Формирование морфологической стороны речи у дошкольников. Игры и упражнения с грамматическим содержанием для детей 3-4 лет.

Формирование морфологической стороны речи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для детей 3-4 лет.
Ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. В основе формирования способов изменения слов и образования грамматических форм лежит активная ориентировочная деятельность ребенка в звуковой стороне речи, ее семантике и в реальных предметных отношениях, стоящих за словом. На каждом новом возрастном этапе в связи с расширением сферы общения и форм речи ребенок как бы заново овладевает теми грамматическими навыками, которые сформировались у него в спонтанной речи к трем годам. В исследованиях был обнаружен парадоксальный факт: дети первоначально правильно усваивают многие традиционные нормативные формы, заимствуя их из речи взрослых в целом, готовом виде (ручек, ножек, карандашей), но затем заменяют эти нормативные формы на неправильные, но образованные по продуктивному типу (жеребенков, варежков, ручков и т. д.). Этот процесс нащупывания формы, опробования способов словоизменения, своеобразного экспериментирования с формой наблюдается на протяжении всего дошкольного детства. Он особенно ярко проявляется в четыре-пять лет, но не затухает и к концу старшего дошкольного возраста.
Инновации (ненормативные формы) затрагивают почти все грамматические категории существительного, глагола, прилагательного. При этом активно осваиваются не только многочисленные единичные формы, исключения, но и грамматические правила. Разницу между единичными нормативными формами и правилом можно увидеть на примере родительного падежа множественного числа существительных. В этой форме употребляются три окончания: -ов/-ев, -ей и нулевое. Если слово в именительном падеже единственного числа имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа употребляется ненулевое окончание, и наоборот (флажок–флажков, озеро–озер, груша–груш, матрешка–матрешек). Выбор между ненулевыми окончаниями зависит от того, каким является последний согласный основы: после твердых согласных и «й» употребляется ов/ев, после мягких и шипящих -ей (сарай–сараев, карандаш–карандашей). Наряду с формами, образующимися по этому правилу, есть слова, представляющие аномалию в языке: волчат, солдат, глаз, человек (данные С. Н. Цейтлин). Специальные эксперименты выявили, что для детей представляет трудность не только усвоение этих аномальных форм, но и самих правил.
Раньше и проще усваивается правило образования форм существительных, имеющих последним согласным основы твердый согласный звук (грибков, столов), затем формы с нулевым окончанием (груш, слив). Правило образования форм слов, у которых последний согласный основы мягкий или шипящий (карандашей, ежей), остается нетвердо усвоенным и к концу старшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте продолжают активно осваиваться способы образования множественного числа существительных в именительном падеже; родительного падежа множественного числа; сравнительной степени прилагательных и наречий, способы образования видовых пар глаголов, глаголов в повелительном наклонении. Остается нетвердо усвоенной родовая принадлежность ряда существительных, некоторые предлоги с пространственным значением (на, под, около, за).
Инновации в детской речи свидетельствуют об активном творческом поиске ребенка, активной ориентировке в явлениях грамматики. Их нежелательно называть ошибками, это «хорошие ошибки» (Р. Е. Левина), ошибки роста. Без них ребенок не может освоить богатства языка. Отсутствие ошибок в речи младших дошкольников не всегда является свидетельством правильности речи. Меньше всего ошибок делают дети малоактивные, неразговорчивые. Об этом воспитатель должен помнить.
Формирование грамматического строя речи дошкольников осуществляется прежде всего в процессе их общения с окружающими людьми в повседневной жизни. Пользуясь различными вещами, выполняя несложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними, приобретают элементарные практические навыки. Жизненные впечатления составляют основу речевого развития ребенка, овладения грамматическим строем языка. В повседневном общении ребенок научается понимать обращенную к нему речь более сложную в грамматическом отношении, чем собственная. Из речи окружающих заимствует ребенок и слова, и их грамматические формы, и конструкции предложений.
Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны прежде всего активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не слишком заорганизовывать детей, не подчинять общение узко дидактическим задачам.
Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны прежде всего активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не слишком заорганизовывать детей, не подчинять общение узко дидактическим задачам.
