Презентация Реализация ФГОС ООО на уроках географии в 5- классах: проблемы и перспективы, изменения в деятельности участников образовательного процесса


Реализация ФГОС ООО на уроках географии в 5-х классах: проблемы и перспективы, изменения в деятельности участников образовательного процесса I. Проблемы и перспективы «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».В.А. Сухомлинский Новая концепция школьного предмета «География» Изменились цели предмета.Место в учебном плане.Новая задача школьной географии. формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем На первый план в содержании географического образования выходит системно-деятельностный подход.Обучение географии должно быть личностно-ориентированным.Комплексный подход к построению содержания географии. Новая концепция школьного предмета «География» Методические принципы современного урока географии Субъективизация Метапредметность Деятельностный подход Коммуникативность Рефлексивность Импровизационность Практическая направленность. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.Обязательная рефлексия учащихся на уроке.Высокая степень речевой активности учащихся. Новая концепция школьного предмета «География» «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».К.Д. Ушинский ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ(кабинет географии, средства обучения географии) СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ(взаимодействие учеников, педагогов, родителей) ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ(содержание, методы, формы обучения) внутренняя внешняя урочная деятельность внеурочная деятельность УДОД общественные организации музеи, театры, библиотеки Географическая образовательная среда II. Изменения в деятельности участников образовательного процесса «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».Уильям Уорд 1. Подготовка учителя к уроку 6 класс 5 класс Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока. Учитель пользуется сценарнымпланом урока, предоставляющимему свободу в выборе форм,способов и приемов обучения Учитель должен руководствоваться, в первую очередь, учебником и методическими рекомендациями. Учитель должен использовать учебник, учебные иметодические пособия, ресурсы сети Internet, медиа-пособия, ЦОР и др. 2. Структурные элементы урока 6 класс 5 класс Организационный момент.Проверка домашнего задания.Объяснение нового материала.Закрепление.Итог урока.Задание на дом. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: «вспомнить – узнать – научиться».Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.Коммуникация.Взаимопроверка и взаимоконтроль.Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился. 3. Цели урока 6 класс 5 класс Усвоение знаний и умений учащимися. Формирование личности учащегося. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему они должны будут научиться. Формулируют сами учащиеся, определив границы своего знания и незнания. 4. Функции учителя на уроке 6 класс 5 класс Передать учащимся географическую информацию и создать условия для её усвоения. Организовать познавательную деятельность учащихся, быть их помощником и консультантом. 6 класс 5 класс Авторитарный Демократический с элементами педагогики сотрудничества 6. Взаимодействие ученика и учителя на уроке 6 класс 5 класс Общение между учащимися отсутствует. Преобладают «учитель – класс» и «учитель – ученик». Общение между учащимися в процессе учебной работы (коллективная организация). От учащегося требуется чёткое выполнение задания и краткий ответ на поставленный вопрос. Учащимся предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя. Пассивное принятие информации учащимися. Активное включение учащихся в образовательный процесс. 7. Формулировка заданий для учащихся 6 класс 5 класс Решите…, спишите…, сравните…, найдите…, выпишите…, выполните… и т. д. Проанализируйте…, докажите…, объясните…, сравните…, создайте схему/модель…, продолжите…, обобщите…, сделайте вывод…, исследуйте…, оцените…, измените…, придумайте… и т. д. 8. Форма деятельности учащихся на уроке 6 класс 5 класс Фронтальная работа. Групповая работа. Пассивное слушание. Активные действия. Выполнение заданий по указанию учителя. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи. Работа с источниками географической информации по рекомендации учителя. Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов. 9. Средства обучения 6 класс 5 класс Ведущие средства обучения – учебник, атлас и тетрадь. Средства ИКТ. Географические карты, схемы, аэрофотоснимки, картосхемы, картины, таблицы, диаграммы, графики, чертежи, профили, статистические материалы 10. Практическая работа 6 класс 5 класс Выполняется учащимися под руководством учителя с применением фронтальной формы организации деятельности Выполняется учащимися по намеченному плану с применением групповой и/или индивидуальной организации деятельности 6 класс 5 класс С целью контроля учителем уровня знаний и умений учащихся. Для достижения поставленной цели урока. 12. Контроль и коррекция знаний 6 класс 5 класс Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися заданий. Учащиеся осуществляют контроль, применяются формы самоконтроля и/или взаимоконтроля. Учитель в ходе выполнения задания учащимися и/или по его итогам осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. 13. Результаты обучения 6 класс 5 класс Предметные результаты. Предметные результаты + личностные и метапредметные. ЗУН приобретаются из учебников, поэтому учащиеся справляются в основном со стандартными заданиями. ЗУН приобретаются самостоятельно, поэтому учащиеся умеют применять знания на практике и способны действовать в нестандартных ситуациях. Основная оценка – оценка учителя. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Нет портфолио учащегося. Создание портфолио. 14. Итог урока 6 класс 5 класс Учитель выясняет у учащихся что они запомнили. Проводится рефлексия. 6 класс 5 класс Задание одно для всех. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом их индивидуальных возможностей. Спасибо за внимание