«Я и мир профессий» разработка занятия по профориентации учащихся


«Я и мир профессий»
разработка занятия
по профориентации учащихся
учитель Сулейманова М.Ю.
Дидактические игры
Игровые ситуации
Занимательные задания
2016 год
Урок – игра «Я и мир профессии»
Участники: ученики 6 - 8 классов.
Цель: актуализация знаний о профессиях.
Задачи:
Знакомство с особенностями профессий;
Актуализация имеющихся знаний о профессиях;
Развитие навыков выбора необходимого материала из потока информации;
Повышение уровня ориентации в мире профессии;
Развитие навыков сотрудничества в коллективе;
Оборудование:
Карточки (Приложение №1);
Презентация (Приложение №2);
Словарь профессии (Приложение №3);
Раздаточный материал (Приложение №5).
Ход игры:
Добрый день всем, кто присутствует на нашей игре! Игра наша называется «Я и мир профессии». Сегодня мы поговорим о профессиях, о профессиональном самоопределении и выборе вами будущей профессии. А что же такое самоопределение?
Ребята, самоопределение – это некий маршрут, который каждый человек выбирает лично для себя и следует от одного пункта к другому. Каждый человек определяет свои жизненные цели и задачи, всё то, чего он хочет добиться.
А что же такое профессиональное самоопределение?
Это выбор профессии с учётом своих способностей, желаний, возможностей и ситуации на рынке труда.
Сегодняшняя игра предоставляет возможность каждому побывать в ситуации выбора профессионального пути. Мы начинаем нашу игру!
Перед нами команды :Звёздочки и Трудовики. И наше уважаемое жюри!
Познавательные сведения (слайд).



Профессии типа « Человек – природа», « Человек – техника», « Человек – знаковая система»,
« Человек – художественный образ», « Человек – человек» (слайд).
Сообщения учащихся о профессиях.


I задание: «Покажи профессию».
Каждой команде выдаётся карточка (Приложение 1) Задача участников – без слов изобразить указанный вид деятельности, так, чтобы другие команды догадались, какая это профессия.
Жюри оценивает показ участников, точность и коллективность.
II задание: «Угадай профессию».
За неделю был дан словарь профессии (Приложение 2) для подготовки к конкурсу. Ведущий показывает презентацию (Приложение 3), а команды должны угадать данную профессию и записать её в карточку. Как только команды готовы, они сдают карточки жюри.
III задание : : «Самая – самая» (Приложение 4).
Ведущий предлагает интересные характеристики профессий. Команды должны назвать профессию и пояснить, почему данная профессия подходит под эту характеристику.
Самая детская профессия;
Самая волосатая профессия;
Самая зелёная профессия;
Самая сладкая профессия;
Самая денежная профессия;
Самая весёлая профессия;
Самая нервная профессия;
Самая общительная профессия;
Самая серьёзная профессия;
Самая вкусная профессия.
IV задание: «Профголоволомки» ( Приложение 5).
Ведущий раздаёт карточки с ребусами, команды по очереди отгадывают и называют зашифрованные профессии.
Vзадание: « Закончи пословицу» ( Приложение 6).
Подведение итогов.
Жюри оглашает итоги игр, победители награждаются грамотой и призами.
Приложение 1
Кондитер
Официант
Манекенщица
Парикмахер
Словарь профессии Приложение2Агроном – изучает биологические особенности растений, ведёт работу по выращиванию высококачественных сортов растений.
Актёр – создаёт художественный образ с использованием сценической техники, различных выразительных средств.
Архитектор – осуществляет проектирование зданий, сооружений, разработку проектов реставрации архитектурных памятников.
Бухгалтер – выполняет работу по различным документам, осуществляет приём, контроль, обработку первичной документации.
Водитель автотранспорта – управляет транспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки.
Врач – занимается диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний в соответствии со своей специализацией.
Геолог – выявляет и оценивает месторождения полезных ископаемых в процессе съёмки, поиска и разведки.
Главный бухгалтер – осуществляет организацию учёта финансовой деятельности, контроля правильного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Дизайнер – проектирует промышленные изделия, мебель, интерьеры квартир и офисов, творчески и гармонично совмещая пользу, удобство и красоту.
Журналист – пишет статьи для газет и журналов, выезжает на место событий, берёт интервью.
Инспектор дорожного движения – осуществляет контроль соблюдения правил дорожного движения, обеспечивает регулирование движения транспорта и пешеходов на улице.
Кондитер – изготавливает сладости, различные виды теста, кремов, начинок.
Лесник – охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ.
Манекенщица – демонстрирует модели одежды на показах, стремясь подчеркнуть их преимущества, участвует в рекламных съёмках, в рабочих примерках.
Мастер по ремонту и пошиву одежды – принимает заказы, намечает новые конструктивные линии при ремонте одежды, проводит инструктаж портных, швей.
Метеоролог – собирает и анализирует сведения о погодных явлениях; даёт краткосрочный и долгосрочный прогнозы погоды, изучает климат, составляет карты погоды.
Механик – занимается эксплуатацией механического оборудования, машин, аппаратуры, организует и проводит монтаж, наладку, испытание, ремонт и обслуживание техники.
Оператор ЭВМ – проверяет состояние и готовность машины к работе, чёткость печати знаков, наличие шифров на материалах, подлежащих обработке, осуществляет обработку информации.
Официант – сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает и выполняет заказы, производит расчёт, собирает использованную посуду.
Парикмахер – создаёт образы новых причёсок, выполняет образцы сложных причёсок, подбирает причёски, исходя из особенностей лица.
Повар – занимается приёмом сырья и его переработкой, приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформлением.
Преподаватель – проводит обучение учеников, студентов, используя эффективные формы, методы и средства обучения.
Продавец – обслуживает покупателей, производит отбор, взвешивание, демонстрацию, оценку, упаковку товара.
Психолог – оказывает помощь по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально – психологического климата в коллективах.
Судья – рассматривает уголовные и гражданские дела вместе с народными заседателями.
Фармацевт – готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает доврачебную помощь.
Фотограф – проводит документальную и художественную фотосъёмку людей и объектов.
Хореограф – разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены, определяет музыку.
Экскурсовод – готовит экскурсии: изучает литературу, анализирует архивные документы, проводит их.
Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Ответы к заданию « Угадай профессию».
Художник
Писатель
Балерина
Конструктор
Журналист
Сантехник
Музыкант
Химик
Астроном
Врач
Плотник
Лётчик
Ответы к заданию « Самая - самая».
Агроном
Кондитер
Бухгалтер
Парикмахер
Воспитатель( учитель)
Актёр
Психолог
Судья
Пожарник
Писатель
«Профголоволомки»
…………………………….
Врач
Полевод
Наборщик
Ветеринар
Заправщик
Повар
Дворник