Галопом поскачет наш дружный кружок. (Двигаются боковым галопом по кругу, руки на пояс.)Легкие ножки по кругу бегут,На месте стоять не дают.– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)– Здравствуй, дружок! Быстро кружится наш ровный кружок. (Взявшись за руки, легко бегут по кругу.)Резвые ножки быстро бегут,И остановятся тут.– Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Качают головой.)– Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперед.)
Логопед: Молодцы ребята все у вас получилось, смотрите: «Что это впереди – деревья? А какие?» (показ карточек, уточнения названий деревьев, цветовой палитры, окраски листьев).
IV. Дидактическая игра «С чего листочек».
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем, (дети идут по кругу)
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (бегу, затем остановившись выбирают из корзины понравившийся лист и называют с какого он дерева),нужно правильно назвать с какого дерева листочек.
V. Фонопедическое упражнение «В лесу»
Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…» – штро-бас на связках.)Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у…», делая glissandoсверху вниз от самого низкого до самого высокого регистра.)Шелестят листья на ветру. (Поизносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.)Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,…» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.)Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «Ква-а-а..» в низком регистре.)Зудят комары. (Пропевают «з-з-з…», делая glissando вверх-вниз.)Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух» : 1-й слог самым низким,2-й слог – самым высоким голосом.)
VI. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу или в воздухе)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками друг о дружку.)
VI. Танец
Логопед: ребята вот и закончилась наша с вами прогулка, давайте скажем матушке природе спасибо и станцуем танец осенних листьев. (Дети встают вкруг вместе с педагогом, взявши в руки листья, выполняют движения под мелодию вальса).
Список используемой литературы:
Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М., Сфера, 2005.
Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М.,. Аверсэв,, 2004.
Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.
Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.
Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие — М., 2002.