Конспект урока по математике на тему Деление нацело (5 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей г. ЗЕРНОГРАДА
ТЕМА:
"Деление нацело"
(урок №1)
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:
Мельникова О.В.
2016г.
Цели деятельности учителя
Главная дидактическая цель:
•формировать правильные навыки деления натуральных чисел и его свойств;
•способствовать развитию математической речи, оперативной памяти,произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
•воспитывать культуру повеления при фронтальной работе, индивидуальнойработе.
Цели по содержанию:
- Обучающие: ввести понятие "деления нацело",повторить компоненты при делении; нахождения неизвестного компонента, правила деления в столбик , решения задачна деление..
- Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации.
- Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других.
Формировать У УД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и учета характера сделанных ошибок;
высказывать свое предположение.Коммуникативные:
умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речьдругих;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе иследовать им.
Познавательные:
умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от ужеизвестного с помощью учителя);
добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свойжизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
•уметь выполнять деление натуральных чисел;
•знать и уметь применять на практике свойства деления натуральных чисел.Личностные:
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешностиучебной деятельности.
Метапредметные:
• регулятивные
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватнойретроспективной оценки;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основеего оценки и учета характера сделанных ошибок;
•коммуникативные
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах повеления и общения в школе иследовать им;
-уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации;
-использовать критерии для обоснования своего суждения;
•познавательные
-уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от ужеизвестного с помощью учителя);
-добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);
-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-извлекать из математических текстов необходимую информацию;
-использовать знаково-символические средства;
-выполнять действия по алгоритму.
Основные понятия: делимое, делитель, частое, свойства деления.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная парная игрупповая работа.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте дети! Проверка готовности. У нас сегодня гости поприветствуйте их .Повернулись к друг другу лицом и пожмите руку, тем самым это символизирует -деловое сотрудничество, успех на уроке, взаимовыручку.Присели на свои места.
II.Актуализация знаний.1.Математическая цепочка.
8
-50
:13

?
650


40
-55
16

1000
?