Грамматическое содержание работы скрыто от детей. Перед ними всегда стоит та или иная игровая задача: отыскать спрятанную игрушку («Прятки»); запомнить предметы, выставленные на столе воспитателя, быть внимательным («Чего не стало?»); узнать предметы по описанию («Чудесный мешочек») и т. д.
Многие такие оригинальные игровые упражнения разработаны О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, В. В. Гербовой. Интересную подборку игр и упражнений по формированию способов изменения и образования глаголов сделала Г. И. Николайчук. Описание игр дано ниже. Игры заимствованы из методической литературы и опубликованных работ по фольклору.
Грамматическое содержание работы скрыто от детей. Перед ними всегда стоит та или иная игровая задача: отыскать спрятанную игрушку («Прятки»); запомнить предметы, выставленные на столе воспитателя, быть внимательным («Чего не стало?»); узнать предметы по описанию («Чудесный мешочек») и т. д.
Формирование способов словообразования
Освоение способов словообразования начинается уже на третьем году жизни. Это длительный процесс, растягивающийся на весь период дошкольного детства и имеющий ряд качественно своеобразных этапов. Для младшего дошкольного возраста характерно освоение производных (образованных от других) слов в целом готовом виде, не производство, а воспроизводство слова, хотя имеет место и нерегулярное словотворчество. Изредка дети образовывают новые детские слова, инновации, но сами не замечают этого.
Основное внимание младшего дошкольника приковано к пониманию производного слова и адекватного его использования в речи. Инновации возникают при образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением (рукавочки, детята, лосих, алиха), глаголов совершенного и несовершенного вида, в неопределенной форме (ищить, ищать, исать, скользают, клюкает, жукает). Небольшое количество инноваций свидетельствует о том, что процесс активного освоения способов словообразования находится в начальной стадии.
С детьми можно организовывать игры, в которых они могли бы соотнести производящее и производимое слово. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием и происходит в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.
С детьми можно организовывать игры, в которых они могли бы соотнести производящее и производимое слово. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием и происходит в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх
Четвертый год жизни очень важный этап в освоении грамматического строя речи ребенка. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. От того, чем наполнена жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельности зависит весь ход дальнейшего речевого развития.
При благоприятных условиях уже в младшем дошкольном возрасте происходит расцвет словотворчества, возникает своеобразное экспериментирование со словом, его формами языковые игры. Их появлению благоприятствуют дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием, стимулирующие поисковую активность детей в сфере языка и речи, формирование языковых обобщений. Особенно важны игры с глагольным словом, удовлетворяющие естественную потребность ребенка в движении, динамике речи и организующие речевое высказывание.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Чудесный мешочек
Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.
Материал. Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Мешочек.
Организация. Воспитатель обращается к детям:
К нам в детский сад пришел Заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Она длинная, красная.)
Морковь кладут на стол.
А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Он длинный, зеленый.) А это... (помидор). Какой помидор? (Он круглый, красный, большой.) А это... (яблоко). Оно какое? (Красное, круглое, большое.)
Заяц хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешок. Зайка опустит лапу, возьмет предмет и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у него в лапе. Внимательно слушайте:
Она длинная, красная. Что это? (Морковь.)
Заяц «достает» морковь.
Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)
Оно круглое, красное. (Яблоко.)
Он круглый, красный. (Помидор.)
Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение.
 Послушай хорошо. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Найдите и положите в мешок овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоко это фрукт.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.
Разноцветный сундучок
Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материал. Шкатулка. Предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, матрешка и другие предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода, по числу детей.
Организация. На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?». Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в его родовой принадлежности.
В том случае, если на картинках будут изображены 2–3 предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
Теремок
Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании в роде существительного и глагола прошедшего времени.
Материал. Деревянный теремок. Игрушечные звери: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Организация. Воспитатель ставит (строит) на ковре теремок. Возле теремка рассаживает зверей. Дети стайкой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.
 Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Правильно, мышка.
Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.
Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремочку... лягушка.
