Конспект занятия в средней подгруппе на тему: «Растительный мир Прибайкалья»


МКДОУ ЦРР - детский сад № 17 г.Россошь - структурное подразделение детский сад п. Молодежный.
Воспитатель дет.сада п.Молодежный : Момотова Нина Аркадьевна.
Конспект занятия в средней подгруппе
на тему: «Растительный мир Прибайкалья».
Цель:
Формировать представления о растительном мире Прибайкалья (хвойные деревья – сосна, ель; лиственные - береза, осина;кустарники – рябина)
Задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
воспитывать интерес к истории своего края;
расширять знания о природе Прибайкалья;
развивать память, мышление;
развитие речи через уточнение и закрепление знаний детей о родном крае;
способствовать формированию двигательных навыков, ориентированию в пространстве, способности двигаться в соответствии с музыкальным образом;
Предварительная работа:рассматривание картинок, иллюстраций с изображением деревьев и кустарников сибирского леса, наблюдение за деревьями на участке детского сада, д/игры «Найди дерево», «От какого дерева листок», «Когда это бывает? », «Собери дерево», Подвижные игры: «К названному дереву беги»,экспериментирование с растениями «Растения – живые», рисование «Дорисуй дерево»
Материалы:шкатулка, «волшебный камень» с берегов Байкала, фонограмма «шум воды», картинки деревьев (сосна, ель, береза, осина, рябина), листья деревьев, корзинка, 3 листа формата А-3 с изображением стволов деревьев (береза, рябина, осина).
Ход занятия:
Дети входят в группу. На столестоят «волшебные» деревья, среди них находится шкатулка.
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Куда это мы с вами попали? (слышится звук колокольчика). Это «волшебный лес». Посмотрите, какой он красивый! Что же в этом лесу есть волшебного? (дети находят шкатулку). Какаянеобычная шкатулка. Давайте посмотрим, что там.(Звучит фонограмма «шум воды»). Шкатулка открывается, воспитатель достает камень.
В.-Это - «волшебный камень» с берегов Байкала. Камень говорит, что видел ребят, которые знают все про Байкал.Это случайно не вы? И все-все знаете про Байкал? Давайте проверим!Скажите, как называется город, в котором мы живем?Правильно, мы живем в городе Братске. Наш город расположен на берегу реки. А кто знает, как называется эта река? (Ангара) (показывает иллюстрации с изображением реки). Это единственная река, которая вытекает из озера Байкал. А вы знаете, что Байкал-это самое большое озеро в мире?Ой, какие умные дети, все знают!Может вы и стихи знаете про озеро Байкал?Давайте расскажем (дети читают стихи)
Есть такое озеро,
Озеро — Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день — спокойное,
А в грозу - кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо, что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Чудные растения,
Чудные леса,
Чудные животные,
Чудо - небеса!
В.-А вы хотите попасть на берег Байкала? А чтобы туда попасть, мы с вами скажем волшебное заклинание: «Мы сначала хлопнем, а потом притопнем,вокруг себя повернись, на Байкале окажись!» Потом закроем глаза (не подглядывайте, а то волшебство не получится) (в это время воспитатель раскладывает ткань, которая будет изображать озеро).
В.– Где мы вами оказались? Посмотрите, какая красивая природа в нашем краю! (показывает иллюстрации с изображением озера). Здесь растет много деревьев и кустарников. А какие деревья знаете вы?(дети называют).Молодцы!А вы любите отгадывать загадки?Хорошо, тогда отгадайте первую загадку.
Загадка1. Загадка 2.
Что же это за девица:У меня длинней иголки, чем у елки.
Не швея, не мастерица,Очень прямо я расту в высоту.
Ничего сама не шьёт,Если я не на опушке,
А в иголках круглый год.Ветки только на макушке.
(Ель)(Сосна)
-А отгадки спрятаны у нас в группе. Пойдемте их поищем(дети находят 2 мольберта, на которых располагаются картинки с изображением ели и сосны)
В.- Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, чем похожи сосна и ель? (У ели есть ствол и у сосны есть ствол; ветки сосны зелёные и ветки ели зелёные; у сосны иголки и у ели иголки; эти деревья зелёные круглый год).
В: - Ребята, но всё же эти деревья различаются. А для того чтобы их научиться различать, давайте с вами выучим поговорку:
Елочка – короткая иголочка
Сосна – длинная игла.
(Дети повторяют поговорку все вместе, затем по одному 2-3 человека).
В: - Ребята, послушайте, мне кажется, что-то шумит. Слышите?(включается фонограмма «шум ветра»). Мне кажется отсюда звук (подходит к окну). Ой, ребята, посмотрите, что ветер натворил! Разбросал все листочки! Поможете мне собрать их? Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать! (под веселую музыку проводится дидактическая игра «Найди и собери»).
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
-Посмотрите, как много листочков мы собрали! А как вы думаете, с каких деревьев прилетели эти листья? (дети находят листы с изображением стволов деревьев: береза, рябина, осина)
БерезкаРябинкаОсинка
Эта модница леснаяНа холме стоит рябинка,В саду осеннем у дорожки
Часто свой наряд меняет:Держит прямо ровно спинку.Осина хлопает в ладошки.
В шубке белой – зимой,Нелегко ей жить на свете,Вот почему на той неделе
Вся в сережках – весной,Ветер крутит, ветер вертит,Ее ладошки покраснели.
Сарафан зеленый – летом,Но рябинка только гнется,
В день осенний – в плащ одета.Не печалится-смеется.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Дети раскладывают листья на стволы деревьев)
В:-У нас получились красивые, нарядные деревья, как сказочные!А чтобы ветер-озорник их больше не разбросал, мы можем с вами их приклеить(помогает детям расположить листья).
В: - Ребята, волшебный камень мне сказал, что видел в вашей группе друзей, это камни и сувениры с озера Байкал, покажем ему нашу коллекцию? (дети подходят к столу, где располагается коллекция сувениров и магнитов, рассказывают, что там находится).
«Волшебный камень» хочет остаться у нас, ему очень у нас понравилось, оставим? (помещаем камень среди коллекции).
(в конце занятия воспитатель предлагает сфотографироваться на память)