Календарно-тематическое планирование по литературе (профильный уровень) 10 класс по программе Беленького


Название раздела
программы

Тема урока

Количество часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки

Вид
контроля


Элементы
дополни-
тельного
содержания



Дата










По плану
По факту

1-2.
Общая характеристика эпохи.
Особенности литературного процесса рубежа веков.

2

Лекция с элементами беседы
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX – началеXX в. Разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Модернизм. Символизм, акмеизм и футуризм.
Знать историко-культурную ситуацию в России на рубеже веков; понимать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX - начала XX в. с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние. Знать понятия:
«модернизм», «декаданс», «серебряный век».
Фронтальный опрос




3.
Литература первой половины XX века
И.А.Бунин. Художественный мир писателя.

1
Лекция.
Сообщение
Биография. Этапы творчества.
Знать основные этапы творчества.
Пересказ, лекции.





4-5

Традиционные темы русской поэзии в лирике И.А.Бунина
2
Практикум
Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!...», «Последний шмель», «Седое небо надо мной», «Слово».
Уметь производить анализ поэтического произведения, понимать философичность и тонкий лиризм лирики Бунина.
Выразительное чтение, чтение наизусть, интерпретация.




6.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
1
Комбинированный урок
Анализ. Философское содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско» Роль детали. Символ.
Уметь формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героям, анализировать
язык произведения
Анализ произведения.




7.

Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
1
Практикум
Своеобразие стиля Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд.
Уметь анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
Анализ произведения.




8-9.

Рассказы Бунина о любви: «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Холодная осень».

2
Практикум
Тема любви в рассказах «Чистый понедельник»,
«Легкое дыхание», «Холодная осень». Поэтичность женских образов.

Аналитический пересказ.
Теория: психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.
Анализ произведения




10.

«Вечные» темы в рассказах И.А.Бунина. Рассказ «Темные аллеи».
1
Практикум
«Вечные» темы в рассказах Бунина: счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом.
Уметь анализировать произведение, понимать своеобразие художественной манеры Бунина. Теория: соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали.
Анализ произведения




11.

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

1
Лекция.
Сообщение
Обзор биографии и основных этапов творчества.

Знать основные этапы жизни и творчества.





12.-13

А.И.Куприн. «Талант любви» в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».
2
Практикум
Любовь как высшая ценность мира. Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры. Символическое звучание деталей.

Уметь анализировать произведение с т. з.
содержания. Определять роль детали.

Анализ произведения





14.

Подготовка к сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
1
Лекция. Практикум
Особенности творчества великих русских писателей И.А.Бунина и А.И. Куприна. Интерпретация одного из произведений.
Уметь видеть особенности поэтики писателя. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, составлять письменное высказывание.
Сочинение домашнее




15.-16

Л.Н. Андреев «Иуда Искариот».
2
Комбинированный урок
Краткий очерк жизни и творчества. Проблема любви и предательства. Изображение противоречий и сложностей бытия. Выразительное и изобразительное в художественных образах Л.Н. Андреева.

Знать основные этапы творчества. Знать содержание рассказа. Уметь анализировать художественное произведение
Анализ произведения




17

Очерк жизни М.Горького. Романтизм Горького.
1
Лекция.
Сообщение.
Этапы жизни и творчества М.Горького.

Знать основные этапы творчества.
Пересказ лекции




18.-19

Романтические рассказы. Особенности композиции рассказов . «Старуха Изергиль»
2
Комбинированный урок
Раннее творчество. Поэтическая условность и символика образов в романтических рассказах.
Романтические рассказы:
«Старуха Изергиль»,
Особенности романтизма Горького. Композиция рассказов.
Знать содержание рассказов. Уметь анализировать художественное произведение.
Анализ произведения




20.

М.Горький. рассказ «Челкаш»
1
Практикум
Проблема героя в прозе Горького. Тема поиска смысла жизни. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького.
Знать содержание рассказов. Уметь анализировать художественное произведение. Уметь составлять сравнительную характеристику героев художественного произведения.
Анализ произведения




21.-22.

Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне».
2
Лекция-практикум
Социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.
Новаторство Горького-драматурга.
Сценическая судьба пьесы.
Уметь анализировать драматическое произведение.
Выявлять конфликт, анализировать его развитие.
Теория: Социально-философская драма как жанр драматургии





23

«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в драме «На дне».
1
Практикум-дискуссия
Роль Луки. Обсуждение проблемного вопроса: « Во что веришь, то и есть»? Прав ли Лука?
Уметь участвовать в диалоге, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Анализ образа.




24.-25.

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».
2
Практикум-дискуссия
Характеристика героев. Позиция героев пьесы и авторская позиция по отношению к вопросу о правде.
Уметь давать характеристику героям, определять авторскую позицию, аргументировать свое мнение.





26.

Письменная работа по творчеству Горького
1
Практикум
Романтические рассказы Горького. Пьеса «На дне».
Уметь составлять письменное высказывание по проблемному вопросу.
Самостоятельная письменная работа.




27




Русская поэзия и проза конца XIX начала XX века
Серебряный век русской поэзии
1
Лекция.
Сообщение.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений:Анненский, Цветаева.
Знать литературную ситуацию рубежа веков. Знать понятия «Серебряный век», «модернизм»
Пересказ лекции




28.

Символизм.
«Старшие» символисты и младосимволисты.
И.Ф. Анненский, Ф.Сологуб, А.Белый.
1
Лекция-практикум
Символизм.
Истоки русского символизма.
Знать определение символизма и его истоки. Знать представителей символизма, особенности их поэтики.
Пересказ лекции




29.

Поэзия В.Брюсова.
1
Лекция-практикум
Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Энциклопедическая образованность. Особенности поэтики В.Брюсова. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Стихотворе-
ния «Юному поэту», «Грядущие гунны».
Анализ поэтического произведения.
Чтение наизусть




30

Поэт-символист Андрей Белый
1
Лекция-практикум
Жизнь и творчество А.Белого (обзор).Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Стихотворения «Из окна вагона», «Друзьям», «Посвящение».

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.




31.

Поэзия К.Д. Бальмонта.
1
Лекция-практикум
Творчество К.Бальмонта: стих-ния «Кинжальные слова», «Безглагольность» и др. как выражение «говора стихий». Цветопись и звукопись Бальмонта.
Анализ поэтического произведения
Анализ стихотворения




32.

Акмеизм.
1
Лекция
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Закрепить понятие об акмеизме. Понимать отличительные особенности акмеизма.

Пересказ лекции




33.

Мир образов Н.Гумилева.
1
Лекция-
практикум.
Поэт Н.Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай» и др. Романтический герой лирики Гумилева. Экзотика. Яркость, праздничность восприятия мира. Трагическая судьба поэта после революции.
Уметь выразительно читать поэтические произведения.
Уметь анализировать произведение.
Чтение наизусть




34-35.

Футуризм. «Эгофутуризм» И.Северянина.
2
Лекция
Футуризм. Манифест футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Обзор творчества футуристов. Эгофутуризм.
И.Северянин и его поэзы.
Неологизмы в произведениях Северянина. Грезы и ирония поэта.
Знать: футуризм, эгофутуризм. Уметь воспринимать и анализировать стихотворное произведение.
Пересказ, лекции
Творчество И.Северянина



36

Крестьянская поэзия. Н.А.Клюев.
1
Комбинированный урок
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 в. в творчестве Н.А.Клюева и С.А.Есенина.
Знать и понимать особенности творчества крестьянских поэтов в конкретной исторической эпохе. Уметь выразительно читать произведения.
Выразительное чтение. Анализ и интерпретация.




37-38.

Судьба поэтов Серебряного века (обобщение).
2
Урок-обобщение
Сообщения уч-ся о поэтах Серебряного века: З.Гиппиус, и.Анненский, Ф.Сологуб.
Уметь работать с дополнительным материалом, самостоятельностроить монологический ответ, выступать перед аудиторией.
Теория: символизм, акмеизм, футуризм.
Тест
Сообщения, проекты.




39-40.

А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

2
Лекция-
практикум
Биография; творчество. Отражение фактов биографии в творчестве. Особенности поэтики «Стихов о Прекрасной Даме». «Вхожу я в темные храмы».
Знать основные этапы творчества. Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать.
Чтение наизусть. Анализ.