И так далее. В рассказывании используются слова: прибежала, прибежал, прискакала, прискакал, притопал. После чтения сказки воспитатель обращает внимание детей на глаголы:
Кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
Чего не стало?
Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал. Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), разноцветные ленточки (длинные и короткие), лошадки, утята. Мешок. Буратино.
Организация. Воспитатель вносит в группу Буратино. У Буратино мешок.
 Что у тебя в мешке, Буратино?
Буратино «говорит», что принес ребятам игрушки.
Вам интересно, какие игрушки у Буратино в мешке?
Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
 Что это? Матрешка? Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставим их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть?
Так достают и рассматривают все предметы.
Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны сказать, каких игрушек не стало.
На столе у воспитателя остаются три пары предметов: две матрешки, две пирамидки и две лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки. Чего не стало? Затем прячет ленточки, на их место ставит пирамидки. Чего не стало? И т. д. В конце воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Каких игрушек не стало?»
Где наши ручки?
Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Организация. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель обращается к ним, приглашая интонацией к игре, шутке:
 Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами.)
Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки. (Топают ножками.)
Где наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки.
Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки.
Повторить два-три раза.
Лото
Цель. Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падеже).
Материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка–матрешки, ведро–ведра, колесо–колеса, кольцо–кольца и т. д.).
Организация. Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним. Обращается к детям.
 Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Обязательно надо назвать игрушку.
Тот, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет или меньше всех картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. д. Задания придумывают вместе с детьми.
Мишка, поезжай
Цель. Упражнять в образовании форм глаголов скакать, ехать (поскачи, поезжай).
Материал. Грузовик, мышка, мишка.
Организация. Воспитатель вносит в групповую грузовик, на котором сидят мишка и мышка. Дети с интересом обступают их.
 Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Если хотите, надо их попросить, сказать: «Мишка, поезжай». А еще можно зверей попросить поскакать: «Мишка, поскачи». (Слова сопровождаются действиями с игрушками.) Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? Какое задание им дашь?
Игра проводится до тех пор, пока не иссякнет интерес детей.
Мишка, ляг
Цель. Упражнять в образовании форм глаголов лечь, петь (ляг, спой).
Материал. Плюшевый мишка (озвученная игрушка).
Организация. В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его. Воспитатель:
Медвежонок умеет выполнять поручения. Его можно попросить: «Мишка, ляг на бочок», «ляг на спинку», «ляг на животик». А еще он умеет петь. Попросите: «Мишка, спой». Вот как поет медведь. Понравилось? (Слова сопровождаются действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик».
Можно мишке давать и другие задания: поезжай, поскачи, попляши и т. д.
Прятки
Цель. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Организация. В гостях у детей снова Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной. Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вот он куда забрался! Закройте глаза, мышонок снова будет прятаться. (Мышонок залезает на кабину.) Где же мышонок?» И т. д.
Потерялись
Цель. Соотносить название животного и его детеныша (утка–утенок, курица–цыпленок, коза–козленок, корова–теленок, лошадь–жеребенок).
Материал. Игрушечный домик, игрушечные животные: утка–утенок, курица–цыпленок, коза–козленок, корова–теленок, лошадь–жеребенок.
Организация. Воспитатель расставляет в разных местах животных. На ковре игрушечный домик, в нем детеныши. Воспитатель:
Давайте посмотрим, кто в теремочке живет? «Кря-кря-кря» кто это? Утка? Правильно. (Достает утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
Ребенок ходит по группе, ищет.
А это чей голос? «Пи-пи-пи» кто это? (Достает цыпленка). Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда все малыши найдут своих мам, их сажают вместе. Дети рассматривают их, называют: утка–утенок, курица–цыпленок и т. д. Зверей сажают в машину и увозят в гости к другим детям.
Чей голос?
Цель. Различать животных и детенышей по звукоподражанию. Соотносить названия животных и их детенышей (мышка–мышонок, утка–утенок, лягушка–лягушонок, корова–теленок).
Материал. Игрушки: мышка–мышонок, утка–утенок, лягушка–лягушонок, корова–теленок.
Организация. В гости к детям приходят (приезжают) звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
 Му-у-у кто так мычит? (Корова.) А тоненько кто мычит? (Теленок.)