Какое математическое действие чаще всего встречается в цепочках? ( деление)
Какой термин запишем в понятийную корзину?( деление)
. Получали мы при делении остаток? Как происходило деление?( нацело) Какой термин запишем в понятийную корзину?
2.Решите задачу: Для того чтобы сварить яйцо всмятку, мама опускает его воду на 3минуты. К завтраку она попросила сына сварить всмятку 6 яиц. Сколько для этогопотребуется времени?
3.Сырок стоит 9 руб. 50 коп.. Сколько может купить сырков Аня, если у ней 50рублей ?( 5 шт) Сколько ей дадут сдачу?( 2р. 50 коп.)
III.Создание проблемной ситуации.
Посмотрите ролик.
Дети как вы думаете правильно Витя Перестукин решил задачу? А почему он решилне правильно?
Давайте, решим эту задачу применяя черновик? "За 2 дня 3 землекопа вырыли 36 погонных метров траншеи. Сколько нужно землекопов, чтобы вырыть такую же траншею за 3 дня"
землекопы дни длина
3 2 36
? 3 36
36:2:3=6( м) один землекоп за 1 день6*3=18(м) - один землекоп за 3 дня36:18= 2(зем) за 3 дня.
Ответ: 2 землекопа.
IV. Формулирование темы , цели и задачи урока.
- Какие последние действия применил Витя Перестукин для решения задачи? (деление).
- А в чем состоит его ошибка?
- Вспомните все о чем мы говорили, что видели, сформулируйте тему урока,(деление нацело)
( В случае если дети не смогли поставить тему урока. "Всегда ли может выполнить деление?
13:2= 5:3=
- А какие числа поделят 2 и 3 нацело вместо 13и 5. Так какая тема сегодняшнего урока?"
- Какие задачи перед собой вы ставите? (Повторить компоненты при делении,нахождения неизвестного компонента, правила деления в столбик , решения задачна деление.)
- Решим примеры с делением в тетради: Записали число классная работа и тему урокаурока.
56:7=(8); 140:20= (7); 315:3=(105)
V.Формирование новых понятий и убеждений.
1. Ребята вы стали на год взрослее, попытаемся понятие деления сформулировать спомощью переменных, научным способом.
- Откуда мы можем взять новую информацию?
- Открыли страницу 41 учебника и нашли что такое деление?( Диктую дети учитель изображает на доске)
Пусть а и b — натуральные числа и а больше или равно b
Говорят, что а делится на b нацело, если существует натуральное число с, приумножении которого на b получается а:
а = в*с. Обычно слово «нацело» в этой фразе опускается. При этом пишут: а : b = с.
2. Вспомним компоненты при делении : а — делимое. Ь — делитель, с -частное.( записывают вместе с учителем)
- Как найти неизвестное делимое? а = в*с- Как найти неизвестный делитель? а:с =в
3.Давайте вспомним свойства деления:а:1=аа:а=10:а=0
а:0=нельзя!
- Но это еще не все свойства с еще одним мы познакомимся на следующем уроке.
VI. Первичная проверка понимании теоретического материала.
Подведем мини итог теории.
•На какие числа делится нацело любое натуральное число?(1 и на само себя)
•Что получается при делении нуля на любое натуральное число?(0)
•Можно ли делить на нуль?( нельзя)
•Какое число называют частным чисел 8 и 2; 20 и 4?(4;5)
•Докажите, что 18:2 = 9; 12:4 = 3; 0:5 = 0. (9*2=18; 3*4=12 ;0Ф5=0)
ФИЗМИНУТКА( 1 мин)
VII. Первичное применения знаний.
№ 91,92 в рабочих тетрадях (на раздатках), работаем в парах (объяснения учителем первых номеров).
№ 91.Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными:
а)54 : 9 =..., так как _• 9 = 54;
б)220 : 11 = так как *11 =220;
в)72 :. .= 9, так как 9 •=72;
г)51 :...= 17, так как 17* = 51.
№ 92.Выполнитеделение с проверкой:
а)66 : 3 =так как
б)840:2=, так как
в)250:10=так как
г)640 : 80=так как
САМОПРОВЕРКА( проговорить оценки)"5"-8,7 зданий.
"4"- 6 заданий.
"3"- 5,4 задания.
VIII.Закрепление изученного ранее.
Разноуровневые задания.
3 ряд
1,2 ряд
1 .Для сильных учащихся сидящихотдельно на 3 ряду дается групповаяработа, решение задачи оформляется наотдельной доске."Периметр прямоугольника равенпериметру квадрата .Площадьпрямоугольника равна 32 кв.см , аширина 8 см. Найдите площадьквадрата."1 )32=8:а
А= 32:8=4(сторона прямоугольника)
2)Р=(8+4)*2=24(см)периметрпрямоугольника
3)А кв= 24:4=6(см) сторона квадрата
4)S= 6*6=36 ( см кв) площадь квадрата= Возвращаемся к сильным учащимсяпроверяем решение на другой доске,делаем пояснения. Учащиесязаписывают решения в тетрадь.
( оценки) 1.В то время как сильная группа решаетзадачу 1.2 ряд решают другую задачу надвижение разбирается условие ирешение устно."На встречу друг другувыехали два автомобиля со скоростью 70км/ч и 80 км/ч соответственно расстояниемежду городами 300 км. Хватит ли им 3часа чтобы встретится? . Решите задачувыражением. С записью действий втетради.
300:(70+80)=2; 3 больше 2, хватитПроверяем ответ ( на доске)
2.К доске вызываются три учащихся длярешения примеров в столбик(Примеры на раздатке)1308:12= (109)
11040:23=(480)11803:29=(407)8235 :27=(305)
Резерв:
Решите в столбик.
а)80: 10 г) 3700: 10
б)4300:100 д) 76 000: 100
в)72 000:1000 е) 910 000 : 1000
IX. Оценивание деятельности учащихся, информация о домашнем задании.
Учитель выставляет оценки. Чтобы отработать деления в столбик и решения задач
домашнее задание п.1.1, 1.2 правило, стр.176 №5, 6, 7(а,в)
X. Рефлексия.
Ребята, как вы думаете все вы выполнили задачи урока.Даю вам подсказки.
сегодня я повторил...было интересно...было трудно...
я понял, что...теперь я могу...я забыл за лето...у меня получилось....я смог...меня удивило...урок дал мне для жизни...мне захотелось...
До свидания, спасибо за урок!