Урок русского языка в 4 классе Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном


Урок русского языкапо учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык в 4-м классе»Тема. Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительномЦель: обобщить знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, как о частях речиЗадачи: Образовательные: закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных и существительных в единственном числе,упражнять в склонении имён прилагательных и существительных;упражнять в определении рода, падежа имён прилагательных и имен существительных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных и имен существительных.Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе.Структура урока:1. Организационный момент, сообщение темы, целей - 1 мин.2. Чистописание – 5 мин.3. Словарная работа – 5 мин.4. Повторение изученного материала –6 мин.5. Физминутка – 1 мин.6. Презентация центров активности – 1 мин.7.Самастоятельная работа в центрах активности – 15 мин.8. Подведение итогов работы в центрах активности – 8 мин.8. Инструктаж по выполнению домашнего задания – 2 мин.9. Отслеживание мотивации учащихся на уроке – 1 мин.Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.Оборудование урока: ноутбуки, куклы в русских народных костюмах, книги «Русские народные сказки», сборник загадок, карточки для составления обобщающей таблицы, оснащение центров, звуковой сигнал, микрофон (игрушка), стикерсы зеленого, красного цветов, презентация с изображениями села, леса, поляны, города, карточка со словом «Россия»,Ход урока
Организационный момент, сообщение темы урока.( 1мин)
- Проверьте готовность к уроку.- Прочтите на доске тему сегодняшнего урока (Закрепление изученного материала о частях речи)- Цель урока – обобщить изученный материал об имени существительном и имени прилагательном.- Какие задачи вы можете поставить перед собой на этот урок?(Вспомнить изученные части речи и их признаки)Еще одна цель урока – это развитие самостоятельности при работе в центрах, хочется увидеть развитие партнерских отношений, и как вы работаете группе и в паре.Работать сегодня на уроке мы будем в центрах активности.Запись числа. Объяснение орфограмм.2.Чистописание (5 мин.)Сегодня на уроке мы повторяем написание строчной и заглавной букв Рррод, Родина, родной.(окончание и род. падеж у прил.)- Какое слово отличается по грамматическим признакам?С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре.С хороших и верных товарищах,Живущих в соседнем дворе.3. Словарная работа, знакомство с новым словом из словаря. (5 мин.)- Выполним словарную работу и продолжим тему «Родина». Я буду описывать какой-либо предмет, а вы должны написать его название. Один ученик комментирует: ставит ударение, называет безударные гласные.а) Огромный населённый пункт с большим количеством улиц, площадей, проспектов, многоэтажных домов. В нём работают фабрики, заводы, магазины. Каждый такой населённый пункт имеет своё название: Киев, Берлин, Париж, Санкт-Петербург (город). Устно придумайте словосочетание этого существительного с прилагательным в Д. п.б) Небольшой населённый пункт. В нём, как правило, несколько улиц в основном с одно- или двухэтажными кирпичными или деревянными домами (деревня).Устно придумайте словосочетание этого существительного с прилагательным в Р. п.в) Один из крупнейших городов мира. Основан в 1147 году Юрием Долгоруким. Главный город нашей страны (Москва).Устно придумайте словосочетание этого существительного с прилагательным в В. п.г) Каждая страна имеет свой главный город. А как сказать одним словом «главный город страны»? (столица).Устно придумайте словосочетание этого существительного с прилагательным в Т. п.д) Какой язык является государственным в нашей стране? (русский).Устно придумайте словосочетание этого существительного с прилагательным в П. п.е) Любимое дерево нашего народа, воспетое в рассказах, песнях, стихах. У него белая кора с тёмными отметинами (берёза)Устно придумайте словосочетание этого существительного с прилагательным в И. п.Город, деревня, Москва, столица, русский, березаКакой темой можно объединить все эти слова? (Россия) Перед вами слово «Россия» (карточка на доске). Почему оно написано с большой буквы?