Выступление на тему Гражданско-патриотическое воспитание в работе классного руководителя для детей с ОВЗ


Гражданско-патриотическое воспитание
в работе классного руководителя для детей с ОВЗ.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Оно направлено на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм. Знакомство детей с родным краем: с историка–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им в формировании гражданских и патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где посадил своё первое дерево. А наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого.
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Гражданско-патриотическое воспитание - формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности.
Мы говорим о том, что гражданское-патриотическое воспитание - главная задача государства.
Следовательно, воспитание гражданина - это значит воспитание россиянина.
- Что во все времена являлось главным качеством россиян?
- Что было всегда предметом их гордости?
- За что ценились всегда россияне?
- Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином?
- На каких принципах воспитывать?
- Какие качества личности формировать?
Вот круг вопросов, которые волнуют многих педагогов.
Работа классных руководителей нашей коррекционной школы направлена на подготовку ребёнка с ОВЗ к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
В нашей коррекционной школе эта работа очень важна и актуальна. Но в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем: низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности обучающихся с ОВЗ, а зачастую и членов их семей; отсутствие у некоторых заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе.
Целенаправленная и плодотворная работа классных руководителей способствует повышению интереса и мотивации у обучающихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории своего края и страны обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии в музеи школы и города позволяют обучающимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические и духовно-нравственные традиции народа.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у детей с ОВЗ крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи являются различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Гражданско-патриотическое воспитание для детей с ОВЗ это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
В работе классных руководителей нашей коррекционной школы можно выделить четыре направления, направленных на воспитание и развитие гражданственности и патриотизма у обучающихся. Мероприятия в каждом направлении готовятся и проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Классные руководители делают акцент на разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
I направление. Воспитание через систему классных часов.
- Я – гражданин России;
- Символика России;
- День героя России;
- Права и обязанности;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Моё место в коллективе;
- Умей общаться со всеми и всегда;
- Мои успехи и промахи и т.д.
II направление. Участие в единых классных часах.
- Урок Доброты.
- Урок финансовой грамотности.
-  Наш терроризму ответ: «Нет!». (о событиях в Беслане).
- 100-освоение Арктика;
- Урок компьютерной грамотности.
- и т.д.
III направление. Воспитание на боевых традициях народа
и Вооруженных Сил.
- Уроки Мужества, посвященные участникам локальных войн;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- Цикл классных часов: «Города – герои», «И гордо реет флаг державный», «Так началась война», «У каждого поколения своя война»…;
- Ежегодное участие в празднике, посвящённому Дню победы;
- Смотр инсценированной песни;
-и т. д.
IV направление. История родного края.
- Посещение школьного краеведческого музея;
- Посещение городского музея им. Попова.-Посещение Дома им. Комарова;
-и т.д.
Таким образом, в процессе специально организованного гражданско-патриотического воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства.
А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны гражданско-патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.
Годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них может, быть будет зависеть наше с вами безопасность и благополучие.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе классного руководителя в МБОУ лицее №5
 
1.Общие положения
 1.1.  Настоящее положение разработано на основе:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 21.12.2012 года;
 - Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений» № 21 от 03.02.2006 г.,
- «Об утверждении ФГОС НОО» №373 от 06.10.2009 г.,
- «Об утверждении ФГОС ООО» №1897 от 17.12.2010 года,
- «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель) № 544н от 18.11.2013 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
1.2.    Функции классного руководителя возлагаются на педагогического работника МБОУ лицея №5 с его согласия приказом директора МБОУ лицея №5.
 1.3.  Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе.
 1.4.  Во время отсутствия классного руководителя (отпуска, болезни) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.5.  Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителями директора лицея по ВР и УВР (не реже 1 раз в полугодие).
1.6.      В своей деятельности классный руководитель руководствуется должностными обязанностями.
 2.      Функции классного руководителя
2.1.  Организационно-координирующие:
2.1.1.     Обеспечение связи МБОУ лицея №5 с семьей.
2.1.2.       Установление контактов с родителями (законными представителями) учащихся, оказание им помощи в воспитании (лично, через педагога-психолога, педагога дополнительного образования).
 2.1.3.    Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) учащихся.
 2.1.4.       Взаимодействие с педагогическими работниками по организации внеурочной деятельности, дополнительного образования МБОУ лицея №5 и системы дополнительного образования г.Каменск- Шахтинского.
 2.1.5.     Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
2.1.6.      Организация воспитательной работы с учащимися через проведение классных, внеклассных, общешкольных мероприятий и участия в городских акциях, проектах и мероприятиях.
