Программа психологического кружка Познай себя


КГУ «Достыкская средняя школа Достыкского с/о г.Аксу»

Программа
психологического кружка
«Познай себя»
КГУ «Достыкская средняя школа Достыкского с/о г.Аксу»
Николаева С.А.
2016-2017 учебный год


Пояснительная записка
Психологически познать человека – это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие «человеческая психология» составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
К психологическим состояниям относятся эмоции и мотивация.
Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам. Однако всем свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств. Трудности вызывает и понимание человеческой мимики и выразительности движений.
Психологические свойства – это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношение к себе, к другим людям, к событиям жизни и к различным объектам и предметам.
Становление личности учащихся непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего статуса. С самооценкой и уровнем притязаний. Важную роль играют взаимоотношения с окружающими.
Для успешной социализации детям необходимо знать свои особенности, уметь управлять своими эмоциями и поведением. Для этого необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое поведение, так сказать. Войти в привычку. Важно также не просто наблюдать за собой, но и быть экспериментатором для себя. Важно также научиться анализировать причинно-следственные связи, существующие между собственными действиями и поступками других людей.
Данная программа предназначена для учащихся с 1-11 классов. Данная программа рассчитана на 34 занятия по 1 часу в неделю.
Цель: Создание условий для развития возможностей подростка познать себя.
Задачи:
1. Коррекция поведения через развитие адекватного отношения к себе и другому.
Формирование умения взаимодействовать с окружающими людьми.
Формирование умения управлять своими чувствами, мыслями, поведением.
Результат: подросток, обученный способам эффективного взаимодействия с окружающими, который может корректировать самооценку, у которого сформированы умения управлять своими чувствами, мыслями, поведением, с учетом индивидуальных особенностей.
Содержание программы
№ Тема занятия Цель Кол-во часов
«ПОЗНАЙ СЕБЯ» 17 часов
1. Изучение внимания. Методика «Цифровые таблицы» Объяснить. Что такое внимание. Оценить устойчивость внимания каждого ребенка. 1
2-3. Память. Психодиагностика памяти. Объяснить, что такое память человека. Провести диагностику памяти. 2
4-5. Я – лидер? Изучить типы лидеров. Провести тест на выявление лидерских качеств личности. 2
6. Психодиагностика коммуникативных способностей. Общительный ли вы человек? Сделать вывод относительно общительности детей. 1
7-8. Типичное самочувствие, активность и настроение человека. Методика диагностики психологического настроения. Оценка самочувствия, активности и настроения детей (тест САН). 2
9-10. Темперамент, свойства темперамента. Определение свойств темперамента. Определение свойств темперамента в практической деятельности и общении с людьми 2
11-12. Оценка тревожности. Тревожность ситуационная и личностная. Дать оценку тревожности детей. Поиск способов избавления от нее. 2
13-14 Стресс. Помоги себе сам. Объяснить, что такое стресс. Провести тестирование. Научить способам борьбы со стрессом. 2
15 Как узнать об отношении к вам окружающих. Познание отношения окружающих людей к детям. 1
16-17. Конфликт. Способы поведения в конфликтной ситуации.
Объяснить, что такое конфликт. Выявить стиль поведения в конфликте. 2
«СОТВОРИ СЕБЯ» 17 часов
18-19. Развитие зрительной памяти. Разучивание комплекса упражнений. 1
20. Развитие мышления. Работа с упражнениями по развитию мышления. 2
21. Развитие внимания. Работа с упражнениями по развитию внимания. 1
22. Как найти друзей. Дать рекомендации. 1
23-24. Самооценка. Объяснить, что такое самооценка. Способы ее корректировки. 2
25. Характер. Формирование характера в процессе учебы. Укрепление характера на уроках, в учебной деятельности. 1
26. Почему у человека складываются разные взаимоотношения с окружающими. Выявление причин разных взаимоотношений. 1
27-28. Как повлиять на отношение окружающих к вам? Дать рекомендации. 2
29-30. Может ли человек управлять собой. Как управлять своими эмоциями. Дать рекомендации. 2
31-32. Как управлять своим поведением. Дать рекомендации. 2
33-34. Как управлять действиями и поступками других людей. Дать практические советы. 2
Итого: 34 часа.
Используемая литература:
Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: психотерапия в дефектологии. – М., 1992.
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л. 1991
Гализо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 1986
Практикум по общей психологии. М. 1978.
Рогов Е.И. Практическая психология в образовании. М. 1996
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995
Крутецкий В.А. Психология. М. 1986
Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М 1989.
«Школьный психолог» - №14, 2008, № 11, 2009.