41-42

Мотивы и образы лирики. А.Блока
2
Практикум
«Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», Фабрика». Тема города в творчестве Блока.
Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать.
Выразительное чтение. Анализ или интерпретация.




43-45

«Это все о России» (А.Блок). Тема Родины.
3
Лекция- практикум
Анализ стихотворений Блока
о России: «Русь», «Россия», стихов цикла «На поле Куликовом».
Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать.
Чтение наизусть. Анализ, интерпретация.




46-47

А.Блок . «В страшном мире». Стихотворения.
2
Практикум
Стихотворения «Незнакомка», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе». Образы страшного мира в поэзии Блока.
Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать
Чтение наизусть




48-49.

Поэма А.Блока «Двенадцать».
2
Аналитическое чтение
Поэма «Двенадцать».
Особенности сюжета. Образы-символы в поэме. Художественные особенности поэмы. Полемика 5вокруг поэмы.
Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, анализировать образы, определять роль художественно-
изобразительных средств.
Тест




50-51.

В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского
2
Лекция-
практикум
Автобиография «Я сам» Раннее творчество. Стихотворения: «Ночь», «Нате», «Послушайте».

Знать основные этапы творчества. Умение воспринимать и анализировать поэтический текст.
Умение выразительно читать.
Пересказ лекции




52-53.

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.
2
Практикум
Тема поэта и поэзии. «А все-таки», «А вы могли бы?» «Юбилейное». Новаторство Маяковского: обновление поэтической лексики, приемы развернутой метафоры.
«Лиличка!»
Уметь формулировать тему, идею, проблематику, анализировать
язык произведения.

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.




54

Маяковский и революция.
1
Практикум
Поэт и революция. Послеоктябрьское творчество.
«Ода революции», «О дряни», «Прозаседавшиеся».
Умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.
Анализ стихотворений.




55

Особенности любовной лирики В.Маяковского
1
Практикум
Стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Уметь анализировать стихотворное произведение, понимать метафору Маяковского, видеть новаторство Маяковского(ритмику, рифму, неологизмы, графику стиха)
Анализ стихотворений.
















56-57

Поэма Маяковского «Облако в штанах».
2
Практикум
Мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви.
Уметь выделять социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения
Анализ произведения




58-59

Сочинение по творчеству Маяковского
2
Сочинение
Творчество В.В.Маяковского.
Уметь составлять развернутое письменное высказывание на заданную тему, а также самостоятельно формулировать тему сочинения.
Сочинение.




60-62.

Сергей Есенин как национальный поэт.
3
Лекция с элементами беседы.
Биография. Этапы творчества.
Особенности творческого метода. Русь как основная тема есенинского творчесва. Народно-песенная основа есенинской поэтики. Цветопись в поэзии Есенина, сквозные образы есенинской лирики.
Стихотворения для анализа:
«В хате», «Гой ты, Русь моя родная!»,
«Не бродить, не мять», «Спит ковыль, равнина дорогая», «Русь советская» . «Письмо матери». «Мы теперь уходим понемногу», «Я покинул родимый дом».
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Теория: имажинизм; биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений.
Анализ стихотворений
















63.-64

Любовная лирика Есенина.
2
Комбинированный урок
Тема любви в творчестве Есенина. Анализ стихотворений из цикла «Персидские мотивы»; поэмы «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Цветопись, сквозные образы лирики Есенина.

Анализ стизотворений. Чтение наизусть.




65-66

Природа и человек в лирике Есенина
2
Практикум
Анализ стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу», «Неуютная жидкая лунность», «Цветы мне говорят - прощай»
Выразительное чтение, интепретация стихотворений Есенина.
Выразительное чтение.




67-68

С.Есенин .Поэма «Анна Снегина»
2
Комбинированный урок
Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. Соотношение лирического и эпического начал.
Умение воспринимать и анализировать поэтический текст.
Теория: лирическая поэма.
Аналитический пересказ




69.

Подготовка к сочинению по творчеству С.Есенина
1
Сочинение
Творчество С.Есенина: интерпретация стихотворений, анализ поэмы
Уметь интерпретировать лирическое произведение
Домашнее сочинение.




