Конспект урока литературное чтение на тему С.Маршак Весенняя песенка

Конспект уроков «Весенняя песенка» С.Я. Маршак
Цели урока:
Познакомить со стихотворением Маршака «Весенняя песенка»
Развивать технику чтения и умение находить рифму.
Продолжить развитие умений наблюдать за изменениями в жизни живой и неживой природы весной, через поэтические образы.
Воспитывать любовь к поэзии, бережное отношение к природе.
Оборудование: картина с изображением весны, музыка о весне, Proklass, карточки со словами, мульт. проектор, компьютер,
Ход урока I. Организационный момент. 0.5 мин Громко прозвенел звонок, Слайд 1 Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Будем громко мы читать, На вопросы отвечать.
Подготовка к восприятию стихотворения. 3 мин
1. Вводная беседа 2 мин
- Сегодняшний урок литературного чтения я хотела бы начать с музыкального произведения русского композитора Петра Ильича Чайковского.
- Послушайте и постарайтесь услышать какое время года композитор изобразил в своём произведение и на каком инструменте она звучит?
Звучит музыка 35 сек
– Какое время года вы представляли, слушая музыку? (весну).Какую?
- Удалось ли композитору передать вам красоту весны?
- Через что он смог её передать? (через музыку, ноты)
На доске появляется карточка с изображением нот
2. Работа с репродукцией картины 1 мин
На доске вывешена репродукция картины Левитана «Март»
- А кто может выразить красоту весны, через краски и кисти? Учитель показывает картинку с красками и кистями
- Художник Исаак Ильич Левитан решил показать вам красоту весны в картине «Март».
– Какое настроение вызывает эта картина? (Радость, веселье, прилетели птицы, принесли весну).
Постановка цели урока. 5 мин
- Композиторы создают образ весы с помощью мелодий, художники с помощью красок,
- а известно ли вам с помощью чего создают образ весны поэты? (словами).
- Что нужно сделать, чтобы узнать, какой образ весны создают поэты? (познакомиться с произведением) - Сегодня мы будем читать стихотворение о весне, которое написал известный детский поэт.
- Расшифруйте по коду и прочитайте его имя. 1 мин СА-ЛЕ-МУ-ВИЧ-ИЛ-МАР-ЯКОВ-ШАК (Вывешивается надпись Самуил Яковлевич Маршак) Слайд 2. С. Я. Маршак написал много стихов для детей: о буквах, о цифрах, о животных, о временах года, о месяцах и многие другие. Вы должны будете научиться выразительно читать новое стихотворение. А какое, узнаете, разгадав кроссворд для этого вспомнить его стихи, которые уже знаете Слайд 3

Кто обедал в зоопарке у зверей? (воробей) 2 мин
Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы! (зебры)
Дали туфельки . (Кому?). Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре! (слон)
И тот, кто смуглым мальчуганом
На берегу встречал восход,
Во флоте служит (капитаном),
Могучий водит теплоход.
Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. (Рассеянный)
Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят. О ком это отрывок? (Совята)
Мой Веселый, Звонкий, Ты куда Помчался Вскачь? (мяч)
- Какое слово получилось по вертикали? (весенняя)
- Что может быть весенней? (песенка)
- Можно предположить о ком или о чём новое произведение?
- Кто может петь песенку весной?
Знакомство с произведение С. Маршака «Весенняя песенка». 10 мин
С. Маршак ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки.

1. Слушание записи стихотворения. 40 сек.
С. Маршак. “Весенняя песенка” запись в слайд-фильме Слайд 4
- Сейчас послушайте стихотворение, в котором С. Маршак описывает весну.
2. Работа над прослушанным текстом.
– Образ какой весны создал поэт? (Ранней, начинающейся)
– Какое настроение вызывает стихотворение? (Радостное)
3. Первичное чтение стихотворения.
– Чтобы прочувствовать все, что поразило автора, будем читать по строфам.
- Откройте учебники на стр.
1 строфа.
1 ученик читает вслух.
– Какие изменения неживой природы указывают на приход весны? (Тает снег, треснул лед на озере)
- Прочитайте. (Дети читают 1 и 3 строчки.)
– Как читаем первую строфу? (Задумчиво)
– Читаем вторую строфу.
1 ученик читает вслух.
– Назовите изменения в неживой природе. (Небо стало выше)
– А что сказано о живой природе? (Зачирикал воробей Веселей на крыше.)
 – Какие другие птицы сообщают нам о весне? (Грачи, скворцы, жаворонки) Слайд 5
– Какие пословицы о птицах вы знаете. (Увидел грача – весну встречай)
Несколько пословиц на слайде Слайд 6
– Как читаем 2 строфу? (Весело)
– Читаем 3 строфу.
1 ученик читает вслух.
- Как нужно читать 3 строфу?
– Назовите изменения в неживой природе. (Чернеют дорожки)
– Отчего это происходит? (Растаял снег)
– Что произошло в живой природе? (На вербе появились сережки)
- О каких серёжках говорит автор? (Это верба зацвела)
– Какие другие раннецветущие растения вы знаете? (Подснежник) Слайд 7
- Подснежник- это весенний гость, он появляется на проталинах.
Физкультминутка. 1 мин Слайд 8
– Давайте вместе с подснежником: потянемся к солнцу, вытянем ножку – стебелёк.
(Дети выполняют движения, соответственно тексту стихотворения)
В лесу, где берёзы столпились гурьбой, Подснежника глянул цветок голубой (дети сидят на корточках и потихоньку встают) Сперва понемножку Зелёную выставил ножку (руки на пояс, попеременно выставляют вперёд ноги) Потом потянулся из всех своих сил (дети тянутся, руки вверх) И тихо спросил: «Я вижу:  погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?» (дети поднимают руки вверх)
4. Выразительное чтение стихотворения. 2 мин
– Прочитаем стихотворение, показывая разнообразие в настроении по строфам.
Читают вслух.
Закрепление прочитанного. 2 мин
Игра «Что сначала, что потом».
- А теперь, проверим, как вы запомнили стихотворение.
- Вам нужно будет собрать действие происходящие в стихотворении по картинкам.
- Подумай, в каком порядке должны располагаться картинки.
Итог урока. 5 мин
Как называется произведение, с которым познакомились?
А. Весенняя песня В. Весенняя песенка С. Песенка весенняя
2. Жанр произведения «Весенняя песенка»
А. Рассказ В. Стихотворение С. Сказка
3. На каком портрете С.Я. Маршак?
А. Л. Толстой В. С. Маршак С. А. Пушкин
4. Какое слово из стихотворения пропущено?
Все чернее с каждым днем Стежки и ., И на вербах серебром Светятся сережки.
А. тропинки В. дорожки С. дороги
Рефлексия. Учитель прикрепляет на доску солнышко без лучей.
- Пока мы работали в нашем классе появилось весеннее солнышко, а вот насколько оно будет ярким зависит от вашего настроения. Если вы довольны своей работой на уроке, то прикрепим к солнышку яркий лучик (жёлтый), а если недовольны – темный (коричневый).
VI. Домашнее задание. 0.5 мин Слайд 9
Выучить стихотворение. Понаблюдать за признаками весны в неживой и живой природе и сравнить их с описанными автором в стихотворении, а также можете нарисовать
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



























































Са му ил
Arial BlackЯков леArial BlackМар шакArial Blackвич МарArial BlackРисунок 2