Гражданско-патриотическое воспитание в работе классного руководителя для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Резван Н.Г.
(руководитель МО классных руководителей)
Гражданско-патриотическое воспитание
в работе классного руководителя.
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности.
 Мы говорим о том, что гражданское воспитание - главная задача государства.
Следовательно, воспитание гражданина - это значит воспитание россиянина.
- Что во все времена являлось главным качеством россиян?
- Что было всегда предметом их гордости?
- За что ценились всегда россияне?
- Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином?
- На каких принципах воспитывать?
- Какие качества личности формировать?
Вот круг вопросов, которые волнуют многих педагогов.
 У  меня нет  четко выработанной  системы  гражданско – патриотического воспитания, но всё-таки мною был проведён ряд мероприятий, направленный на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, физического и других аспектов.
В этой работе я  выделяю несколько направлений:
 I направление. Воспитание через систему классных часов и классных собраний:
- Я – гражданин;
- Символика России;
- Мои права и обязанности;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Устав школы;
- Мои слабые и сильные стороны;
- Я – дома. Я – в школе. Я – среди друзей;
- Моё место в коллективе;
- Умей общаться со всеми и всегда;
- Наши школьные дела – успехи и промахи и т.д.
II направление. Участие в общественно – значимых акциях;
- Помоги собраться в школу (ежегодно);
- Сколько стоит «бесплатно»?
-  Акция « Забота»: помощь пожилым;
- Акция «Экология школьного двора»: уборка пришкольной территории;
- День Земли.
- Акции «Сделай мир добрее», «Не стареют душой ветераны», «Слава тебе, солдат!»
III направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия: 
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодно возложение цветов к памятнику Погибшему солдату; посещение музея, проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны).
Празднование памятных дат (Ко дню Победы был проведён цикл классных часов :«Города – герои», «И гордо реет флаг державный», « Нет фашизму», «Так началась война», «У каждого поколения своя война»).
Ежегодное участие в митинге, посвящённому Дню победы.
IV направление. Военно-спортивные игры.
- «День Здоровья», «Весёлые старты», «А ну-ка, парни!».
Необходимо возобновить общешкольный «Смотр строя и песни», которые оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей.
Таким образом, в  процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства.
В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны.
А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.