Ква-ква чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок.) Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? (Лягушонок.)
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы это сделать, надо правильно позвать: «Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, иди ко мне».
На прогулку
Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных.
Материал. Поднос с игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат, зайчат, утят, мышат и т. д. по количеству детей. Строительный материал.
Организация. Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его. Воспитатель:
К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик. Выберите, для кого будете строить домик, и попросите правильно: «Дайте мне, пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка».
Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре располагается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.
Поручения
Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных. Упражнять в образовании форм глаголов.
Материал. Игрушки: бельчонок и котенок.
Организация. Раздается мяуканье.
Воспитатель:
Кто это мяукает? Где он?
Выходит в раздевалку вместе с детьми:
Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.
Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!» Вот как скачет! А котенка можно попросить: «Котенок, спой!» Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают).
Дружные ребята
Цель. Соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать наименования детенышей животных.
Материал. Белка и лиса.
Организация. Воспитатель объясняет детям содержание игры:
Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна бельчата, вторая лисята. Вот ваши дома (ставит в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису). Когда услышите танцевальную музыку, будете танцевать и бегать резвиться на лужайке. При команде «Опасно!» все бегите к своим мамам.  Выигрывает та команда, которая скорее соберется.
Игра повторяется три-четыре раза. Активизации наименований детенышей животных, соотнесению их с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Педагог принимает на себя роль взрослого животного, дети детеныши. Например, педагог курица, а дети цыплята. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» все дети-цыплята бегут под крыло к маме-курице.
Будут на зиму дрова
(Физкультминутка)
Цель. Соотносить глагол, его формы с собственными движениями.
Организация. Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки (подав правую руку один другому). С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.
Качели
(Физкультминутка)
Цель. Соотносить производное слово (глагол и имя существительное) и выразительные движения.
Организация. Проводится стоя. Воспитатель читает стихотворение, которое дети сопровождают ритмическими движениями.
Все лето качели
Качались и пели,
И мы на качелях
На небо летели.
Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях.
Настали осенние дни.
Качели остались одни.
Уменьшая ход качелей, пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до остановки.
Лежат на качелях
Два желтых листка.
И ветер качели
Качает слегка.
Выполняют легкое покачивание.
Волк и зайцы
(Подвижная игра)
Цель. Понимать и соотносить с движением глагольные формы (спрячься, спрячемся, попрячемся).
Организация. Воспитатель читает стихотворение. Дети выполняют движения, согласованные со словом.
Раз, два, три, четыре, пять
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты,
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся, иди!
Дети-зайцы прыгают на двух ногах, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши. Волк ходит за кругом, щелкает зубами. Затем все прячутся за спинки стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились (в течение двух-трех минут). Побеждают дети, которые не двигались.
Ежик и мыши
(Подвижная игра)
Цель. Активизировать формы повелительного наклонения глаголов (беги, лови).
Организация. Все дети вместе с игроками-мышами встают в круг. Ежик в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж  влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик тупу, туп.
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются и тихо продолжают:
Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик всюду тишь,
Чу, скребется в листьях мышь!
Ежик имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети продолжают:
Беги, беги, ежик!
Не жалей ты ножек,
Ты лови мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегают за круг. Еж их ловит (пятнает). Пойманная мышка выходит из игры и становится в круг. Игра повторяется несколько раз.
Делай сам
(Подвижная игра)
Цель. Соотносить собственные движения с глагольными формами (командами).
Организация. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет по кругу и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу беги!
При словах «Тебя хлопну по плечу» круг останавливается. Водящий слегка касается отдельных детей и называет движения, которые они должны выполнять, например: прыгай, подпрыгни, спрыгни, перепрыгни, ляг, поезжай, потанцуй и т. д. Кто быстро и правильно выполняет названные движения, становится новым ведущим. Если дети затрудняются в подборе команды, взрослый подсказывает.
Игра интересна и полезна и для детей более старшего возраста.
Перепрыгни через ров
(Подвижная игра)
Цель. Образовывать повелительную форму глагола приставочным способом (перепрыгни).