70.

М.И.Цветаева
1
Лекция
Жизнь и творчество.
Этапы жизни и творчества М.Цветаевой. Сложная судьба М.Цветаевой Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия, вдохновенное творчество. Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь.

Пересказ лекции, сообщения




71-72.

Основные темы творчества М.И.Цветаевой
2
Лекция-практикум
Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано», «Имя твое – птица в руке», «Кто создан из камня», «Тоска по Родине! Давно» Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
Умение анализировать произведение в контексте исторической эпохи. Умение выразительно читать поэтические произведения
Анализ стихотворений.




73

М.И.Цветаева. Лирика.
1
Практикум.
Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Стихотворения «Идешь на меня похожий», «Молодость», «Роландов Рог», «Куст».
Уметь выразительно читать изученные, соблюдать нормы литературного произношения. Знать теоретические понятия. Уметь анализировать стихотворения с т. з. формы и содержания.
Чтение наизусть.




74-75.

Тоска по мировой культуре в творчестве О. Мандельштама.
2
Лекция-практикум.
О. Мандельштам - крупнейший поэт акмеизма. Основные этапы творчества. Особенности поэтики разных периодов творчества. Стихотворения: «Бессонница», «Гомер», «Тугие паруса», «Я вернулся в мой город» ,»За гремучую доблесть грядущих веков».
«Notre Dame» и др.
Знать понятие акмеизма, представителей. Основные этапы творчества О. Мандельштама.

Чтение наизусть.
Анализ стихотворений.




76-77

Анна Ахматова – «голос своего поколения».
2
Лекция-практикум.
Эволюция лирической героини. Гражданский пафос поэзии Ахматовой. Христианские мотивы творчества. Стихотворения: «Песня последней встречи», Сжала руки», «Я научилась просто, мудро жить», «Заплаканная осень», «Творчество».
Умение выразительно читать поэтические произведения анализировать их, строить монологическое высказывание.

Чтение наизусть.





78-79.

Тема Родины в лирике А. Ахматовой.
2
Практикум
Тема Родины и гражданского мужества.
«Мне голос был. Он звал утешно», «Мне ни к чему одические рати», Анна Ахматова. «Родная земля».
Умение выразительно читать, анализировать произведения. Давать эстетическую оценку поэтическим произведениям.
Чтение наизусть. Анализ стихотворений.




80-81

Поэма Ахматовой «Реквием».
2
Лекция.
Аналитическое чтение
Трагизм поэмы «Реквием». Тема народного страдания и скорби.
Умение анализировать произведение в контексте исторической эпохи.
Анализ произведения.




82.

Сочинение по лирике А. А. Ахматовой или по отрывку из поэмы «Реквием»
1
Урок контроля.
Анализ стихотворения или отрывка из поэмы «Реквием».
Уметь создавать связный письменный текст. Уметь анализировать поэтическое произведение.
Домашнее сочинение




83-85.
Б.Пастернак.
Б.Пастернак. Творческий путь. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы поэзии.
3
Лекция-практикум
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака.
Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь».
Умение
Выразительно читать поэтические произведения. Умение анализировать
Чтение наизусть.




86-87.

Б.Пастернак.
Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие (обзор).
2
Лекция
Беседа
Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе «Доктор Живаго». Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.
Умение анализировать эпическое произведение в контексте исторической эпохи.
Анализ эпизода




88.

М.Булгаков. Жизнь. Творчество.
Личность.

1
Лекция. Беседа
Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя.

Знать: этапы жизни и творчества.
Пересказ лекции, сообщения.




89-90

М.Булгаков.
Роман «Мастер и Маргарита».
История романа. Жанр и композиция.
2
Лекция-практикум.
Значение романа, его судьба. Жанр. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Композиция романа.
Уметь определять жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции.

Анализ




91-93.

М.Булгаков. Три мира в романе «Мастер и Маргарита».
3
Практикум (анализ произведения)
Три мира: «древний ершалаимский, вечный потусторон-
ний и современный московский».
Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции.
Знать содержание романа. Уметь сопоставлять эпизоды, сравнивать героев.
Анализ





94-95

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
2
Практикум (анализ произведения)
Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.
Умение выявлять авторскую позицию. Анализировать героев произведения.
Анализ




96-97.

