Презентация районного семинара заместителей директоров по УВР Развитие личности обучающихся при условии применения системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе сельской школы


Развитие личности обучающихся при условии применения системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе сельской школыМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Софьинская средняя общеобразовательная школа2013-2014 учебный год Районный семинар заместителей директоров по УВР Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…А. Дистервег,немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий В основе учебного процесса – системно – деятельностный подходГлавным деятелем на урокедолжен быть РЕБЁНОК
4 столпа современного образования (Ж. Делор): Китайская народная мудрость« Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов Элементы сравненияТрадиционный урокУрок в режиме деятельностного подходаФормулирование темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяПостановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)Особенности урока в рамках деятельностного подхода Г.А. ЦУКЕРМАН, ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…» Основные компоненты образовательного процесса Мотивационно-целевой компонент Содержательный компонент Операционный компонент Рефлексивно-оценочный компонент Деятельностный подход в образовании учет интересов учащихся;учение через обучение мысли и действию;познание и знание - следствие преодоления трудностей;свободная творческая работа и сотрудничество Д.Дьюи. Деятельностный подход к обучению предполагает:«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» (Г.А. Цукерман)
Деятельностный подход к обучению предполагает:«Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий» (Н. Ф. Талызина) Коммуникативная задача Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения . Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:нахождение проблемной формулировки темы занятия;организация учебного пространства, располагающего к диалогу;мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа. «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»Педсоветы: «Самостоятельная активная познавательная деятельность учащихся на рефлексивной основе», «Гуманно-личностные технологии в системе работы школы», «Педагогический опыт – крупицы творчества», «Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями», «Культура умственного труда учащихся и пути её воспитания», «Пути преодоления неуспеваемости учащихся», «Мастерство и культура педагогического общения». Работа педагогов по самообразованию, проведение методических недель, мастер-классов.Индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов.Повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку. «Как не проглядеть «Пушкина» за последней партой?» Основная цель УМК «Перспектива»Всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин. Методологической основой  комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность Элективные курсы «Кто, если не мы…» «Комплексный анализ текста» «Правила дорожного движения»«Экология. Город. Здоровье»; «Природоохранная деятельность человека в биосфере» «Решение задач по физике»;«Астрономия и космическая физика»«Практическая грамматика английского языка»«Экология человека» «Элементарная алгебра в ЕГЭ»;«Решение задач повышенной сложности» «Решение расчетных задач по химии»4«Химия вокруг нас»«Трудные случаи орфографии» Надеемся, что наш опыт будет полезен для вас!