 2.1.7.      Стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе в системе дополнительного образования.
 2.1.8.      Взаимодействие с каждым учащимся и коллективом класса в целом.
2.1.9.     Ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план воспитательной работы классного руководителя, заполнение дневника в школьной социальной сети интернет «Дневник.ru.»).
2.1.10.Предоставление отчетности с фото-приложением по результатам окончания учебного года согласно нормативным документам.
          2.2.    Коммуникативные.
2.2.1.     Регулирование межличностных отношений между учащимися.
 2.2.2.      Установление взаимодействия между педагогическими работниками и учащимися.
 2.2.3.       Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.
 2.2.4.      Оказание помощи учащимся в формировании коммуникативных качеств.
 2.3.  Аналитико-прогностические.
 2.3.1.    Изучение индивидуальных особенностей учащихся и динамики их развития.
 2.3.2.       Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
 2.4.  Контрольные.
 2.4.1.     Контроль за успеваемостью каждого учащегося.
 2.4.2.     Контроль за посещаемостью учебных занятий учащихся.
 2.4.3.       Контроль за посещаемостью внеурочной деятельности и количество посещенных часов за год.
 3.       Направления воспитательной деятельности
 3.1.   Организация классного коллектива: работа с активом, организация дежурства по классу, организация горячего питания учащихся и учащихся из малообеспеченных семей, подвоз специализированным школьным автобусом и т.д.
3.2.Выполнение мероприятий по формированию воспитательной компоненты МБОУ лицея №5, направленных на реализацию следующих направлений:
-гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственно-духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культурологическое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- воспитание семейных ценностей;
- экологическое воспитание.
3.3.Ведение персонифицированного учета учащихся закрепленного класса дополнительными программами, стимулирование занятости детей до 100 % охвата учащихся  системой дополнительного образования.
3.4.Систематическое (1 раз в неделю) проведение классных часов (собрания, тематические мероприятия, организационные классные часы и т. п.) с учащимися закрепленного класса.
3.5.  Организация работы по профессиональной ориентации учащихся средней и старшей школы МБОУ лицея №5.
3.6.  Формирование  системы ученического самоуправления в классном коллективе и координирование деятельности органов классного самоуправления, стимулирование участия учащихся закрепленного класса в общешкольных и городских мероприятиях, организованных лидерами детского самоуправления МБОУ лицея №5.
3.7.  Привлечение детей к деятельности в рамках детских общественных объединений, волонтерской деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
3.8.  Проведение родительских собраний (не реже одного раза в четверть), проведение просветительских и разъяснительных мероприятий с родителями по вопросам учебно- воспитательного процесса.
3.9.  Содействие деятельности родительского комитета класса и  участию родительской общественности класса в  Управляющем совете  лицея №5.
3.10.  Повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса.
3.11.  Взаимодействие с учителями, работающими в классе.
3.12.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, способствование  прохождению диспансеризации, профилактических осмотров в рамках взаимодействия с медицинской службой.
3.13.Обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; 3.14.Обеспечивание равного доступа к инфраструктуре воспитания детей «группы риска», включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.15.Организация  участия в различных  федеральных, областных проектах здоровьесбережения: АРМИС, всеобуч по плаванию и др.
3.16.  Систематический анализ динамики личностного развития обучающихся, анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика; анализ и оценка воспитанности личности и коллектива; обеспечение индивидуального развития учащихся класса, полного раскрытия их способностей.
3.17. Организация мероприятий одной параллели, общешкольных мероприятий через реализацию КТД  (коллективную творческую деятельность) учащихся закрепленного класса согласно  плану мероприятий воспитательной деятельности на текущий учебный год.
3.18.Формирование социального паспорта закрепленного класса на начало  учебного года; выявление и учет детей социально незащищенных категорий; обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся.
3.19.  Систематическое посещение семей «группы риска» в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы.
3.20.  Систематическое осуществление наблюдений за поведением детей «группы риска» и состоящих на различных видах профилактического  учета
 ( внутришкольный, в ПДН).
3.21.Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основеотечественных традиций.
3.22.  Соблюдение санитарного состояния, температурного режима прикрепленного кабинета.
4.Ответственность
В установленном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель  несет ответственность за:
4.1.Жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса, организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту, формирования здорового и безопасного образа жизни и т.п.
4.2.Нарушение прав и свобод учащихся. Применение,  в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности; увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.4.3.Нарушение выполнения приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности".
4.4.Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МБОУ лицея №5, законных распоряжений директора или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
4.5.Виновное причинение МБОУ лицею №5 или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовыми и (или) гражданским законодательством.