Опыт работы по развитию духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.


Опыт работы по развитию духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.МБДОУ «ЦРР - детский сад «Ласточка» Коновалова О.А. г. Обнинск. 2017г. Философские, психолого-педагогические исследования доказывают: основы духовности, закладываются в период дошкольного детства. Воспитание духовности начинается с развития эмоциональной сферы.Яркие проявления бездуховности: асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, суицид, являются следствием эмоциональной неразвитости, причина которой кроется в характерном для общества дефиците гуманности, милосердия, взаимопонимания, сказывающемся, прежде всего на детях.Академик Д.С. Лихачёв подчёркивал, что «мы не выживем физически, если погибнем духовно». ФГОС дошкольного образования отмечает важность духовно – нравственного воспитания дошкольников. «Стандарт направлен на решение следующих задач: 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…» (пункт1.6.ФГОС ДО) В соответствии с требованиями ФГОС педагоги МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» разработали мероприятия, направленные на формирование и развитие духовно-нравственной сферы личности дошкольников. Система мероприятий включает в себя:- работу с детьми;- взаимодействие с семьями воспитанников;- работу с педагогами (повышение квалификации и пр.) Педагоги учреждения проходили обучение на курсах «Калужского государственного института модернизации образования» по программе «Воспитание и дополнительное образование» по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе Православной культурной традиции».
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Ласточка» является методическим центром по реализации ООП ДО «Детский сад 2100». В МБДОУ созданы оптимальные условия для обеспечения обогащенной развивающей среды и социальной поддержки воспитанников и их семей Хорошо налажено социально-образовательное партнерство с образова-тельными учреждениями, учреждениями культуры, с государственными и муни-ципальными институтами, семьями воспитанников, с общественными организа-циями, а также внутреннее взаимодействие (воспитатели групп, специалисты). В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». Педагоги стараются окружить любовью и заботой каждого воспитанника. Не даром талисманом нашего учреждения является аист – символ крепкой семьи, мира, счастья и благополучия. Согласно статистике время детей дошкольного возраста распределяется следующим образом:сон 8-10 часов; детский сад 10 – 12 часов; общение с семьёй от 2 до 4 часов. По мнению учёных наиболее важным в развитии личности ребенка является влияние семьи, существующая в ней система внутрисемейных, сиблинговых, а также детско-родительских отношений. К сожалению, времени для общения с родителями остаётся очень мало, и оно не всегда является конструктивным для ребёнка. Поэтому, возникает необходимость повышать педагогическую компетентность родителей. Взаимодействие с семьями воспитанников. Два раза в год родителям, во время НОД, предлагается проанализировать развитие навыков и умений ребёнка и заполнить карту индивидуального наблюдения. - Открытые просмотры занятий и режимных моментов;- Семейные художественно - творческие проекты; - Участие в выставках, экскурсиях, походах;- Совместные праздники, досуги;- Педагогическая гостиная;- Социологические опросы;- Дни открытых дверей; - Семинары – практикумы;- Анкетирование;- Почтовый ящик;- «Круглый стол»;- Выпуск газеты;- Мастер – классы;- Акции и т.д. В МБДОУ разработан и реализуется долгосрочный педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Обнинск – первый наукоград России». Он включает в себя подпроекты, реализуемые во всех группах от первой младшей до выпуска детей из детского сада. Мною был разработан и внедрён в группе кратковременного пребывания проект «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста».Разработаны авторские конспекты НОД по духовно – нравственному воспитанию. Опытом работы в группе кратковременного пребывания по духовно-нравственному воспитанию делилась на VIII Всероссийской научно-практической конференции посвященной направлениям и перспективам развития Образовательной системы «Школа 2100» «Личностно ориентированное дошкольное, начальное и основное общее образование в контексте ФГОС». Руководство МБДОУ заинтересовано, чтобы все педагогические работники постоянно совершенствовали свой профессиональный уровень. При содействии руководства педагоги проходят обучение на курсах дополнительного образования, курсах повышения квалификации, принимают активное участие в конференциях, вебинарах, изучают методическую литературу. Один раз в неделю проводятся мероприятия по обмену опытом: мастер-классы, презентации, круглые столы, мозговые штурмы и т.д. Работа по духовно - нравственному воспитанию в МБДОУ включает в себя разнообразные тематические мероприятия с участием семей воспитанников, воинской части и МЧС. Осуществляется бесплатное дополнительное образование художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и познавательно-речевого направления. Для решения задач художественно-эстетического воспитания организована работа кружков по изобразительной, театрализованной деятельности, гимнастики. Работает театральнаястудия. «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» (Лев Николаевич Толстой)Даря любовь детям, занимаясь самообразованием и проводя плодотворную работу с семьями воспитанников, мы закладываем прочный фундамент, который поможет воспитать высоконравственную личность, в которой так нуждается современное общество. http://ramki-photoshop.narod.ru/fon/fon_37_small.jpg фонhttp://www.playcast.ru/uploads/2014/04/29/8404385.png цветы http://www.playcast.ru/uploads/2014/02/27/7628445.png цветыhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6005/goroshcko-tatjana.30/0_551be_7cffd93c_S.jpg ежик с сердечкомhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5804/goroshcko-tatjana.30/0_551c1_bec5d3ba_S.jpg ежикhttp://www.arinasorokina.ru/wp-content/uploads/2012/05/clipart-16-300x283.png мальчик и девочкаСписок используемой литературы:ФЗ от 29декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в РФ»Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.;"Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова;"Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева;Коновалова О.А. «Возрождение семейных ценностей – залог благополучия молодых семей». Стр. 136 – 143. «Современная педагогика: традиции и инновации: Материал VII международного конгресса «Российская семья»» (Москва – Курск 20 -21 мая 2010 г.) В 2-х ч. Ч 1/ науч. ред. В.И. Жуков. – М.: Изд – во РГСУ «Союз», 2010. – 340 с.Коновалова О.А. «Ошибки в воспитании, как фактор сиблинговых конфликтов в обществах с различной культурой». Стр.42 – 44. Социальное образование и экономический потенциал России: пути инновационного развития: сб. науч. статей Всероссийской научно – практической конференции, посвящённой 20 – летию образования РГСУ и 55 – летию первого российского наукограда – города Обнинска. Обнинск, 20 – 21 мая 2011 г./ РГСУ филиал в г. Обнинске. – М.: Издательство РГСУ, 2011. – 134 с.Коновалова О.А. Как вырастить монстра в домашних условиях. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/vzaimodejstvie_s_roditeljami/kak_vyrastit_monstra_v_domashnikh_uslovijakh/115-1-0-496Коновалова О.А. Семья и Россия – одна судьба. http://samarapedsovet.ru/load/nachalnye_klassy/socialnye_proekty/semja_i_rossija_odna_sudba/150-1-0-614Коновалова О.А .“ Опыт использования развивающей среды" http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/prezentacii/opyt_ispolzovanija_razvivajushhej_sredy_v_mbdou_crr_detskij_sad_lastochka/106-1-0-729 Спасибо за внимание!