С точки зрения русского языка слово Россия словарное. Какую букву нужно запомнить? (о) Какую ещё особенность имеет написание этого слова? (сс) Напишите правильно слово «Россия» на следующей строке. Россия – это страна, в которой мы живём, наша Родина. Я предлагаю вам послушать стихотворение, что такое Россия. Ученик читает наизусть стихотворение:Что такое Россия наша?Солнце, лес, дыхание пашен,Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,И твой дом, и огни твоей школы.Наша Родина – труд и праздник.Сто дорог для тебя самых разных.И любовь твоя к папе и маме, И ты сам – не один, а с друзьями.- Подберите прилагательные к существительному Россия.- Откройте учебник на стр.48. упражнение 370.- Прочитайте упражнение. О чем сообщается в тексте? Выпишите выделенные слова на букву «р», определите род и падеж.4.Закрепление пройденного ( 6 мин.)- Какая тема урока? - Какие задачи мы перед собой поставили?Для выполнения поставленных задач повторим и обобщим знания об имени прилагательном и имени существительном. (Передаю микрофон детям.По цепочке ребята рассказывают правила о сущ. и прил.)5.Физминутка для глаз ( 1мин.)Презентация6. Презентация центров (1 мин.) Сегодня на уроке поговорим о русском народном творчестве.- Что в себя включает русское народное творчество? (сказки, загадки, пословицы, песни)На уроке открыты следующие центры активности:
центр «Народная песня»
центр «Народные костюмы»
центр «Русские народные сказки»
центр «Загадки»
В каждом центре выполняете работу по определению рода, падежа и окончаний имени сущ. и имени прил. Эту работу можете выполнять по дополнительному материалу, а можете выбрать работу по учебнику, так же вы можете просклонять словосочетание сущ. + прил. Начните работу с выполнения предложенного вам теста по теме урока. Вы можете выбрать тест по уровню сложности. На карточке отмечайте уровень сложности вашей работы в данном центре. Зеленым цветом, значит, легко справился с работой, красным цветом, значит, испытывал затруднения при выполнении работы.- В каждом центре представлен план работы.- Для тех ребят, которые быстрее всех закончат выполнение работ в центрах активности, приготовлено дополнительное задание по составлению сводной таблицы по частям речи и их признакам. Это дополнительное задание.Переход на ковер осуществляем по звуковому сигналу.7. Самостоятельная работа в центрах активности. (15 мин.)Центр «Народная песня»
Работа в пареВыполните тест.
Отметьте стикером уровень сложности.
Прослушайте предложенную песню.
Выпишите словосочетания сущ. + прил.
Выделите окончания.
Определите род и падеж имени сущ. и прил.
ИЛИ7. Можешь выполнить по учебнику упражнение № 3688. Умничка! Переходи с тетрадью на ковер.Центр «Народные костюмы»
Выполните тест.
Отметьте стикером уровень сложности.
Рассмотри куклы и обереги.
Описывая куклы, придумай словосочетания сущ. + прил. с предложенными сущ. и предлогами.
5. Выделите окончания.6. Определите род и падеж имени сущ. и прил.ИЛИ7. Можешь придумать одно словосочетание и изменить его по падежам.ИЛИ8. Можешь выполнить по учебнику упражнение № 5569. Молодец! Переходи с тетрадью на ковер.Центр «Русские народные сказки»
Выполните тест.
Отметьте стикером уровень сложности.
Выберите книгу с русскими народными сказками..
Выпишите словосочетания сущ. + прил.
Выделите окончания.
Определите род и падеж имени сущ. и прил.
ИЛИ
Можешь придумать одно словосочетание и изменить его
по падежам.ИЛИ8. Можешь выполнить по учебнику упражнение № 5579. Молодец! Переходи с тетрадью на ковер.Центр «Загадки»
Выполните тест.
Отметьте стикером уровень сложности.
Выберите карточки или книги с загадками.
Выпишите словосочетания сущ. + прил.
Выделите окончания.
Определите род и падеж имени сущ. и прил.
ИЛИ7. Можешь придумать одно словосочетание и изменить его по падежам.ИЛИ7. Можешь выполнить по учебнику упражнение № 3688. Умничка! Переходи с тетрадью на ковер.Кто выполнил все задание по карточкам, может переходить на ковер и выполнять дополнительное задание на ковре.ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Часть речи Имя существительное Имя прилагательное
Значение Предмет Признак
Вопросы кто? что? какой? какая?какое? какие?
Число(ед.,мн.) +Изм. +Изм.
Род (м.,ж.,ср.) +Пост. +Изм.