Организация. Игроки распределяются на две команды, которые выстраиваются одна против другой. На площадке перед каждой командой воспитатель рисует две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой это ров. Ведущий произносит стихотворение:
Если хочешь ловким быть,
Если хочешь сильным быть,
Если хочешь быть здоров,
Перепрыгни через ров!
С последними словами все прыгают, и выигрывает та команда, в которой больше детей сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшие дети под те же слова победителей делают вторую попытку перепрыгнуть через ров. Активизировать игру можно прыжками с закрытыми глазами.
Ветер
(Подвижная игра)
Цель. Овладение приставочным способом образования глаголов (выглянули, помчался, запрыгал и т. д.).
Организация. Перед игрой детям надевают на голову шапки с ушами зайчиков. Дети-зайчики располагаются по кругу, присаживаются на корточки. С началом стихотворения дети медленно поднимаются и делают прыжки на двух ногах с продвижением.
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался скок да скок
Белый маленький клубок.
На слова:
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зеленым,
Он вокруг березок кружит,
Перепрыгивая лужи!
дети прыгают на другую сторону участка, где нарисованы небольшого размера круги-лужи, и перепрыгивают их.
Ветер, ветер! Догоняй-ка!
Не догнать лихого зайку!
Все вместе произносят эти строки и разбегаются по залу. Ребенок-ветерок должен салить убегающих.
Игра проводится с небольшими подгруппами детей (6–8 человек). Если играющих больше восьми, выбираются два «ветерка».
Поезд
(Подвижная игра)
Цель. Закреплять умение соотносить слово и действие.
Организация. Дети стоят друг за другом, руки кладут на плечи стоящего впереди ребенка.
Чух, чух, пых–чу,
Пых–чу, вор–чу,
Сто–ять на мес–те
не хо–чу!
Ко–ле–са–ми
Сту–чу, сту–чу,
Ко–ле–са–ми
Вер–чу, вер–чу,
Ко–ле–са–ми
Вер–чу, вер–чу,
Са–дись ско–ре–е,
Про–ка–чу!
Чу! Чу!
С началом текста «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно ускоряясь. Затем движения выполняются согласно тексту. «Колесами стучу, стучу» дети топают ногами, «Колесами верчу, верчу» делают круговые движения руками впереди. Со словами «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.
Бабушка Маланья
(Народная игра)
Цель. Соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.
Организация. Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все поют:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С такими ушами,
С такими глазами,
С такой головой,
С такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах  руки в стороны; о глазах приставляются к лицу согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки, руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Затем в круг идет кто-нибудь другой, и игра повторяется.
Где мы были, мы не скажем
(Подвижная игра)
Цель. Активизировать глагольную лексику. Соотносить слово и движение.
Организация. Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего: «Где вы были? Что вы видали?», дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», и показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, которое дети выполняли, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилили дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.
Игра имеет два варианта: «Дед Мазай и зайцы» и «Дедушка Егор». Игру предваряет диалог:
Здравствуй, дедушка Мазай (дедушка Егор с длинной белой бородой)!
 Здравствуйте, зайцы (дети). Где вы бывали, что вы видали?
 Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем.
Эта игра доступна не всем младшим дошкольникам. Она становится популярной в более старших возрастах.
Лохматый пес
(Подвижная игра)
Цель. Соотносить действия со звучащим словом, закреплять способы приставочного образования глаголов (подойдем, разбудим, посмотрим).
Организация. Среди детей выбирают ребенка, который будет Псом. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Дети на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет.
После этих слов кто-нибудь из детей будит Пса (легко дотрагивается до ребенка, лежащего на коврике). Пес просыпается, по-собачьи рычит, лает, а затем бежит за детьми и догоняет их.
При повторении игры нового Пса можно выбрать при помощи считалки из числа победивших ребят.
Курочка-Рябушечка
Цель. Соотносить глагол с обстоятельством (куда? зачем?), образовывать глагол по звукоподражанию (пищать).
Организация. Из детей выбирают Курочку-Рябушечку. Ей на голову надевают шапочку. По сигналу водящего начинается диалог.