Сочинение по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2
Сочинение
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Уметь создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Сочинение.




98

Е.И.Замятин. Жизнь и творчество. Роман «Мы».
1
Лекция.

Обзор жизненного и творческого пути Е.Замятина. История создания романа «Мы».
Знать основные этапы творчества. Понимать особенности исторического периода, в который создавался роман «Мы».
Пересказ лекции.




99-100

«Мы» как роман антиутопия.
2
Практикум
Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.
Знать и понимать специфику жанра антиутопии. Уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя.
Аналитический пересказ




101-102
А.Платонов.
А.Платонов.
Рассказ «Сокровенный человек».
2
Лекция.
Беседа
Общий обзор литературного процесса 30-х гг.
А. Платонов. Трудная судьба писателя. Обзор творчества.
Высокий пафос и острая сатира в произведениях Платонова.
Своеобразная стилистика Платонова.
Рассказ «Сокровенный человек». Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего.
Умение воспринимать и анализировать художественное произведение в контексте исторической эпохи.
Аналитический пересказ




103.
М.А. Шолохов.
М.А. Шолохов
Жизнь. Творчество. Судьба.
1
Лекция
Жизнь, творчество, судьба писателя.

Пересказ лекции




104

Роман-эпопея
«Тихий Дон».
1
Лекция с элементами беседы.
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.
История создания. Жанр. Полемика вокруг авторства.
Знать содержание романа. Уметь сопоставлять художественные произведения, сравнивать их героев («Война и мир» Л.Н.Толстой – «Тихий Дон» М.А. Шолохов). Теория: роман-эпопея.





105-106

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
2
Беседа
Картины жизни донских казаков. Яркость характеров и жизненных коллизий.
Умение воспринимать произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно- следственных связях. Умение пересказывать и анализировать эпизод.
Анализ эпизода




107

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.
1
Беседа

Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов. Проблема гуманизма в романе. Антивоенная направленность романа.
Умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.





108.

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.
1
Беседа
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Правдивое изображение гражданской войны.
Умение строить устное высказывание по прочитанному произведению.





109.

Судьба Григория Мелехова.
1
Беседа
Григорий Мелехов – типичный герой эпохи. Трагедия Григория Мелехова.
Умение анализировать образ, давать характеристику герою.
Анализ образа.




110.

Григорий и Аксинья.
1
Беседа
Женские судьбы в романе.
Уметь сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Умение владеть культурой диалогической речи.
Сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»








111-112.

Семинар по роману-эпопее
«Тихий Дон».
2
Семинар
Вопросы семинара:
1.Образ Дона в романе
2.Языковая стихия в романе
3. Роль внутренних монологов в характеристике Григория.
4.Своеобразие и роль пейзажа в романе.
5.Сопоставление романов Л.Н.Толстого «Война и мир» и М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Умение самостоятельно анализировать произведение, строить устное высказывание.
Устное выступление, защита проекта.
Семинар по роману



113-114.

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
2
Сочинение
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Уметь создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Сочинение




115-116.
Литература русского Зарубежья.
.
В.В. Набоков. Краткий очерк жизни и творчества. «Машенька».

2
Лекция-практикум
Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.

Умение воспринимать и анализировать художественное произведение в контексте исторической эпохи.





117.

Г.В. Иванов, поэзия (обзор).
1
Практикум
Г.В. Иванов, «Холодно бродить по свету», «Закроешь глаза на мгновенье»
Умение
выразительно читать поэтические произведения. Умение анализировать произведение.
Выраз. чтение




118-119.
Тема Великой Отечественной войны.

Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда».

2
Беседа
Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова

Умение анализировать произведение в контексте исторической эпохи.

В.Некрасов «В окопах Сталинграда»




120-121.

К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой».
2
Беседа
Новое осмысление военной темы в творчестве К.Д. Воробьёва «Убиты под Москвой»

Умение анализировать произведение в контексте исторической эпохи.

К.Д. Воробьёв «Убиты под Москвой»



122-123.

