Роль свободного диктанта в формировании правописных навыков по русскому языку.


Учитель русского языка и литературы:
Меньщикова Любовь Витальевна
МКОУ «Залуженская СОШ»
Роль свободного диктанта в формировании правописных навыков по русскому языку.
Вопросы формирования правописной грамотности учащихся сегодня рассматриваются в контексте формирования коммуникативной компетенции школьников, ибо обеспечивают успешность письменного общения. Правописные умения и навыки всегда были приоритетны как цели обучения русскому языку в школе.
Несмотря на богатое методическое наследие, определяющее взаимосвязь работы по орфографии с развитием речи учащихся (В.А.Флёров, Н.С.Рождественский, М.В.Ушаков, М.Т.Баранов и др.), до сих пор в практике школьного преподавания русского языка сохраняется такое положение, когда процессы формирования правописных и речевых умений и навыков учащихся развиваются параллельно. В результате складывается парадоксальная ситуация: учащиеся могут анализировать явления орфографии, но при этом все эти знания остаются невостребованными в сфере практической деятельности школьников при решении творческих задач. Причина такого положения, по нашему мнению, в редком использовании видов работ, активизирующих формирование правописных и речевых умений одновременно.
В связи с вышесказанным правомерно поставить вопрос о сближении работы по орфографии с решением речевых задач в упражнениях коммуникативной направленности.
Это и определило мой выбор темы для самообразования.
Объект исследования - формирование правописных умений и навыков учащихся в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования – методика проведения свободного диктанта как неспециального упражнения на уроках орфографии.
Цель – рассмотреть роль и место свободного диктанта в процессе работы по формированию коммуникативной компетенции школьников.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
Изучена теория методики орфографии.
Проведён анализ методического наследия по вопросу использования речевых упражнений на уроках орфографии.
Освоена методика проведения свободного диктанта и проведена апробация её в ходе экспериментального исследования.
Выявлена эффективность свободного диктанта для формирования правописной и коммуникативной компетенции учащихся.
В ходе исследования использовались разные методы: изучение научно-методической литературы; моделирование методических материалов, проведение эксперимента; наблюдение за учебным процессом, анкетирование и проведение срезовых работ в ходе экспериментальной деятельности; обработка результатов исследования.
Определим теоретические положения, лежащие в основе экспериментального исследования:
Впервые свободный диктант был введен в практику преподавания русского языка Всеволодом Александровичем Флёровым в начале прошлого века.
Основной идеей программного опытного обучения взята система упражнений с учетом формирования правописных и речевых умений и навыков из опыта работы Михаила Трофимовича Баранова.
Экспериментальная работа проводилась в 2014/15 учебном году в МКОУ Дивногорская СОШ Лискинского района Воронежской области, где я работаю учителем. В эксперименте участвовали учащиеся 5 и 7 классов. В ходе эксперимента свободный диктант при изучении орфографической темы вводился после выполнения специальных упражнений – осложнённого списывания и объяснительного диктанта – и методика его включала речеведческий анализ, как на уроке развития речи проводится работа по подготовке учащихся к изложению, т.е. рассматривались коммуникативные умения в их соотношении со структурой речевой деятельности.
В рамках экспериментальной программы мы апробировали 2 блока упражнений, которые имели разные целевые установки.
В 1-ый блок вошли свободные диктанты с речеведческой составляющей: они моделировали 3 типа обучающих упражнений:
1. Упражнения, направленные на определение темы и основной мысли высказывания.
2.Упражнения, направленные на определение типа речи текста - повествования, описания и рассуждения.
3.Упражнения, направленные на определения логических связей микротем текста и способов связи предложений в них.
2-ой блок составили творческие работы - свободные диктанты нетрадиционных форм: свободный диктант с продолжением на основе личных впечатлений, свободный диктант с использованием картины.
Срезовые работы на начало эксперимента и конец эксперимента включали анкетирование учащихся и практику написания свободного диктанта.
Анализ результатов 1-го среза выявил актуальность исследования, так как результаты ожидаемо были невысоки. Затруднения вызывали: определение темы и основной мысли текста, деление текста на абзацы, передача языковых особенностей стиля речи, употребление авторских средств выразительности.
Использование свободного диктанта как вида неспециального упражнения в системе работы по орфографии помогло учащимся приобрести опыт практического решения орфографических задач при создании связного текста. Наряду с развитием правописных навыков совершенствовалась и речевая деятельность, что отражают результаты 2-го среза.
Сравнительно сопоставительный анализ результатов эксперимента выявил положительную динамику, как в орфографических умениях учащихся, так и в речевых: «прирост» составил 15%-20% по каждому критерию, который оценивался в контрольном срезе.
Подведем итоги. Место свободного диктанта при изучении орфографической темы после специальных упражнений перед изложением и сочинением. Свободный диктант является эффективным упражнением на заключительном этапе формирования правописного навыка, когда необходимо вырабатывать умение одновременно решать орфографические и речевые задачи.
Школьная практика показала, что частичное, редкое использование свободного диктанта предполагаемых результатов в выработке правописного навыка не принесет: только систематическое включение орфографических упражнений в самостоятельную творческую письменную деятельность учит видеть слово в контексте со стороны содержания и написания.
Выделим главное: при написании свободного диктанта процесс формирования правописных умений и навыков становится коммуникативно обусловленным, коммуникативно значимым, что и определяет значение этого вида работы при обучении русскому языку.