Программа ОРКСЭ (светская этика) 4 класс УМК Данилюк А.Я.


Департамента образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы

Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



«Рассмотрено»
на заседании ШМО председатель методического объединения





Протокол № _________
«____»_________2015__ г.

«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР


/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /



«____»_________2015_ г.

«Утверждаю»
директор школы



/ Ю.В. Андросова /



Приказ № _________
«____»_________2015__ г.



Рабочая программа
по Основам религиозных культур и светской этики
Основы светской этики
для 4 класса

1 час в неделю/ 34 учебных часа

на 2015 – 2016 учебный год








Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель истории и обществознания
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» предназначена для учащихся 4-го класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики», планируемых результатов начального общего образования. Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2013 г.
Программа включает материал по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса и рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа по обществознанию на ступени начального общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Основы религиозных культур и светской этики») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в начальной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в подготовке учащихся 4 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие четвероклассниками основополагающих ценностей и мировоззренческого опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
«Основы религиозных культур и светской этики» - учебный предмет в начальной школе, фундаментом которого являются воспитание патриотизма, формирование готовности к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию, ознакомление с основными нормами светской морали. «Основы религиозных культур и светской этики» как учебный предмет в начальной школе акцентирует внимание учащихся на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Общая характеристика курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Главная цель изучения курса «Основы религиозных культур светской этики» в современной начальной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления мировоззренческого опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности. Вклад начальной школы в достижение этой цели состоит в базовой подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе:
Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в детском возрасте, повышение уровни ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего школьного возраста;
овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.

Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на ступени начального общего образования в качестве обязательного предмета в 4 классе в общем объёме 34 часов, т.е. 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного модуля «Основы светской этики»
В основе учебно – воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Требования к результатам изучения курса
К важнейшим личностным результатам изучения обществознания в 4 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения обществознания в 4 классе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями адекватного использования речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Предметные результаты изучения «Основ религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса включают:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
умение находить нужную социальную информацию в различных источниках и адекватно ее воспринимать;
осознание ценности человеческой жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе

Введение (1 час)
Для чего необходимо изучать «Основы религиозных культур и светской этики».

Раздел I. Россия – наша Родина. (4 часа)
Символы государства: герб, гимн, флаг. Культурные традиции России. Россия – многонациональное государство.

Раздел II. Мораль. (8 часов)
Что такое мораль. Особенности морали. Добродетель и порок. Добро и зло. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм. Дружба.

Раздел III. Семья. (8 часов)
Род и семья как первые объединения людей. Фамилия. Родословная.

Раздел IV. Нравственность. (8 часов)
Что такое нравственность. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы.

Раздел V. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. (2 часа)
Жизнь человека – высшая ценность. Жизнь человека – это связь настоящего с будующим.

Раздел VI. Любовь и уважение к Отечеству. (3 часа)
Уважение к истории Отечества. Знание традиций и обычаев многонациональной Родины.


Планируемые результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур познания позволяет определить структуру подготовки обучающихся 4 класса по «Основам религиозных культур и светской этики» в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения данного предмета в 4 классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Работа с различными обществоведческими источниками:
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).

2. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) о цивилизационном развитии мира

3. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
раскрывать смысл, значение важнейших обществоведческих понятий

4. Работа с версиями, оценками:
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в мировом сообществе

5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде


Календарно – тематическое планирование учебного материала по Основам религиозных культур и светской этики
для учащихся 4 класса на 2015 – 2016 учебный год

Количество часов в курсе: 34 (1 - в неделю).
№№ уроков
Название темы
Количество часов
Сроки изучения темы
(неделя месяца)
Формируемые УУД
Оценивание: формы, сроки

1
Введение: что изучают Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе
(1урок)
1 неделя сентября

Личностные:
устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
формировать свою позицию о важности всех изучаемых в школе предметов для современного человека
Познавательные:
устанавливать межпредметные связи с литературным чтением, окружающем миром, изобразительным искусством