В.П. Астафьев «Где-то гремит война».
2
Беседа
Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.
Умение анализировать произведение в контексте исторической эпохи.
Анализ произведения.
В.П. Астафьев «Где-то гремит война»



124-125.

Василь Быков «Сотников».
2
Беседа
Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.
Умение анализировать произведение в контексте исторической эпохи.
Сочинение




126-127.
Поэзия середины XX века.
Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого.
2
Практикум
Человек и природа в поэзии Заболоцкого.
Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики.
«В этой роще березовой»
«Завещание»
«Кто мне откликнулся в чаще лесной»
Умение
выразительно читать поэтические произведения. Умение анализировать произведение.
Чтение наизусть




128-129.

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика Твардовского.

2
Лекция, сообщения обучающихся
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Вся суть в одном- единственном завете», «Я знаю, никакой моей вины» «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом».
Умение анализировать лирическое произведение.
Анализ стихотворений.
Чтение наизусть




130-131.
Новый взгляд в литературе на трагические конфликты эпохи.
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
2
Лекция,
беседа
Значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны.
Публицистичность рассказа
«Один день Ивана Денисовича». Русский национальный характер в изображении Солженицына.
Знать содержание рассказа. Уметь анализировать произведение и высказывать свое мнение по поводу прочитанного.
Вопросы дискуссии




132-133.

«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына (обзор).
2
Лекция,
беседа
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководите
лей за настоящее и будущее страны.
Знать содержание рассказа. Уметь анализировать произведение и высказывать свое мнение по поводу прочитанного.





134--135.
«Деревенская» проза.
В.Шукшин. Рассказы. «Чудик», «Миль пардон, мадам!»
2
Лекция.
Аналитическое чтение
Деревенская проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей-кормилицей в рассказах В.Шукшина.
Уметь анализировать произведение и высказывать свое мнение по поводу прочитанного.





136-137.

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П.Астафьева «Царь – Рыба».
2
Лекция.
Беседа
Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, ее возмездия за безнравственность).
Знать содержание произведения. Уметь воспринимать произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях.
Анализ эпизода




138-139.

Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок».
2
Лекция
Практикум
Тема отцов и детей в повести. Высокая нравственность труженицы-матери и утеря нравственных ориентиров детьми.
Уметь анализировать произведение и высказывать свое мнение по поводу прочитанного.





140




Поэзия последних десятилетий XXвека.
Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» (обзор).
1
Лекция,
выступления обучающихся.
Роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны; краткий обзор-характеристика поэзии «шестидесятников». Творчество А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественско
го, Б.Ахмадулиной.
Знать особенности поэзии «шестидесятников.
Уметь выразительно читать стихотворения.
Сообщение о поэте (по выбору)




141.

Н.Рубцов. Слово о поэте.
Основные темы лирики и ее художественное своеобразие
1
Лекция-практикум
Связь «тихой лирики» с литературной традицией. Этапы творческого пути Н.Рубцова. Роль лирики Рубцова в истории русской поэзии XX в.
Умение анализировать поэтический текст. Навыки художественного чтения поэтического произведения. Навыки работы с литературой, умение составлять план конспекта лекции.
Чтение наизусть. Анализ стихотворений




142

Поэзия А.А.Вознесенского
1
Лекция-практикум
А.Вознесенский- мастер метафоры. Романтический пафос поэзии Вознесенского. «Конкретика» и «пластика» его стихов. Стихотворение «Пожар в архитектурном институте».
Уметь анализировать и интерпретировать поэтическое произведение.
Выразительное чтение.




143

Е.А.Евтушенко. Лирика.
1
Лекция-практикум
Е.А.Евтушенко. Раннее творчество поэта- «шестидесятника». Пронзительно-щемящая тональность стихотворения «Свадьбы».
Знать особенности творчества поэта Е.Евтушенко. Уметь анализировать и интепретировать лирическое произведение.
Выразительное чтение.




144-145.

Поэзия И.Бродского
2
Лекция- практикум
Обзор творчества.
Стихотворения: «На смерть Жукова», «На смерть друга», «Римские элегии».
Умение анализировать лирическое произведение.
Анализ стихотворения




146-147
Авторская песня
Авторская песня. Б.Окуджава.
2
Лекция- практи-
кум
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество Б.Окуджавы.
Умение анализировать поэтический текст. Навыки художественного чтения поэтического произведения. Навыки работы с дополнительной литературой.
Интерпретация произведений.




