Таблица Этапы развития моторных функций в онтогенезе.

Этапы развития моторных функций в онтогенезе

Возраст
Развитие моторных функций


от 2 до 3 месяцев
У ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.


До 3, 5 - 4 месяцев
Движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.


В 4 - 4, 5 месяцев
Появляются простые движения рук при контакте с объектом.


От 4 до 7 месяцев
В развитии действий с предметами наступает этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок отводит его при схватывании.


В 6 месяцев
Он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения


От 7 до 10 месяцев
Возникает этап "соотносящего" действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 - 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.
У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.



С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев
Отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В 1 год 3 месяца
Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный
· палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

В возрасте 2-3 лет
Психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.


Четырехлетние дети
Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).



В 5 лет
Функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.



В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.



В 6 лет
Моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.


В возрасте 6-7 лет
Улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.



Между 7 и 10 годами
В связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные .




15