Оценка успешности учащихся начальной школы в освоении математики на основе системно-деятельностного подхода

Оценка успешности учащихся начальной школы в освоении математики на основе системно-деятельностного подхода
Куколь Олеся Сергеевна
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации через телевидение, интернет, печатную продукцию. Уже в начальной школе учащиеся учатся искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу стандарта. Он определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации.
Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. (Например, сказать ребёнку: «Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).
Необходимо учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать формировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Я это осуществляю через такие методы оценивания, как:
1. Наблюдение за совершенствованием техники чтения и письма.
2. Оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах.
3. Тестирование.
4. Оценку открытых ответов.
5. Оценку закрытых или частично закрытых ответов.
6. Оценку результатов рефлексии учащихся.
Безусловно, ребенок нуждается в оценке каждого своего усилия. Задача взрослых заключается в том, чтобы усилия совершались не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее.
Решить эту задачу возможно только тогда, когда у ученика формируется оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий.
Познакомимся с алгоритмом самооценки:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось ли выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Для оценки знаний и умения я использую:
Волшебные линеечки
Знаковая символика
Оценочная лесенка
Весёлые и грустные лица
Словесная оценка
Карта самооценки
Ёлочка успеха
Портфолио
Диагностические карты
Лист оценки.
Основа образовательного и воспитательного процесса – развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Функция универсальных учебных действий – учить себя, а также применять полученные в школе знания в жизни.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников. Когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию:
Математика, 2 класс.  Я делаю на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?  - Примеры одинаковые, а ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?  - Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?  Математика, 2 класс.  Обучающимся предлагаю ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем даю задачу: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще. Дети формулируют учебную задачу; осознают, что освоено и что ещё предстоит усвоить. Подвожу детей к теме и цели урока.
Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
Мотивирование к учебной деятельности.
Через данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии я провожу с помощью игры. Через игровые формы организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
В результате ребята самостоятельно приходят к открытию новых знаний.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Организуя этот этап, я подбираю задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Системно – деятельностный подход формирует умение видеть главное, ставить цель, прогнозировать результат, работать на перспективу. При использовании технологии системно-деятельностного подхода формируются познавательно-психические процессы: внимание, восприятие, память, воображение, речь, мышление, умение работать в группе, слышать и слушать, смотреть и видеть, задавать вопросы, умение работать с информацией, умение принимать и решать учебную задачу, проблемную ситуацию.
Литература:
1.Примерные программы основного общего образования. Математика.- М.: Просвещение, 2009.- 96 с.-(Стандарты второго поколения).
2.«Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2010. В.П. Сухов.
3.Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / М.Ю.Шуба.- М.: Просвещение, 2012.- 218 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-159 с.


15