2 - 5
Тема 1
Россия – наша Родина
(4 урока)
2 – 4 неделя сентября
1 неделя октября

Познавательные:
знать основные символы РФ: герб, гимн, флаг
выделять главные, существенные особенности изучаемого предмета
устанавливать и применять межапредметные связи с литературой (как в литературе описывается история России)
Регулятивные:
уметь работать с различными справочниками и использовать их как источник знаний
показывать границы РФ на политической карте мира
пояснять российские государственные символы
объяснять понятия по теме
составлять связный и чёткий рассказ по тексу учебника и др. источникам знаний
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
формировать собственное мнение по проблеме



6 - 13
Тема 2
Мораль
(8 уроков)
2 - 4 неделя октября
1 – 4 неделя ноября
1 неделя декабря
Познавательные:
знать определение морали
выделять главные признаки морали
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (описание судеб семей)
Регулятивные:
определять моральные черты личности и представлять это в виде сообщения
определять моральные нормы человека
приводить примеры
анализировать текст
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение


14 - 21
Тема 3
Семья
(8 уроков)
2 - 4 неделя декабря
2 – 4 неделя января
1 - 2 февраля

Познавательные:
сформулировать черты современной семьи
выделять главные причины появления рода и семьи
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (рассказы о семье)
Регулятивные:
определять роль семьи в современном обществе
определять необходимые качества семейного человека
анализировать художественные картины
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение



22 - 29
Тема 4.
Нравственность
(8 уроков)
3 - 4 неделя февраля
1 – 4 неделя марта
3 неделя апреля

Познавательные:
сформулировать основные черты нравственности
знать золотое правило нравственности
устанавливать и применять межпредметные связи с литературой (нравственные идеалы как необходимое начало во взаимоотношениях между людьми)
Регулятивные:
определять роль нравственных начал в истории и представлять это в виде сообщения
определять нравственности в культуре Отечества
анализировать документ
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение


30 - 31
Тема 5.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
(3 урока)
2 – 4 неделя апреля

Познавательные:
сформулировать значение жизни человека в системе нравственных координат
приводить примеры важности сохранения жизни человека
Регулятивные:
определять необходимость воспитания в себе любовь и уважение к сохранению жизни человека
анализировать документ
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение



32 -34
Тема 6.
Любовь и уважение к Отечеству
(3 урока)
1 – 4 неделя мая

Познавательные:
сформулировать значение Отечества для человека в системе нравственных координат
приводить примеры важности Отечества в жизни человека
Регулятивные:
определять необходимость воспитания в себе любовь и уважение к истории Отечества
анализировать документ
Коммуникативные:
уметь работать в группе
участвовать в обсуждении
давать отзыв на ответы других учащихся
Личностные:
проектировать ситуацию на себя, формировать собственное мнение






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя методические пособия:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», Данилюк А.Я. Программы. 4-5 класс. Москва. «Просвещение», 2012 г.,
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.. Книга для учителя 4-5 класс. Москва. «Просвещение», 2013 г., привлечены материалы CD-дисков ко всем шести модулям курса ОРКСЭ:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2013 г
В работе используются материалы следующие интернет-ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Специализированный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Информация на портале размещена в следующих разделах:
"Новости и СМИ об ОРКСЭ",
"Нормативные материалы",
"Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», "Региональный опыт апробации".
4. Для обмена мнениями на портале располагается форум
Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок «Основы религиозных культур и светской этики» (методические разработки). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Основы религиозных культур и светской этики. 4 - 5 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Демонстрационные таблицы по разделам «Человек», «Общество», «Политика», «Экономика», «Социология»

5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер

Список литературы, использованной при составлении программы:
1.Федеральный общеобразовательный стандарт начального общего образования.
2.Концепции духовно - нравственного развития и и воспитание личности гражданина России.
3.Авторская программа Данилюка А.Я.

15