Склонение(1,2,3) + -
Падеж(6) + +
Составляется на магнитной доске с помощью подготовленных карточек.8. Итог урока ( 8 мин.)Цель: систематизировать полученные знания. - Прозвучал звуковой сигнал, и мы переходим к подведению итогов. Я хотела бы взять интервью у каждого центра и узнать какую работу вы выполняли и каких результатов добились.- Возьмите микрофон ребята из центра «Народные костюмы». Расскажите о своей работе.(Нам были предложены куклы и обереги, мы, описывая куклы , придумывали словосочетания сущ. + прил. с предложенными сущ. и предлогами. выделяли окончания, определяли род, падеж имени сущ. и прил.)- Зачитай своё словосочетание, назови окончания, род и падеж.- Кто изменял словосочетание по падежам?- Кто работал по учебнику?- Передаю микрофон ребятам из Центра русских сказок. Расскажите о своей работе. (Мы выписывали словосочетания сущ. + прил. из русских народных сказок, выделяли окончания, определяли род, падеж имени сущ. и прил.)- Зачитай своё словосочетание, назови окончания, род и падеж.- Кто изменял словосочетание по падежам?- Кто работал по учебнику?- Передаю микрофон ребятам из Центра русской песни. (Мы слушали русскую песню и выписывали словосочетания сущ. + прил., выделяли окончания, определяли род, падеж имени сущ. и прил.)- Давайте прослушаем эту песню. - Зачитай своё словосочетание, назови окончания, род и падеж.- Передаю микрофон ребятам из Центра загадок. Расскажите о своей работе. (Мы выписывали словосочетания сущ. + прил. из русских загадок, выделяли окончания, определяли род, падеж имени сущ. и прил.)- Зачитай своё словосочетание, назови окончания, род и падеж.- Кто изменял словосочетание по падежам?- Кто работал по учебнику?- Проверьте правильность выполнения теста по ключу, в котором даны правильные ответы. (кадр на презентации)- Оцените себя. У кого ошибок нет – это отметка 5, кто допустил одну ошибку – это отметка 4.- Кто выбрал сложный уровень?- Кто участвовал в дополнительной групповой работе по сводной таблице о частях речи и их признаках?- Назовите признаки имени существительного, имени прилагательного.- Какая тема сегодняшнего урока? - Какие намеченные задачи мы с вами выполнили на уроке?- Оценки выставлю после проверки тетради.9. Домашнее задание ( 2 мин.)Пословица – замечательное творение русского народа. Такая короткая фраза, а как много она говорит! С этими произведениями устного народного творчества мы не раз встречались на уроках русского языка, литературного чтения. Дома я предлагаю поработать по теме урока и устному народному творчеству. Найдите пословицы, выделите окончания сущ. и прил. определите их падеж. Есть они и в нашем учебнике русского языка. Откройте учебник на странице …. Найдите упражнение …. Какое задание? (объясняется выполнение задания) Это упражнение вы будете делать дома.10. Отслеживание мотивации учащихся на уроке. (1 мин.)- Ребята, отметьте свое отношение к уроку в таблице. Наклейте стикерс в одну из колонок.
Работал с интересом Работал, потому что надо

- Урок окончен, спасибо за работу. Анализ урокаТема: Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательномЦель: обобщить знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, как о частях речиНа уроке соблюдались принципы личностно-ориентированного подхода: 1. Принцип самоактуализации. Задания в центрах были подобраны такЦентр сказок и загадок для визуаловЦентр русского костюма для кинестетовЦентр русской песни для аудеалов2. Принцип индивидуальности. 3. Принцип выбора, который был показан в выборе заданий, работы по дополнительному материалу или учебнику, в выборе уровня сложности теста.5. Принцип творчества и успеха. 6. Принцип доверия и поддержки при работе в паре и в группе по сводной таблице. Структуру урока выдержала.Выполнение поставленных задач1.Словарная работа – воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ, способствовала обогащению словарного запаса детей; 2. Повторение изученного материала – закрепила знания о признаках имен сущ. и прил.3. Физминутка была проведена4.Самостоятельная работа в центрах активности – закрепляла навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных и существительных в единственном числе, упражняла в склонении имён прилагательных и существительных; упражняла в определении рода, падежа имён прилагательных и имен существительных в единственном числе; - развивала психические процессы внимание, восприятие на слух;- развивала интерес к предмету посредством нестандартных заданий.- воспитывала умения работать в коллективе, в паре.5. Подведение итогов работы в центрах активности – развивала устную речь учащихся; умение делать выводы; была проведена самопроверка.6. Был проведен инструктаж по выполнению домашнего задания, которое носит творческий характер и позволяет детям сделать выбор.7. Было проведено отслеживание мотивации учащихся на уроке
МОУ «Ялгинская СОШ»Конспект открытого урока по математике в 4 б классе
на тему: «Умножение многозначного числа на однозначное. Закрепление»
Подготовила :Руженкова Т. А.
учитель начальных классов.
г.Саранск, 2013 г.
Тема: Умножение многозначного числа на однозначное. Закрепление.
Цели урока:
закрепить знания учащихся по теме: умножение на однозначное число, используя и обогащая представления учащихся о родном крае  (Республике Мордовия);
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к             предмету;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к малой родине;
Оборудование:
Фонограмма песни "Мордовия моя";
Карта Республики Мордовия;
Задания для самостоятельной работы;
Индивидуальные и дифференцированные карточки, презентация по теме урока.
Ход урока.
1.Оргмомент. Звучит песня о Мордовии.
2Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
- Дети, как вы думаете, почему сегодня наш урок математики начался с песни о Мордовии, о родном крае?