Курочка-Рябушечка, куда идешь?
На речку.
Курочка-Рябушечка, зачем идешь?
За водой.
Курочка-Рябушечка, зачем тебе вода?
Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат: «Пи-пи-пи».
После слов «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат: «Пи-пи-пи». Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой Курочки-Рябушечки.
Молчанка
Цель. Образовывать глаголы приставочным способом.
Организация. Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «молчок» все должны замолчать и не двигаться. Ведущий-воспитатель смотрит за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, он дает ведущему фант.
В конце игры дети выкупают фанты. Они выполняют действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза; выйди в раздевалку и войди обратно; отодвинь стульчик и задвинь обратно; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и др.
В эту игру с интересом играют дети всех дошкольных возрастов. В группе малышей разыгрывать фант лучше сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; задания придумывает воспитатель. Более старшие дети команды придумывают сами.
Сова
Цель. Образовывать глаголы по звукоподражанию.
Организация. Воспитатель обращается к детям:
Давайте поиграем в «Сову». Тот, кого выберут Совой, садится в гнездо и до поры до времени «спит». А все вокруг начинают бегать и прыгать: один может квакать, как лягушонок, другой блеять, как козленок, а еще кто-нибудь ржать, как жеребенок. Затем по крику «Ночь!» Сова откроет глаза и начнет летать. Совы всегда днем спят, а ночью охотятся. Все должны замереть. Кто пошевелится или засмеется платит фант.
Для разыгрывания фантов используются следующие команды: пошипи, как змейка; покукарекай, как петух; залай, как собака; затруби, как слон; зажужжи, как муха; зазвени, как комар; замяукай, как кошка; заквакай, как лягушка; закрякай, как утка; завой, как волк; зарычи, как тигр; заржи, как лошадь; зафыркай, как еж; замычи, как корова и т. д.
Молчок
Цель. Образовывать глаголы от имени существительного.
Материал. Барабан, дудочка, звонок, труба, машина с сигналом, свисток.
Организация. Дети хором говорят знакомый им текст:
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть:
Чик-чок, рот на крючок
И молчок!
Сказав слово «молчок», дети должны замолчать и даже не улыбаться. Эту задачу не очень легко выполнить многим детям. Кто нарушил правила игры, дает фант. Когда фантов около пяти, они разыгрываются. Для этого воспитатель подбирает барабан, дудочку, звонок, трубу, машину с сигналом, свисток. Педагог сидит спиной к детям. Ребенок из победителей берет чей-либо фант, показывает детям, подходит к воспитателю и спрашивает: «Что этому фанту делать?» Воспитатель дает различные задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке и т. п.
Кто выполнит поручение, тот получает свой фант обратно.
Смешинка
Цель. Понимать и соотносить с движением глаголы, образованные приставочным способом.
Организация. Выбирают Смешинку при помощи считалки:
Жили-были
Я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
Ребенок, которому досталась эта роль, смешит других детей: копирует движения медведя, хитрой лисы, трусливого зайца, неожиданно чихает, поет, говорит смешную считалку (стихотворение) и т. д. Дети должны не поддаваться Смешинке  тот, кто засмеется, платит фант. Если фантов около десяти, их разыгрывают. Воспитатель придумывает движения-задания: пройти прямо, спуститься вниз, подняться вверх, влезть, залезть, пролезть, спрыгнуть, наклониться, выпрямиться, перешагнуть, перепрыгнуть, присесть и пр. Ребенок, который неправильно выполняет заданное действие, не получает фант. В этом случае фант разыгрывается повторно либо на помощь приходит второй ребенок, который сумеет выполнить задание.
Все игры с разыгрыванием фантов интереснее проходят и осваиваются в разновозрастном коллективе, когда игровой опыт естественным образом передается от старшего ребенка к младшему. Поэтому в многокомплектном детском саду их желательно организовывать, приглашая к общению детей из разных групп (на участке, в музыкальном зале). Если игры организуются сразу с малышами, в них поначалу взрослый сам берет на себя как организацию, так и придумывание заданий.