148-149.

В.С. Высоцкий.
2
Лекция- практи-
кум
Песенное творчество В.Высоцкого.
Умение анализировать поэтический текст. Навыки художественного чте74.ния поэтического произведения. Навыки работы с дополнительной литературой.
Выразительное чтение. Анализ.




150-151
Драматургия второй половины XX в.
Драматургия А.Вампилова Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын»
2
Лекция- практи-
кум
Жизнь и творчество(обзор). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.
Знать жанровые особенности драматических произведений.Уметь анализировать драматическое произведение исходя из особенностей эпохи.
Анализ.




152-153

Сочинение по произведениям русской литературы 2 пол. XX века
2
Сочинение
Темы:
1.Нравственны проблемы в повестях В.Распутина.2. «Тихая лирика» - «деревенская проза» - возрождение традиций. 3.Автопортрет «потерянного поколения» в пьесах А.Вампилова. 4. «Поэт в России больше, чем поэт» (по творчеству поэтов- «шестидесятников» 5. «Дай же ты всем понемногу» (темы и герои «авторской песни»).
Уметь создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Сочинение




154-157
Новые тенденции в русской литературе.
Литература на современном этапе.
4
Семинар
Общий обзор произведений последних десятилетий.(Т.Толстая, В.Пелевин, С.Довлатов и др.)
Навыки самостоятельной работы с литературой.
Пересказ лекции.
Защита проектов.




158-159

Новейшая русская поэзия
2
Лекция.
Направления, школы, группы в новейшей поэзии. Ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления новейшей русской поэзии.
Знать направления в новейшей поэзии. Уметь анализировать и интерпретировать поэтическое произведение.
Пересказ лекции. Анализ, интепретация. Выразительное чтение.




160.

Подготовка к сочинению
1
Сочинение
Сочинение по произведениям последних десятилетий.
Уметь создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Сочинение на свободную тему по произведениям последних десятилетий.




161.
Зарубежная литература XX века.
Лекция. Обзор.
1
Лекция
Общая характеристика зарубежной литературы XX в.
Знать основные тенденции развития зарубежной литературы XXв.
Пересказ лекции.




162-163

Д.Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (обзорное изучение пьесы).
2
Лекция. Практикум
Пьеса Шоу – «фантазия в русском стиле на английские темы»
Умение сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.

Б.Шоу
«Дом, где разбиваются сердца»



163-164.

Ф.Кафка «Превращение»
2
Лекция Практикум
Ф.Кафка и его новелла «Превращение». Соотношение искусства и действительности в новелле. Символические образы новеллы.
Умение анализировать форму литературного произведения. Теория литературы: Художественная деталь.
Аналитический пересказ.




165-166

А.Камю. «Посторонний»
2
Лекция Практикум
Абсурдность мира в повести «Посторонний»
Уметь анализировать произведение. Уметь участвовать в дискуссии и аргументированно отстаивать свое мнение.
Ответы на вопросы.
А.Камю. «Посторонний»



167

Федерико Гарсия Лорка. Стихотворения.
1
Практикум
Федерико Гарсия Лорка. Судьба, смерть, любовь – основные темы творчества Лорки. Стихотворения «Пейзаж», «Гитара», «А потом», «Селенье».
Уметь сопоставлять стихотворения Лорки с произведениями других авторов.
Анализ стихотворений. Выразительное чтение.




168

Э.М. Хемингуэй. «Старик и море».
1
Лекция. Практикум
Жизнь и творчество Хемингуэя(обзор). « Старик и море» - размышления о сущности человеческой жизни, о ее взаимосвязи с окружающим миром.
Умение сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.





169

Генрих Белль «Глазами клоуна»
1
Лекция. Практикум
Роман Г.Белля «Глазами клоуна» (фрагменты).
Уметь выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.


Генрих Белль «Глазами клоуна»



170.

Итоговый урок.
1
Поисковый
Подведение итогов.
Беседа: «Мои любимые уроки литературы».







15