Ответы детей.( Мы должны больше знать о своём крае)
-Где расположена наша республика, если вспомнить карту России?
Ответы детей: Она расположена в центре европейской части России; граничит  на севере  с Нижегородской областью, на северо-востоке — с Чувашией, на востоке — с Ульяновской областью, на юге — с Пензенской областью, на западе — с Рязанской областью.
-Какой главный город в нашей республике? Найдите на карте наш город.
Киселёва Катя читает стихотворение о Саранске.
-Наш город и вся республика хорошеет с каждым годом. Наша задача сберечь красоту и богатства нашего края. А помогут вам в этом- хорошее образование,ваши знания по математике , окружающему  миру и другим предметам.
    3Первичное закрепление.
- Ребята! Какую тему мы начали изучать на прошлых уроках математики?
Дети: Умножение  многозначного числа на однозначное число.
- Давайте вспомним все свойства умножения.
Дети отвечают.
1.а х1=а
2. а х 0=0
3. От перестановки множителей произведение не меняется.
4.Два соседних множителя можно заменить их суммой.
5.При умножении суммы на число нужно умножить на него каждое слагаемое в отдельности и полученные результаты сложить.
6. Компоненты умножения: множитель, множитель, произведение.
7.Как найти неизвестный множитель?
8.Неизвестный делитель, делимое?
9. Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
- Замечательно. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.
Открываем тетради и записываем  число и классная работа.
А теперь внимание на доску:
Необходимо найти значения числовых выражений:
1623 х7=          4735 х5=       1003 х 8 =        3216 х 3 =
8126 х 3 =          5108 х 7=       9205 х 5=        7781 х2=
Расположите все результаты  в порядке убывания.
46025, 35756, 24378, 23675, 15562, 11361, 9648, 8024.
Каждому числу соответствует своя буква. Какое слово получилось?
Дети: Экология.  
-Что означает это слово?
Дети: Экология- наука о связи живых организмов с окружающей средой.
Молодцы!
Устно решаем экологические задачи.
1.В России -100 заповедников, а у нас в Мордовии 2 заповедника федерального значения. Во сколько раз больше заповедников в России, чем в Мордовии?( в 50 раз) Какие заповедники  есть в  Мордовии, как они называются, где находятся?
2.На территории России 2 000 000 рек, а на территории РМ  -1000рек. На сколько  больше рек в России, чем в Мордовии?(на 1999 000 рек)
Назовите реки Мордовии, которые вы знаете.
Мокша, Сура, Алатырь, Инсар, Саранка, Сивинь, Рудня, Исса, Вад, Парца, Выша.
4.В Мордовии -500 озёр, а рек-1000. Во сколько раз рек больше, чем озёр?( в 2 раза).
5.Из 250000видов растений земли 1\10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
Дети: На грани исчезновения 25000видов растений.
Какие растения, занесённые в Красную книгу Мордовии,вы знаете?
Дети: венерин башмачок, адонис весенний. прострел раскрытый,  горицвет весенний, ирис  безлистный ,миндаль низкий, лён жёлтый, ковыль перистый и другие…
4. Самостоятельная работа
Решение уравнений по рядам.
1 ряд                                                   2 ряд                           3 ряд
56-х=100:2                           х +35= 100-40           125-х= 640:8    
Самооценка.
Дифференцированная работа.
  узнают, сколько в Мордовии озёр;
X:5=618-518
узнают,  сколько в Мордовии родников.
   2235-X=326
Проверка в парах.
Самооценка
Итог: Как решали, алгоритм решения.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
 Решение задачи.№359
( в группах)
Дети сделали чертёж к задаче, решение.
1.128-56=72(км) прошла до встречи 2 машина.
2. 128+72= 200 (км) расстояние между городами.
Ответ:200 км
Проверка у доски.
Самооценка
Резерв № 360 (проверка )
5. Итог урока:
– Что сегодня повторяли на уроке?
– Что получалось? Над чем ещё надо работать?
- Какие знания помогли выполнить задания?
− Какова была главная задача урока?
Д/з стр.80 №360
6. Рефлексия.
− Оцените свою работу сами.
− Как  вы научились решать такие примеры,  
− Зелёный  светофор – очень хорошо научился решать.         
− Покажите мне зелёным  светофором, кто научился очень хорошо решать.
. −Жёлтый –не всё  понял.
− Кто не всё  понял – поднимите  жёлтый смайлик
−Синий смайлик –ннчего  не  понял.
− Кто ничего не   понял – поднимите  синий смайлик.
− Таких  я вижу нет. Я очень рада, что вы все научились умножать многозначные числа на однозначные.
Оценки за урок.