Классный час Права и обязанности. К Всемирному дню прав ребенка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бажирская основная общеобразовательная школа








Классный час
6 класс
«Права и обязанности.
К Всемирному дню прав ребёнка»

Классный руководитель
Кунц Татьяна Борисовна


Цели:
Познакомить учащихся с международными документами о правах человека и закреплёнными в них правами ребёнка.
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.
Помочь разобраться в понятиях «права» и «обязанности», уметь их разделять.
Воспитывать уважение к правам других людей.
Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам.







18 ноября 2013

«Нет прав без обязанностей,
Нет обязанностей без прав».
Карл Маркс


Введение в тему
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с материалом о правах и обязанностях. 20 ноября в мире отмечают как Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребёнка». Сегодня мы будем говорить о ваших правах, то есть детей.
Сначала мы сыграем в игру «Имена». Вы должны назвать своё имя и придумать прилагательное, которое начинается с этой же буквы. Я начинаю: (примеры)
Татьяна – терпеливая;
Татьяна – творческая, трудолюбивая;
Владислав – весёлый;
Алексей – активный, аккуратный;
Екатерина – естественная;
Марина – миниатюрная, маленькая, милая;
Зоя – завистливая, задиристая, задорная;
Константин – крепкий, коренастый, красивый;
Дарья – деловая, добрая;
Роман – разговорчивый, решительный, радушный;

Каждый человек, родившись, имеет право на имя. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? Конечно, первый документ, который вы получили и где эта информация подтверждается, это свидетельство о рождении. А вы помните о том, что ещё написано в свидетельстве о рождении? Да, там вписаны имена ваших родителей – мамы и папы. А ещё там записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что наше государство защищает ваше право на имя. А какие ещё есть права? (Дети называют, учитель помогает)
- Право на жизнь
-Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право на имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению)
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Все эти права прописаны в Конституции, указах, Конвенциях, Декларациях. А разрабатывают всё это государственная Дума, то есть наши депутаты, которых выбирают ваши родители, а утверждает Президент нашей страны. Давайте познакомимся с отдельными терминами: право, права человека, свобода.
Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить достойно.
Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо не запрещённом законом.
Мы только что перечислили основные права человека. У них есть отличительные черты, которые необходимо знать.
Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они люди.
Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедования, национального и социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству – права человека являются всеобщими.
Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
Чтобы жить достойно, все люди имеют одинаковое право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются «неделимыми».
Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей.
Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства и доброй репутации. Карл Маркс точно подметил: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
Экскурс в историю
10 декабря 1948 года, в Париже, в только что построенном Дворце де Шайо Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Впервые в истории человечества был сформирован всеобщий свод законов, касающийся защиты прав человека, к которому могли бы присоединиться все государства и на которые возлагают надежды все люди.
Всеобщая декларация построена на принципе, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку. Этого достоинства, а так же права на свободу и равенство не может быть лишён никто. В Декларации содержится подробное изложение прав и свобод каждого человека. В нынешнем веке она по-прежнему остаётся главным источником права в правозащитной области и способствует развитию всеобщего движения в защиту прав человека.
Соблюдение прав человека начинается с того, как общество относится к своим детям
20 ноября 1959 года Организация Объединённых наций приняла ещё один исторический документ – Декларацию прав ребёнка. Этот договор является наиболее полным перечнем прав ребёнка и является первым документом, наделяющим эти права силой международного права.
Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября в 1990 году. Это авторитетная международная организация возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединённых Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали это соглашение, согласились защищать права детей. Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, а ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Конвенцией признаётся тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать должным образом особенности традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития каждого ребёнка.
Необходимость в особой защите предусмотрена во Всеобщей декларации прав человека, в международном пакте о гражданских и политических правах, а так же в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
Закрепление
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.
Давайте посмотрим на примерах как ученики знают права:
Папа задал вопрос сыну: «Ты почему не вынес мусорное ведро и не купил хлеба?» И получил ответ: «Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей!
·» Прав ли мальчик? ( Нет, он не прав, мусор он должен вынести за собой и хлеб он долженкупить и для себя тоже. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Мама тоже имеет право на отдых. Ей одной трудно вести хозяйство. Сын должнен уважать её право и помогать ей. Этот мальчик хорошо знает Конвенцию «О правах ребёнка», но он не знает, что обязан уважать права других людей.)
Директор спрашивает Петрова: «Ты почему бегал на уроке математики по классу?» Он ответил ему: «Ну и что? Я имею право на перемещения!» Правильно ли рассуждает Петров? (Нет. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей).
В каких случаях нарушены права героев произведекний?
Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей, Имею ли я такие же права как все дети? (конечно, Маугли имеет все права. Согласно Конвенциияется каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Маугли ещё нет 18 лет, значит, он ребёнок и имеет те же права, что и все дети).
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право? (1. Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет права унижать его человеческое достоинство. 2. Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет права подвергать Маугли жестокому обращению, насилию и оскорблениям. 3. Согласно Конвенции «О правах ребёнка» Маугли имеет право на перемещение. 4.Согласно Конвенции «О правах ребёнка» Маугли имеет право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей).
Вот видите, согласно Конвенции «О правах ребёнка», каждый ребёнок, даже неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права? (1. Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки. 2. Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на уважение его достоинства).
Сценки из школьной жизни. Обсудите.
Сценка №1
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: Вы не имеете права меня заставлять дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!
Учитель: Объясните, пожалуйста, Оле, в чём она не права.
Дети(примерно): Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного (как и у каждого в классе). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.
Сценка №2
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Учитель: Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав.
Дети: (примерно)Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Вывод
Как же примирить права одних людей с правами других?
- Если ты будешь уважать права других людей, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.


Литература:
А.В.Давыдова. Классные часы 5 класс М: ВАКО, 2013
Е.Н.Степанов, М.А.Александрова. Методические разработки воспитательных дел в классе. М: Творческий центр, 2005
Т.Н.Максимова. Классные часы 2 класс М: ВАКО, 2013
Газета «Досуг в школе», №4, 2009
5. Т.Н.Максимова, Н.Н.Дробинина. Классные часы 3 класс М: ВАКО, 2013





























Классный час
«Права и обязанности»
(к Всемирному дню прав ребёнка – 20 ноября)

Нет прав без обязанностей,
Нет обязанностей без прав
К. Маркс

Права детей

Право на жизнь.
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.


1948 год – Всеобщая декларация прав человека.
1959 год – Декларация прав ребёнка
1990 год (2 сентября) - Конвенция «О правах ребёнка» Резюме
всеобщей Декларации прав ребёнка

Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение.
Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.
Каждый человек имеет право на равенство перед законом.
Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом.
Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.
Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав.
Никто не имеет права заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.
Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.
Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана.
Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или дела вашей семьи без уважительной причины.
Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.
Каждый человек имеет право выехать в другую страну искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.
Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.
Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.
Каждый человек имеет право на владение имуществом и личными вещами.
Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, также право, при желании, менять свою религию.
Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.
Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.
Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.
Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.
Каждый человек имеет право на труд в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также вступать в профессиональные союзы.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания.
Каждый человек имеет право ходить в школу.
Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.
Каждый человек имеет право уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.
Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное мнение.
Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определённых настоящей Декларацией.

Резюме
Конвенции о правах ребёнка

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Дети имеют право на медицинский уход.
Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Дети имеют право на отдых.
Дети имеют право на безопасные условия жизни.
Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы или солдат.
Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Дети имеют право на своё мнение и на собрания для выражения своих взглядов.

Помни!!!

Нет прав без обязанностей,
Нет обязанностей без прав.